Девальвации гривни быть. Одно это словосочетание способно привести в панику миллионы украинцев и поднять их спрос на доллары до новых рекордных высот. Предпосылок для девальвации сегодня набралось множество. И торговый баланс, и состояние рынка капитала недвузначно сигнализируют о том, что гривне пришло время дешеветь.
Но эксперты не спешат сеять панику в массах. Да, девальвации быть, говорят они. Но сценарий 2008 года, когда отечественная валюта подешевела вдвое - с 4,5 грн./$ до 9 грн./$ - не повторится. На этот раз падение гривни будет неглубоким - с нынешних 8 грн./$ до 8,25-8,65, в худшем случае до 9 грн./$. И произойдет это не раньше весны, а то и осени 2012 года.
Действие...
Основной признак того, что скоро курс доллара в наших обменниках поползет вверх, - это состояние текущего счета платежного баланса, которое стремительно ухудшается. В сентябре его дефицит достиг $1,02 млрд., а в целом за девять месяцев - $5,5 млрд., в десять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это означает снижение чистого притока доллара в страну, что чревато подорожанием этой валюты в Украине.
Такой статистикой мы обязаны стагнации в развитых экономиках, которая охладила мировые рынки сырья, в особенности рынок металлов. Вот уже пять месяцев длится снижение мировых цен на сталь. Если в начале года тонна горячекатаного рулона украинского производства стоила больше $700, то сегодня отечественные экспортеры получают за нее чуть больше $600. В результате рост отечественного металлургического экспорта, который обеспечивает треть всего экспорта, в сентябре замедлился до 12% (42% в августе), потянув вниз за собой общую статистику экспорта. С 36% (август, год к году) его темпы роста снизились до 27% в сентябре. И это не предел. Возобновления роста цен на сталь не предвидится как минимум до конца года. "В ноябре-декабре коррекция цен на сталь составит 20% по отношению к середине сентября. А затем начнется медленное восстановление", - полагает Елена Белан, главный экономист Dragon Capital. Но проблема в том, что падают не только цены на сталь - опять же, из-за угрозы рецессии в мировой экономике снижается и спрос на нее. Поэтому уменьшение экспортной выручки от продажи стали может быть более существенным, чем 20%-ное падение цен.
Не прошли для Украины бесследно и суверенные долговые кризисы в странах еврозоны. Их удар пришелся на рынки долгового капитала, захлопнув двери перед самым носом отечественных потенциальных заемщиков. В результате финансовый счет платежного баланса, как и текущий, закончил сентябрь с "дырой" в $1,02 млрд. Улучшения ситуации в ближайшие несколько месяцев ждать не приходится: эти двери не откроются ни до конца 2011 года, ни в начале 2012-го. На прошлой неделе лидеры стран ЕС договорились об очередном амбициозном пакете антикризисных мер. Но одного решения мало: рынки будут выжидать, пока оно проявит свою эффективность (или неэффективность). А пока украинским потенциальным заемщикам придется посидеть без международных долговых ресурсов, и притока доллара в страну из этих источников также не будет.
Мало того, что этот источник капитала для Украины пересох, в течение следующего года ей предстоит погасить еще ни много ни мало $53,5 млрд. внешних долгов. Из них только $8,2 млрд. - государственные обязательства, остальное - корпоративные.
А значит, в ближайшее время стоит ожидать всплеска спроса на инвалюту со стороны частных компаний. Тем более что рефинансировать свою задолженность за счет новых долгов хотя бы на внутреннем рынке им будет тяжело. Многие отечественные банки также замораживают кредитование, несмотря на бурное возмущение Нацбанка и попытки заставить их выкупать гривню с межбанковского рынка.
В таких случаях Украине обычно приходят на помощь международные организации. Однако на этот раз здесь Киеву ничего не светит. Миссия главного кредитора страны - МВФ, по всем прогнозам, уедет из Киева с тем, с чем и приехала: условия в вопросе повышения цен на газ для населения Украиной не выполнены, бюджет на 2012 год - нереалистичный, поскольку в него заложены традиционно завышенный показатель роста ВВП на 5,5% и заниженный показатель инфляции 7,9% (для сравнения: МВФ прогнозирует рост экономики на 4,8% и инфляцию 9,1%). После отъезда миссии Киев останется без второго транша в $1,5 млрд., который Фонд обещал еще в декабре 2010-го, и без очередного (третьего) транша, по которому весь этот год ведутся переговоры.
