Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Миф о вековечной бедности простого русского народа

Миф о вековечной бедности простого русского народа


7-07-2012, 11:06 | Политика / Информационные войны | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (9) | просмотров: (2 803)

 

 

 

 

 

Миф о вековечной бедности простого русского народа

 

 

Весьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д.

В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.

Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск - его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провел 16 лет, где написал трактат «Разговоры о владетельстве», также известный как "Политика", в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России.

 


Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы..., а что можно выдумать нелепее того, что даже черные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?... Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шелка…

Следовало бы запретить простым людям употреблять шелк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие черные люди носят шелковые платья. Их жен не отличить от первейших боярынь.

 



Необходимо отметить, что только в 20 веке мир пришёл к тому, что фасон одежды перестал определять достаток человека. Пиджаки носят и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий.

А вот что пишет Крижанич про еду: «Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии.» А вот каким было, по данным В.Ключевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1.09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчел, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтелками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба».

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России. Вот что пишет Адам Олеарий, который, будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг-голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг. «Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дешев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку.» А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то ее не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег».


Борис Кустодиев. Сельская ярмарка. 1920

Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце 16 века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России: «Мы пробыли в городе[Казани] восемь дней, причем нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дешевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать».

А вот что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве: «Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук». Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса: «Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму». Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарем при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят».

В том же 17-веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны(1618–1648) было уничтожено около сорока процентов населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многоженство для восполнения людских потерь.

Однако, всё вышеописанное относится к периоду до 18 века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю: (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

 


«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далекий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живет в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предается отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина. Если бы здесь были лучше известны ремесла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку еще не достаточно прочувствовали необходимость ремесел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего, что необходимо для жизни. Продовольствие стоит так дешево, что, получая два луидора, крестьянин живет весьма зажиточно».

 



Обратим внимание, что о том, русское «рабство» крестьян более предпочтительным, чем «свобода» французских пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник Великой Французской революции, прошедшей под лозунгом «Свобода, равенство и братство». То есть у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права.

Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию:

 


Повсюду, мой дорогой друг, и у стен Версаля, и за сто лье от него с крестьянами обращаются столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. Можно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиранят больше, чем в отдаленных провинциях. Считается, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчастья, эти господа должны постараться помочь с теми справиться. Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб. Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролет, выгоняя из своих виноградников разоряющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. Работник, согбенный в рабской покорности, часто понапрасну тратит свое время и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гонят его, если только он вздумает попросить плату за свой труд.

 


Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян, «свобода» которых, по мнению Ромма, хуже «рабства» русских крепостных.

А. С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».

Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского. Вот что писал в 1824 г. английский капитан Джон Кокрейн. «Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дешевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами». Напомним, что в 1741 г. голод унес в могилу одну пятую часть населения Ирландии — около 500 тыс. человек. Во время голода 1845-1849 гг. в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841—1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%. В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн 459 тыс.

Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос:

«Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задешево доставить на место и сложить», - Адам Олеарий.

«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продается невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки их перевозятся куда угодно», - Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу готовых деревянных домов самого разнообразного вида. Покупатель, являясь на рынок, объявляет, сколько хочет иметь комнат, присматривается к лесу и платит деньги. Со стороны покажется невероятным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», - писал Уильям Кокс, английский путешественник и историк, дважды посетил Россию (в 1778-м и 1785 гг.). Другой английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины».

А вот что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году:

 


Внутри избы были две комнаты. В одной из них находились большая русская печь и около нее разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими святых с большими головами, темными лицами и тонкими длинными руками.
..
Другая комната была просторнее. Тут у стены стояла большая кровать, завешенная ситцевым пологом. Под окнами опять тянулись скамьи. В углу, так же как и в первой комнате, стоял стол, покрытый самодельной скатертью. В простенке между окнами висели часы, а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплетах. В другом углу стояла ручная машина Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса. Во всем доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены.



Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы.

