…сгорела в неравном воздушном бою.
Давеча на просторы Рунета выплеснулась очередная порция «компромата» от свободной, — судя по всему, от совести и разума — прессы. Полнейшая безграмотность журналистов, а также невозможность проверять каждый чих «независимой прессы» приводит к тому, что информационное пространство нашей страны заполнено «сенсационными» и «аналитическими» материалами, далекими как от реальности, так и от элементарного здравого смысла.
Прежде чем мы перейдем к разбору очередной «утки», хотелось бы познакомить читателей с высказыванием публициста Николая Ханова :
Если у вас нет времени разбираться в происходящем и не хочется быть «бараном», то самый простой выход — отгородиться от потока пиара. Фильтровать все что можно, не смотреть зомбоящик. А как же быть, если хочется разобраться в происходящем и составить свое собственное мнение? В этом случае вам придется попотеть. Надо постоянно помнить, кто вам предоставляет информацию, спрашивать себя «А зачем он это делает?», сопоставлять различные источники информации (желательно враждебные), отсеивать комментарии от голых фактов, выходить на первоисточники. К слову, интернет в этом очень хорошо помогает. Например, при отслеживании событий в Южной Осетии я читал различные форумы с впечатлениями непосредственных участников, в том числе и грузинские, сопоставлял новости с сайта BBC с нашими выпусками новостей, и т.д. Хочу сказать, что это была достаточно непростая работа, но она того стоила.
Кстати, тут на руку играет направленность пиара на среднестатистическое большинство. У плохих и не очень дядечек нет возможности (и необходимости) закапывать правду глубоко. Так что фильтруйте, господа, все что можно. Анализируйте, проверяйте и сопоставляйте. Истина не так глубоко.
Почему и к чему было написано столь объемное вступление? Буквально на днях появилась информация о том, что во время ремонта АПЛ «Екатеринбург» и произошедшего в процессе ремонтных работ пожара могли пострадать ракеты с ядерными боеголовками, которые, по словам неизвестных источников, находились на борту ремонтируемой лодки.
Давайте перейдем от слов к делу, т.е. непосредственно к материалам прессы. Одним из источником, распространявших информацию , хотя нет, какую к черту информацию — вброс , «псевдоинформационный» шум о чуть было не случившемся Чернобыле-2, является вполне себе респектабельное издание «КоммерсантЪ». С полным текстом вы можете ознакомиться самостоятельно по ссылке. Ниже по тексту цитаты из источника будут даваться курсивом, авторские комментарии — обычным шрифтом.
Итак, вот и первый фрагмент из предложенного читателям текста.
Цитирую: в 6 км от Мурманска ярким пламенем горел атомный подводный стратегический ракетоносец К-84 «Екатеринбург», на борту которого находились ракеты с ядерными боеголовками, торпеды и два атомных реактора. И все усилия пожарных на протяжении долгих часов не давали результата.
Автору статьи видимо очень нравятся яркие, броские эпитеты. Между тем, горящая резина, «обтягивающая» легкий корпус лодки, способна породить скорее едкий, удушающий дым, нежели яркое пламя, достойное голливудских блокбастеров. Это вы можете увидеть и на приведенной в статье фотографии, снятой вблизи, а не с расстояния 6 км. Вот собственно фото поврежденной пожаром части и той самой резины, что горела «ярким пламенем»:
Далее автор статьи нагнетает обстановку и приводит информацию, на первый взгляд, не имеющую непосредственного отношения к обсуждаемой проблеме, а именно:
Перед отправкой в док подводники успели культурно отдохнуть: в середине ноября к ним в гости по «шефской» линии из Екатеринбурга приехали музыканты рок-группы «Чайф», которые выступили с концертом и даже переночевали на лодке.
Какое впечатление должно сложиться у простого читателя? Ах, эти русские сначала «культурно отдохнули», а потом не могут разобраться, кто же бросил валенок на пульт. Казалось бы пустячок, ведь любому разумному человеку ясно, что выступление группы «Чайф» в воинском коллективе бурным застольем сопровождаться не могло. Тем не менее, большинство читателей в армии и тем более на флоте никогда не служили. С подачи автора воображение рисует падающих за борт моряков, лодку, идущую пьяным зигзагом, старпома, распевающего песни в кают-компании в обнимку с лидером группы «Чайф». Писаки из «Коммерсанта» даже «оставили» музыкантов ночевать на лодке, между тем на официальном сайте группы «Чайф» такой информации нет. Кроме того концерт проходил не на лодке, а в гарнизонном Доме офицеров. Зачем было упоминать об этом мероприятии? Ведь к обсуждаемым проблемам оно не имеет ни прямого, ни косвенного отношения. Как нетрудно заметить, между описываемыми в заметке событиями и интересующим нас выступлением прошло более месяца. То есть можно с уверенностью утверждать, что за это время всех моряков из воды извлекли, в кают-компании прибрались, а лодка обрела твердую поступь.
