Нелицеприятные заявления Геннадия Онищенко относительно качества украинской сырной продукции внешне выглядят как «наказание» со стороны Москвы
Достаточно нелицеприятные заявления, которые сделал главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко относительно качества украинской сырной продукции, внешне выглядят как «наказание» со стороны Москвы за отказ украинской правящей элиты интегрироваться в единое пространство. Однако давайте не будем забывать, что Онищенко по долгу службы отвечает за безопасность пищевых и продовольственных товаров, которые поступают на российский рынок. Таким образом, продекларированные меры в первую очередь обусловлены этим.
Общественности были представлены невнятные объяснения закрытия санэпидемстанций
Онищенко опасается, что с упразднением санэпидемстанций понизится качество контроля над пищевой продукцией, которая поступает в Россию из Украины. Конечно, сырное эмбарго можно трактовать и как принуждение к вступлению в Таможенный союз. Надо отметить и еще одну характерную вещь: после выступления главного санитарного врача РФ последовали контрзаявления с украинской стороны. Причем я бы сказал, что на суд общественности были представлены достаточно невнятные объяснения причин закрытия санэпидемстанций. Первый достаточно сомнительный тезис состоит в том, что таким образом сокращается еще одна контролирующая структура. И второе: что это – сближение украинских и европейских стандартов в данной сфере. Украина начала приближаться к евростандартам еще в 1990-е гг., когда во времена правления Кучмы она отказалась от шестизначного номера на почтовых конвертах и перешла на пятизначный. Если такая нумерация не вызывает возражений со стороны России, то, как говорится, ради Бога.
Однако упразднение санэпидемстанций не могло не вызвать самых серьезных опасений со стороны российских санитарных врачей, потому что закономерно возникает вопрос, сможет ли новая структура нормально контролировать качество выпускаемых на Украине продуктов. Вот почему, на мой взгляд, принятие евростандарта еще не означает сохранения того качества, которое имеется. Вот почему я бы не стал усматривать в действиях российского Роспотребнадзора какие-то политические шаги. Скорее речь идет о мерах, которые принимает профессионал, должным образом выполняющий свои регулирующие функции и заботящийся о здоровье граждан. Онищенко – это чиновник государственного уровня, который говорит те слова, которые и должен был сказать, находясь на таком посту.
Слова Онищенко следует расценивать исключительно как заботу о здоровье граждан РФ
Пикантность ситуации заключается в том, что команда Януковича «подставляет» украинских сельхозпроизводителей, не будучи с ними афилированной. Понятно, что экспорт сыров и вообще вся эта пищевая группа товаров не является серьезной доходной статьей. Если бы производители сыров были, условно говоря, завязаны на Януковича и интересы близких его клану людей, то действия Москвы можно было бы рассматривать как способ политического давления. Но ввиду того, что пищевая группа ни в коей мере не ассоциируется с теми людьми, которые сегодня находятся на первых постах в органах законодательной и исполнительной власти, соответственно, слова Онищенко следует расценивать исключительно как заботу о здоровье граждан РФ.
Если бы кто-либо из нас обладал даром узреть, где находятся экономические интересы людей, которые сегодня принимают решения на Украине, мы могли бы точно утверждать, что евроинтеграционный курс зависит от того, где находятся вклады. Но ввиду того, что мы этого не знаем, мы можем предположить, что евровектор украинских властей обусловлен интересами отдельных личностей, которые могут влиять на принятие решений.