Литература:
1. «Россия - это сама жизнь. Заметки иностранцев о России с XIV по XX век»
Издательство Сретенского монастыря, 2004 г.
2. А. Горянин. Мифы о России и дух нации, М., Pentagraphic, 2002
3. В. Мединский. О русском пьянстве, лени и жестокости. М. Олма, 2008
4. А.В. Чудинов О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факты
5. Ричард Пайпс. Россия при старом режиме.
6. В.К.Арсеньев. По Уссурийскому краю. Дерсу Узала. М., Правда, 1983.



Источник: perevodika.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится10



Комментарии (9) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #9 написал: svelex (13 июля 2012 19:19)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Геша
    конкретной казачьей донской станице- отребье, изгои, пяницы и бездельники

    надо же ! откуда так много было люмпен пролетария в станицах , что они силой взяли всё ? wink обычно такие маргиналы в либо в жутком меньшинстве- либо это уже не казачья станица wink


    Цитата: Геша
    А "зажиточные" по вашему определению, были настоящими русскими людьми - православными с крепкой верой, защитники границ Российской Империи, работящие, рукастые и хозяйственные,подчиняющиеся законам большинства, с крепкими хозяйствами и многодетными семьями.


    Моё определение здесь не играет роли , есть исторические факты , факты на которые не вы не я не сможем влиять из нашего времени Кулаки Кулаки (kulak), первоначально в России так называли ростовщиков, торговцев и др. лиц, занимавшихся стяжательством. В узком смысле термин стал применяться по отношению к зажиточным крестьянам, к-рые в рез-те аграрных реформ Столыпина (1906) приобрели относит, крупные зем. наделы и использовали наемных работников. Предполагалось, что как новый элемент в сельской России К. станут стабильным ср. классом и консервативной полит, силой. В период введенной Лениным новой экономической политики (1921) они во все большей мере стали представлять собой потенциальную угрозу ком. гос-ву, а принятая Сталиным политика коллективизации (1928) не могла не вызвать их сопротивление. В период с 1929 г. по 1934 г. подавляющее большинство крупных наделов было коллективизировано, а К. ликвидированы как класс.
    Вам мало? Пройдите сюда Кулачество как класс



    Цитата: Геша
    Так что не пылите нравоучениями и лозунгами

    Помилуйте , я всего лишь задал вам вопрос


    Цитата: Геша
    И не из книжек ( уж не знаю, в отличие от вас, наверное) я это вычитала и расписала, а от своей бабушки 1905 года рождения

    Сами понимаете - источник спорный и авторитет имеет только в вашем восприятии


    Цитата: Геша
    Журнальчик у меня есть, называется "Журналъ для хозяек" 1917 годика

    Здесь вы тоже маху дали wink это ж "работница" того времени кто ж там правду пишет? wink



    Цитата: Геша
    красивыми фразами в оправдание революций прикрыть

    Это из каких моих фраз вам почудилось?



    Цитата: Геша
    И ваши злорадное "на вилки насадили" выдает бо-ольшое ваше желание повторить дедовские опыты и получить теми же граблями.

    Ну если б я повторил этот опыт грабли торчали бы опять не во мне wink А если серьёзно - любите историю , изучайте фактологию, хотя согласен своихбабушек всегда жальчее чем чужих, здоровья вам и всего хорошего wink

       
     


  2. » #8 написал: shy (9 июля 2012 03:12)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 32
    Рейтинг поста:
    0
    В начале 20-го века столица Великобритании считалась культурной и просвещенной. Но однажды туда на экскурсию приехал Джон Гриффит Чейни, прогулялся по Лондону, написал книжку "Люди бездны" и тем самым испортил англичанам имидж. А на Руси перед иностранцами "марку" держали всегда.


    --------------------
    Да - блажен кто верует. Вот только слово "блаженный" имеет несколько значений.

       
     


  3. » #7 написал: Геша (8 июля 2012 23:43)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: svelex
    кто революцию делал ? просто так зажиточных на вилки насадили?