Читаем статью далее. И на ум сами по себе приходят слова из песни В.Высоцкого :
И, словно мухи, тут и там ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам.
Вот ведь что получается — наши «творцы» из «Коммерсанта», как те самые старухи, просто напросто разносят слухи. Цитирую:
Слухи о наличии ракет и торпед на подлодке начали опровергать почти сразу после появления сообщений о пожаре. Специалисты и комментаторы разных уровней уверяли, что при любой постановке в док обычный и, тем более, ядерный боезапас с боевых кораблей и подводных лодок снимается.
Тем не менее, у «Власти» есть все основания считать, что в момент пожара боезапас на «Екатеринбурге» был.
Давайте вместе попытаемся понять, что является предпосылкой для вышеупомянутых оснований — реальная информация, слухи, — или элементарное невежество журналистов, ставшее в крайнее время фирменным знаком российской «независимой» прессы.
Итак, основание номер раз:
постановка в док для осмотра с боезапасом практикуется часто. Иногда боезапас выгружают: окончательное решение принимается командованием «по ситуации».
Откуда почерпнута эта информация, никому не ведомо, читатель должен бездумно и робея полагаться на слова сочинителя пасквиля. А если проверить?
Вот что нам говорит Корабельный Устав ВМФ, ст. 401:
«При постановке корабля в док боеприпасы и взрывчатые вещества сдаются на береговые склады, за исключением тех, которые определяются каждый раз специальным указанием командира соединения.»
Таким образом, на корабле после постановки в док могут остаться только боеприпасы к стрелковому оружию . Это максимум! Ни один командир корабля, ни одно ответственное лицо со стороны судоремонтников, находясь в здравом уме, не пойдет на нарушение основополагающих документов. Тем более, что в этом нет и не было никакой острой необходимости. Процитирую слова офицера, отдавшего многие годы службе на флоте: «за 23 года на флоте таких «ситуаций» не видел и не слышал». К этому вопросу мы еще вернемся.
Переходим к основанию номер два :
«Во-вторых, выгрузка и погрузка торпед и особенно ракет — процедура непростая и может длиться до двух недель. Она может существенно затянуть доковый осмотр (первоначально задуманный как краткосрочный) и сорвать график выхода ракетоносца на боевое дежурство».
Хотелось бы заметить, что процедура выгрузки и погрузки вооружения всегда планируется заранее, и нарушить график никак не может, т.к. сама является частью этого графика. Вывод корабля из линии — это всегда ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРОВАННОЕ мероприятие, включающее в себя выгрузку БЗ + ремонт + загрузку. На самом деле процедура куда сложнее и строго регламентируется, как Корабельным Уставом, так и иными документами, но это не главное. Не побоюсь еще раз повториться, главным является то, что, вопреки утверждениям писак из «Коммерсанта», все мероприятия ЗАРАНЕЕ СПЛАНИРОВАНЫ.
Откуда же взялся срок в две недели, «необходимый» на разгрузку вооружений? Ответ на это вопрос достаточно прост и находится в…..Корабельном Уставе. Процитирую ст. 335:
«За три недели до начала заводского ремонта (переоборудования, модернизации) корабль выводится из кампании. Проводятся подготовительные мероприятия для постановки его в завод. После согласования заявляемых и принимаемых к исполнению ремонтных работ, корабль принимается заводом для ремонта (переоборудования, модернизации) по акту. Акт подписывают командир корабля, органы управления флота и представители завода. Началом ремонта (переоборудования, модернизации) считается дата, когда подписан акт приемки корабля в ремонт (переоборудование или модернизацию)».
Итак, мы видим, что «сочинители» не только творчески подошли к переосмыслению основополагающего документа флотской службы, но и сделали выводы, противоположные его смыслу. В корне неверные выводы. КУ ВМФ говорит нам о том, что корабль выводится из кампании за 3 недели до начала ремонта, писаки утверждают, что на разгрузку вооружения требуется две недели, которые-де сломают график выхода лодки на боевое дежурство. Это свидетельствует не только о полной некомпетентности авторов, но и о сомнительной достоверности всего материала в целом.
Долго ли, коротко ли, но вот мы с вами, уважаемые читатели, добрались и до основания номер три, цитирую:
В-третьих, по данным «Власти», уже после ликвидации пожара К-84 не осталась на заводе, а в первые же дни января спешно отправилась сначала в бухту (губу) Окольная, а затем в губу Ягельная — на место постоянного базирования. И там и там находятся базы вооружений Северного флота, в том числе склады межконтинентальных ракет и ядерных боевых частей, а также оборудование для их погрузки и выгрузки.
