Страстная пятница прочно связана для нас не только с далекими евангельскими событиями, но и с приснопамятным указом президента (по всем признакам незаконным) о роспуске предыдущего состава ВР. Потому и на эту пятницу мы пребывали в ожидании чего-нибудь похожего.
Если вопрос с датой президентских выборов, похоже, решен окончательно, то с досрочными парламентскими выборами проблема решена только наполовину. В том смысле, что о синхронизации досрочных выборов в ВР с президентскими, говорят уже как о насущной необходимости. Остается только определиться с тем, как именно их нужно синхронизировать: то ли проводить их сразу после президентских выборов, то ли все-таки до президентских. И если на ту Страстную пятницу ЮВТ была главным локомотивом досрочных парламентских выборов, то сегодня она является их главным тормозом. Это и понятно, одно дело рваться на выборы на подъеме своего рейтинга, и совершенно другое – на его спаде. Но, судя по всему, избежать досрочной парламентской кампании все же не удастся. И хотя в окружении президента считают, что парламентские выборы после президентских – трагедия, а до них – благо, то синхронные выборы были бы в самый раз.
И пока правительству и президенту от этого парламента одни неприятности. Вот и 14 апреля, депутаты Верховной Рады не включили в повестку дня три законопроекта, принятия которых требовал МВФ для предоставления второго транша кредита. Есть у нас подозрения, сокрушался Николай Азаров, что кредит они (коалиция) возьмут, а обязательства не выполнят. Как в том анекдоте: опять начнутся упреки, подозрения…
Да Бог с ним, с парламентом! Правительство уже научилось как бы обходиться без парламента, и приняло все постановления, которые по замыслу дадут ЮВТ возможность возобновить диалог с Международным валютным фондом. Правительство перешло на правовое самообслуживание. Юлия Тимошенко: «Сегодня на заседании Кабинета Министров нами были приняты все постановления, которые необходимы в рамках дальнейшего сотрудничества с МФВ... Мы нашли правовые возможности урегулировать вопросы сбалансирования финансовых планов НАК «Нафтогаз Украины» и Пенсионного фонда. И мы больше не будем вносить соответствующие законопроекты в Верховную Раду. Постановления Кабмина – это иной путь, но абсолютно правовой». (Ура-информ)
Хотя главу миссии МВФ, Пазарбазиолу такое правительственное самообслуживание скорее озадачило, чем удовлетворило. Но она решила продолжить оптимистическую дискуссию: «Сегодня мы с уверенностью можем констатировать, что принятые решения Кабмина достаточно сложные... но еще рано говорить о каких-то конкретных результатах». Не знают и не подозревают в МВФ, как им здорово повезло. И Украиной управляют, и деньги на это из фонда не тратят.
Вас Сидоровых (в данном случае Пазарбазиоловых) не поймешь. ЮВТ говорит, что все уладила в абсолютно правовом смысле, а вы сомневаетесь. По словам премьера, были приняты постановления, предусматривающие сбалансированность финансового плана НАК «Нафтогаз», начало рекапитализации совместно с НБУ за счет средств правительства основных банков, что позволит вернуть депозиты вкладчикам. Также были приняты постановления, предусматривающие повышение тарифов на газ и электроэнергию для «состоятельных граждан, которые потребляют их сверх нормы». Ох, уж эти граждане, потребляющие сверх меры! Однако, если взглянуть на проблему потребления под другим ракурсом, то во время кризиса, основной причиной которого является именно сокращение потребления, потребляющих сверх меры граждан можно рассматривать, как антикризисный инструмент. Тем более, за неимением у правительства других антикризисных инструментов.
Сто региональных дней, после которых оппозиция в лице Партии регионов обещала всерьез заняться недокоалицией и потребовать-таки от нее предоставления антикризисной программы, оказались не просто с хвостиком, а с таким очень приличным хвостом, протянувшимся уже за майские праздники. А там и до президентской кампании будет рукой подать Нежелание Виктора Януковича портить согражданам пасхальное настроение и дестабилизировать ситуацию в стране не выдерживает никакой критики. Все уже дестабилизировано и испорчено до вас.
То ли БЮТ и ПР все-таки договорились о какой-то синхронизации, то ли еще чего произошло непредвиденное, но антикризисная программа резко отошла на второй план. Да и где ее взять, если вся суть антикризисной программы Юлии Тимошенко сводится к получению очередного транша МВФ? Потому вместо антикризисной программы «регионалы» стали требовать проведения досрочных президентских и парламентских выборов уже в июне. При всем том, что Верховная Рада совсем недавно назначила очередные президентские выборы на 25 октября нынешнего года.
Тем временем промышленное производство в стране упало за первый квартал 2009 года на тридцать процентов. ВВП упал на двадцать процентов, а наполняемость доходной части бюджета составляет пятьдесят процентов. Золотовалютный резерв – двадцать четыре миллиарда, (а в сентябре 2008 года было тридцать восемь) видимо, сгинул навсегда в обанкротившихся американских банках. А если золотовалютные резервы хоть какие-то (пусть не двадцать четыре миллиарда) все-таки существуют, то какой же смысл правительству становиться на уши (и ставить на уши всю страну) из-за каких-то пяти миллиардов?
Не проще ли взять деньги без всяких условий из собственного ЗВР? В любом случае неполучение Украиной второго транша МФВ действительно не является чем-то критическим. Вообще ничем не является, если за всем этим не стоит нечто совсем другое. Когда под сурдинку о требованиях МВФ Кабмин намерен протащить сомнительные законы, существенно ущемляющие интересы украинских граждан. Все проблемы украинской экономики нам пытаются объяснить ухудшением внешних условий.
Но, почему же мы так зависимы от внешних условий? Кто виноват в нашей зависимости, если до сих пор продолжаются демагогические разговоры о недостаточной зависимости? До сих пор продолжаются стенания оранжевой власти о недостаточной евроатлантической интеграции Украины. Тогда непонятно, в чем же логика объяснения внутренних проблем внешними причинами?
Мало кто сомневается, что в ближайшие несколько лет внешние условия будут ухудшаться, а экономика Запада будет продолжать падать. Но тогда становится понятно, что нельзя делать ставку исключительно на улучшение внешнеэкономической конъюнктуры. Вместо этого нам необходимо защищаться каким-то образам от продолжающих ухудшаться внешних условий. А мы чем занимаемся?