    Я написала кто именно делал "революцию" в конкретной казачьей донской станице- отребье, изгои, пяницы и бездельники, прикрывшие свою зависть и злобу красивыми лозунгами и вдруг наделенные властью только потому, что подходят под параметр "беднота". Они же были судьями,грабителями перин, шуб и вообще всего приглянувшегося. А "зажиточные" по вашему определению, были настоящими русскими людьми - православными с крепкой верой, защитники границ Российской Империи, работящие, рукастые и хозяйственные,подчиняющиеся законам большинства, с крепкими хозяйствами и многодетными семьями. И не из книжек ( уж не знаю, в отличие от вас, наверное) я это вычитала и расписала, а от своей бабушки 1905 года рождения ( девочкой была при всех этих событиях), из старинных фотографий и записей воспоминаний, которые я еще по молодости собирала у своих родственников.
    Так что не пылите нравоучениями и лозунгами. Я писала уже - все сложно было, понять- разобраться, кто прикрывается красивыми речами, а кто обычным своим ежедневным трудом,законопослушием и взаимопомощью истинную Россию строит, многим тогда не дано было, как и сейчас, впрочем. Все бы "Рэволюцию", непремнно с большой буквы, делать.
    Журнальчик у меня есть, называется "Журналъ для хозяек" 1917 годика. И читаю я там статейку на первой редакторской странице о положении в стране, типа. И вполне уверена, что пишет член большевистской партии - и лозунги о земле крестьянам, и станки рабочим и свободу, равенство, братство, все тонко закручено, гладко и соответствует моменту. А внизу приписочка "по всем вопросам обращаться", далее питерский адресок и, о новость, анархистская партия. Было и пытаются снова красивыми фразами в оправдание революций прикрыть собственное недомыслие, невежество,жажду власти, зависть, непоноценность и прочие комплексы, перемешанные с романтическим желанием войти в историю.
    И ваши злорадное "на вилки насадили" выдает бо-ольшое ваше желание повторить дедовские опыты и получить теми же граблями.

       
     


  4. » #6 написал: svelex (8 июля 2012 21:26)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Геша
    Текст- то мой читали? Али многа букфф?

    много букафф не значит ничего , и ваши литературные таланты в описании кисельных рек с молочными берегами - ни к чему , скажите кто революцию делал ? просто так зажиточных на вилки насадили?

       
     


  5. » #5 написал: Геша (8 июля 2012 01:13)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: svelex
    любезный , вы на время процесса обратите внимание - март 1917

    Мила-ай, я вам про Фому, вы мне про Ерему. Текст- то мой читали? Али многа букфф?

       
     


  6. » #4 написал: svelex (7 июля 2012 22:01)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Цитата: Геша
    Бабушка рассказывала как проходило раскулачивание

    любезный , вы на время процесса обратите внимание - март 1917 , и кто такие кулаки и как строились отношения в общине вам еще стоит разобраться, и батраки wink кто были? были их соседи с которых сдирали три шкуры вот и вилы пришлись к месту

       
     


  7. » #3 написал: akborz25 (7 июля 2012 20:20)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментария 42
    Рейтинг поста:
    0
    Мои предки из Сибири всегда жили зажиточно, много работали, семьи были многодетными! Русские богатый народ и материально и духовно!

       
     