«Предполагать»- не значит жениться! На базах флота, помимо прочего, имеются еще и подразделения радиационного контроля с дозиметрами! Эх, если бы кто сообщил это журналистам! Можно только предположить, какими бы заголовками пестрели недавние выпуски газет. Вы думаете, что это является главной тайной флота? Нет, конечно же нет! Пока борзописцы отдыхают, поведаю вам, что в Ягельной и Окольной есть береговые гальюны, по-простому, — туалеты, расположенные на земле. Так вот, зная этот безусловно ДОСТОВЕРНЫЙ ФАКТ, мы можем сделать вывод, что моряков АПЛ «Екатеринбург» поразила диарея. Чем эта причина хуже предложенной авторами статьи? Она, как минимум более реальна, правда, никакой романтики и поводов для сплетен и паники. На поносе сенсацию не слепишь. Кроме того, а кто вообще отследил маршрут атомной подводной лодки?
Ну и напоследок: мы все умрем! И эта непреложная истина доказывает, что во время пожара на АПЛ «Екатеринбург» находились ракеты с ядерным боезарядом, иначе с чего нам помирать-то? Давайте все же отложим наш отход в мир иной и не будем паниковать по надуманным поводам.
«Вряд ли «Екатеринбург» экстренно вывели из Росляково для погрузки боезапаса: после пожара подлодка надолго вышла из строя. Единственный смысл такого перебазирования — задача выгрузить находившиеся на К-84 ракеты и торпеды».
С «единственным смыслом» мы уже разобрались абзацем выше. Кроме того, хотелось бы заметить, что несмотря на имеющиеся повреждения, лодка все еще способна к ограниченному выполнению своих задач, а именно, ракетный пуск может быть произведен хоть от причальной стенки. Немного утрировано, но тем не менее, вполне возможно.
В-четвертых, факт наличия боезапаса в момент пожара «Власти» подтвердили сразу несколько независимых друг от друга источников в командовании ВМФ и на Северном флоте.
Разумеется, источники пожелали остаться анонимными. Подтверждения приснились авторам после посещения очередного фуршета? Учитывая, что статья содержит в основном ложь, нет никаких оснований верить (обратите внимание нас призывают в очередной раз ВЕРИТЬ) авторам о том, что у них БЫЛИ эти самые компетентные «анонимные источники».
Прежде чем продолжить разбор статьи, хочется напомнить всем читателям о замечательном рассказе Марка Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету«. Не находите ничего схожего с нашей ситуацией, с нашими авторами?
«Гуано – ценная птица, но ее разведение требует больших хлопот. Ее не следует ввозить раньше июня и позже сентября. Зимой ее нужно держать в тепле, чтобы она могла высиживать птенцов» (с) Вспомним также подкустовного выползня…
В качестве промежуточного итога горе-аналитики предлагают вместе с ними подсчитать вооружение которое, по их мнению, могло находиться на борту АПЛ:
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что 29 декабря на «Екатеринбурге» находились:
16 (по данным ряда источников, чуть меньше) межконтинентальных ракет Р-29РМУ2 «Синева», на каждой из которых, по официальным данным, обычно размещены четыре боеголовки (в принципе «Синева» может нести до десяти боевых частей)…….электрические торпеды и противолодочные ракетоторпеды. …..два водо-водяных атомных реактора ВМ-4СГ тепловой мощностью 90 МВт. Активная зона каждого состоит примерно из 250 сборок тепловыделяющих элементов суммарной массой около 350 кг (в том числе примерно 70 кг урана-235). То, что реакторы, по всей вероятности, были заглушены, никак не влияет на количество радиоактивных веществ в них.
……Сильнейший огонь бушевал рядом с торпедами, всего в 40 м от ракетных шахт и в 100 м от ядерных реакторов. С целью избежать взрыва, моряки в раскаляющемся первом отсеке начали выгружать торпеды из аппаратов.
Давайте посмотрим на начало статьи, где журналисты пытаются нас убедить в том, что во время ремонта на лодке таки были торпеды и ракеты. Теперь обратим внимание на последнее процитированное предложение. Что же мы видим? Нам предлагают представить моряков, выгружающих торпеды вручную. Так вот, уважаемые читатели, зачем нужно было городить огород и пытаться доказать наличие боезапаса в начале статьи, если ближе к концу автор утверждает, что торпеды из лодки выгружали чуть ли не вручную на глазах у нескольких сотен свидетелей ? Складывается впечатление, что автор к концу своего повествования забыл, о чем писал в начале, и в погоне за красотой и динамичностью повествования элементарно приврал, расписав в красках драматический момент выгрузки торпед. Как видно, у журналистов и редакторов издания не только с памятью проблемы, но и с логикой явные нелады, т.к. только описанного момента было бы достаточно для громкого скандала с отставками на флоте. Опять-таки, если бы автор был уверен в достоверности этого момента, не имело никакого смысла вымучивать «неоспоримые, очевидные факты» в начале статьи.
