Разъединение не пошло на пользу никому
Спустя 20 лет украинское политическое поле представляет из себя совершенно не то, что ожидалось 20 лет назад, а ведь Украина была одной из самых развитых в экономическом плане республик Советского Союза. Когда развал Советского Союза стал реальностью, он в первую очередь посетил мозги и души партноменклатурных работников, которые, сами того не подозревая, открыли ящик Пандоры. Тут и игра на националистическом поле, и попытка развала интернационального государства. А ведь оно действительно было создано волей народов, и подкреплено этой волей в Великой Отечественной войне. Действительно начала формироваться новая общность – советский народ. Как бы с издевкой об этом ни говорили, а она была порушена именно теми людьми, которые должны были вести страну в будущее.
Разъединение не пошло на пользу никому
Двадцатилетний путь всех осколков великой страны доказывает, что разъединение не пошло на пользу никому. Ни одна из стран, кроме Белоруссии, не достигла даже уровня промышленного производства 1991 года, не говоря уже о 1986-м. А реальное качество жизни надо сравнивать с доперестроечным периодом, потому что 1991 год стал апофеозом антисоветской политики. Наш дом спалили под улюлюканье значительной части тогдашней элиты и при растерянном молчании большинства. Лишь единицы понимали, что происходит, а теперь мы находимся на историческом пепелище и чешем затылок: что будет дальше? Поэтому практически все взоры обращены на Россию. Единственная надежда на постсоветском пространстве – это российская элита, при этом я не закрываю глаза на ее родимые пятна.
Мы прошли страшный путь от эйфории до полного разочарования. Сегодня народ задает элите вопрос, на который она ответить не может: куда дальше идти? По инерции все время тянут в Евросоюз, и последняя надежда для украинской квазиэлиты – это возможность подписания специального протокола по ассоциированному членству с Европейским союзом. Это – единственное, что может предложить украинская квазиэлита своему народу. Но суть этого события абсолютно непонятна народу, и потому это действие будет иметь очень краткое время жизни. С исторической точки зрения для народа Украины будут гораздо важнее и гораздо значимее два события, одно из которых произойдет 4 декабря (выборы в Государственную Думу), а другое – президентские выборы в России в марте следующего года. Я думаю, эти два события окажут на жизнь Украины намного большее влияние, чем стремление на Запад всей украинской элиты.
Пропаганда сделала свое дело: что такое Советский Союз, знает только уходящее поколение
На Украине в экономическом плане итоги двадцатилетия безрадостные. Промышленность разрушена. Киев в СССР был одним из научных центров, здесь были уникальные предприятия. Сейчас токарей высшей квалификации на практически пятимиллионный город – 7 человек, а средней квалификации – 70. Профессия инженера перестала быть престижной, а государство, которое не производит материальных ценностей, обречено на то, что оно будет пользоваться товарами из-за рубежа. В период референдума и ратования за независимость Украины любили говорить, что Украина – это житница, но сегодня она во многом зависит от импорта традиционного для нее сала! Был в прошлом году большой кризис с гречкой, которую пришлось завозить из Китая, и, насколько я знаю, часть водки производится на турецком спирте.
Но, несмотря на крайне неблагоприятную экономическую ситуацию, пропаганда сделала свое дело: что такое Советский Союз, знает только то поколение, которое сейчас уходит. Молодое поколение практически этого не знает: ведь тогдашние дети и подростки захватили самое худшее, что было: пустые прилавки, пустые магазины и очереди. Ассоциативная память выдает у них именно эти негативные образы. Однако, я думаю, будущее – все равно за экономической интеграцией с Россией. Как бы ни переформатировали сознание молодого поколения в школах, через СМИ, логика глобальных исторических процессов такова, что экономическая интеграция возобладает.