  8. » #2 написал: Геша (7 июля 2012 20:02)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    Могу рассказать кто же был кулаком и кто их на вилы поднимал. Моя бабушка мне рассказывала. Семья их считалась зажиточной среди казаков. А казаки всегда жили гораздо богаче обычных крестьян, так как по договору с Российским Императором несли с 18 лет 20-летнюю службу по охране границ и за эту службу им выделялись земли. Так вот, в казачьей станице у всех были лошади, и для службы, и для работы. А у бабушкиного отца был табуньчик из 20-30 лошадей, большая конюшня, много сыновей и соответсвенно много земли под пашни( земли выдавались служивым мужчинам). Держали коров, свиней, кур, гусей, коз и овец, был большой собственный сад, выпас и земли под огород, где выращивали картошку, репу,горох,тыкву, лук и огурцы. Семья была большая: старшие отец и мать, сыновья с женами и с дюжиной- полторы разновозрастных детей, незамужние еще дочери. У каждого сына - свой дом и хозяйство неподалеку, но работы - все вместе. Работали все с утра до ночи: мелкие дети таскали с речушки воду на тележках для полива огорода, глину с овражков для подмазывания пола и стен, пасли коз и овец, ходили в ночное со старшими детьми , кормили кур, другую птицу и мелкую живность, пололи траву; подростки косили со взрослыми сено, носили воду для хозяйства, заготавливали дрова для печей, им доверяли пасти крупный скот, охотились, ловили рыбу, сеяли и жали зерновые вместе с мужчинами, ухаживали за лошадьми; мужчины растили пшеницу и овес, заготавливали дрова, строили дома и все хозпостройки, а еще и служили по несколько месяцев в году на сборах ( если уже отслужили полную службу 4 года); женщины управлялись с хозяйством, огородом, ухаживали за скотом, заготавливали ягоды, грибы и банные венники. И при этом рук не хватало. Нанимали батраков. В бабушкиной семье было 4 батраков. Они жили в отдельной "кухоньке", ели за одним столом со всеми, работали ровно столько же, сколько и остальные. По осени с ними расчитывались и они отправлялись в соседнюю деревню, не казачью. А еще на окраине жили "гиблые", то есть бывшие казаки спившиеся, поротые на сходках за безделье, мелкое воровство, лишенные земель за их порчу (неиспользование). И там же приселялись к ним люди беглые, не казачьи, пьющие и прочий сброд. Но селили таких за станицей. на выселках. Когда советская власть все же пришла в станицу, вот тогда эти с окраин и объявили себя "униженными пролетариями". Бабушка рассказывала как проходило раскулачивание. Шли от дома к дому, все станичники позакрывались, боялись, так как до этого казаки уже навоевались в гражданской, мало кого из из крепких мужиков осталось. Подошли к калитке моих предков и ну решать, что именно экспроприировать будут, давай вспоминать, что у Парашки видели хорошего- шубку беличью, перину чистого пуха, вроде как шали шелковые у нее несколько штук есть, то на Пасху их видели, то в Масляницу, да все разные, и швейную машинку Зингер не забыть бы, да как нести-то. А мужики стоят прикидывают сколько лошадей осталось,куда стадо можно отогнать, да сбруя вся знатная, плуг опять же. Вот и выгребли все, велели вещички и мелюзгу-детей собирать и грузить на подводы- на высел. Всех таких же казаков ( а это вся станица , считай) согнали в центр на подводах, бабы воют,дети на руках пищат, пожитков много на всех на одной подводе не уместится, детей и стариков бы рассадить, а взрослые пешком рядом шагали. Семью моей бабушки те самые батраки спасли, они защитили, сказав, что не угнетатели и не кровососы, а работали вместе с ними, кормили за одним столом и оплачивали работу честно. А вот братья бабушкины с семьями отправились в теплушках в Сибирь,малые дети все по дороге умерли, мать тоже не дожила. Часть их батраков среди "пролитарьята" оказалась, они и осудили на смерть. Но в результате где эти "судьи"? А дети бабушкиных братьев все выучились,один директором школы в Сталинграде работал, другой в науке открытия делал.
    Сложно там все было, не лучше чем сейчас. Кто "прольетариат", кто "кулак", кто чистый "белоленточник", кто "красная гебня"? Время все ставит на свои места. Жаль, что через кровь.

       
     


  9. » #1 написал: svelex (7 июля 2012 15:52)
    Статус: |



    Группа: Гости
    публикаций 0
    комментариев 0
    Рейтинг поста:
    0
    тогда кто ж кулаков в марте 1917 на вилы поднимал ? чёрный люд в золотом расшитых рубахах?

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map