Заметим, кстати, что ракеты и торпеды выгружаются не просто с помощью кранов, а с помощью т.н. загрузочных устройств, например:
Таких устройств в доке просто напросто не было и быть не могло, а без них ракеты и торпеды выгрузить вообще невозможно. Действия при аварийной ситуации, в случае отсутствия загрузочных устройств, не имеют ничего общего с предложенным авторами статьи вариантом.
«Выгрузка торпед» производится через торпедопогрузочный люк на носовой оконечности. Это примерно на 1/2 длины от рубки в нос. Получается, что «неизвестный источник» видел, как прямо над «кастриком», в дыму, «вручную» корячились титаны способные, максимум вдвоем (иначе не сподручно) тягать «дуру» метров семи и весом в пару тон. Или писаки имели ввиду торпеды из аппаратов в отсек, а их «источник» был в это время в отсеке и все это документировал?
В завершении «разбора полетов» творческой мысли фантазеров из «Коммерсанта» хотелось бы сказать пару слов о возможном вреде от пожара как для ракет с ЯБЧ, так и для самого реактора. Возможно, авторы решили протестировать аудиторию на техническую грамотность, иначе объяснить взрывающиеся как пороховые бочки ядерные реакторы объяснить нельзя. Ведь не станем же мы думать, что авторы полные технические профаны?
Само устройство подводной лодки, ее 50-миллиметровый прочный корпус является серьезным препятствием для проникновения огня в отсеки. Возьмите сковородку, попробуйте ее нагреть и пожарить яичницу при помощи десятка спичек. Получилось? Вот такая же ситуация была и в случае с «Екатеринбургом». Только представьте себе размеры костра, нужные, чтобы нагреть 10 тыс. тонн стали. Даже на фото, представленных в качестве иллюстраций в «Коммерсанте», хорошо видно, что на легком корпусе находятся люди.
В истории нашего флота были случаи, когда ракеты при погрузке падали на корпуса лодок, разливалось и загоралось ядовитое ракетное топливо, при этом никаких взрывов боеголовок не происходило. Реактор находится внутри цистерны биологической защиты, заполненной водой. Толщина и прочность стенок реактора такова, что при аварии на К-140 (Авария Коржа) позволила выдержать несанкционированный выход на мощность (без охлаждения!!!!), равную 1000 номиналам! Корпус реактора при этом из изначального цилиндра 1 м в диаметре превратился в грушу, но даже шпильки не сорвало! А вы говорите — нагреть пожаром у 1-го отсека! Заглушенный реактор представляет такую же опасность, как свечка для монашки. Кроме того, через ЦБЗ не проходит ни одной трубы, ни одного кабеля из носовых отсеков.
Выводы. Авторскому и редакционному коллективу «Коммерсанта» за богатую фантазию можно поставить твердую пятерку. В остальном предложенная к рассмотрению статья «Паленая лодка» является мало соответствующим действительности, рассчитанным на ленивого читателя фантастическим материалом. Основой «разоблачения» стали выдвинутые самими же авторами безграмотные предположения. Как известно, на основании неверных предпосылок невозможно сделать правильные выводы. Прикрываясь правом не раскрывать источники, некоторые мерзавцы в своих «расследованиях» взрывают очередную «бомбу» в сознании людей. Как знать, какой эффект и какую «площадь поражения» имеют такие вот «бомбы».
Не будем забывать, что в том же судостроении, судоремонте присутствуют и пересекаются интересы «сильных мира сего». Некоторым из них такие вот «разоблачения» играют только на руку и используются как средство в аппаратной борьбе, в борьбе за ресурсы и денежные потоки. Пожар на АПЛ «Екатеринбург» стал своего рода подарком для таких людей. Осталось только преувеличить масштабы да драматизировать ситуацию, что мы с вами и наблюдаем.
При написании материала использован: Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации; введен в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 01 сентября 2001 года № 350.
Неоценимую помощь в подготовке материала оказали участники проекта Севастопольский Вальс.
Автор (авторский коллектив) не претендует на звание «истины в последней инстанции». Материал не является заказным или проплаченным.
— Олег Мерк (Страх), форум Глобальной Авантюры Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|