...и противодействие
Ситуация смутно напоминает 2008 год. Тогда цены на сталь обвалились почти на 70%, дефицит текущего счета побил исторический рекорд для Украины, достигнув $12,8 млрд., из страны шел сильнейший отток капитала, гривня подешевела вдвое - с 4,5 грн./$ до 9 грн./$. Сейчас цены на сталь падают не так стремительно, как тогда, кратко-срочные внешние долги не так велики, и есть несколько факторов, которые хотя бы частично нивелируют этот мрачный расклад.
Во-первых, по мере сокращения металлургического экспорта улучшается аграрный экспорт. В сентябре экспорт АПК вырос на 33% по сравнению с августом, главным образом благодаря зерну (плюс 51%), масличным культурам и маслу растительному (плюс 28%). После отмены с 22 октября пошлины для пшеницы и кукурузы рост экспорта АПК в октябре и в целом до конца года обещает быть еще более стремительным. В результате, по мнению Елены Белан, рост экспорта зерна вполне может компенсировать 20%-ное падение экспорта металлургической продукции.
Во-вторых, сохранению курса гривни способствует динамика валют стран - основных торговых партнеров Украины: евро, российского рубля, турецкой лиры. Резкое ослабление этих валют по отношению к доллару в сентябре снизило ценовую конкурентоспособность украинского экспорта. Но в октябре многие валюты частично отыграли свои позиции. Если они будут укрепляться и дальше, это позитивно скажется на украинском экспорте и поможет снизить девальвационное давление на гривню.
В-третьих, как предполагает руководящий партнер Capital Times Эрик Найман, Киев может подыскать альтернативу МВФ. Заменой Фонду могут выступить Россия или Китай. В России, общий тон диалога с которой опять потеплел, спасательный круг может бросить не только ВТБ, который пришел Украине на помощь год назад, но и Евразийский банк развития (ЕАБР). Наша страна еще не является членом этого банка, основанного Россией и Казахстаном аналога ЕБРР в СНГ, но теперь при желании сможет легко вступить в него и привлечь кредит благодаря своей квоте. Правда, по словам главного научного сотрудника Института экономики и прогнозирования НАН Украины Владимира Сиденко, это может обернуться для Киева белорусским сценарием - кредиты в обмен на активы.
Наконец, у Нацбанка есть значительные золотовалютные резервы и политическое желание использовать их, чтобы предотвратить девальвацию гривни. Когда в сентябре население скупило рекордный объем иностранной валюты в $2,09 млрд., НБУ потратил $1,98 млрд. из резервов на долларовые интервенции, чтобы не допустить курсовых скачков. Глава Нацбанка Сергей Арбузов заявил в сентябрьском интервью "Зеркалу недели": "Девальвировать свою национальную валюту по отношению к доллару мы не собираемся, чтобы не провоцировать ненужную панику у населения. Это - четкая позиция Нацбанка по курсу, которую он не собирается менять". А значит, стоит ожидать, что он продолжит интервенции до тех пор, пока рынок стали не начнет восстанавливаться, а вместе с ним - и украинский экспорт. Вопрос лишь в том, насколько долго Нацбанку хватит резервов.
Томаш Фиала, управляющий директор Dragon Capital, считает, что ненадолго. По его прогнозам, к концу года дефицит текущего счета платежного баланса достигнет 5,5%. И если население и дальше будет выводить деньги из банковской системы, удерживать гривню на текущем уровне правительство не сможет больше трех-четырех месяцев. И если экспорт не восстановится, придется все же пойти на девальвацию. По словам Фиалы, девальвация гривни даже может быть одним из требований МВФ к Украине. "Фонд вряд ли будет заинтересован выделять деньги для того, чтобы они были сразу же потрачены на поддержку гривни на нерыночном уровне", - считает он.
Впрочем, вопрос политической воли порой бывает намного важнее, чем вопрос наличия резервов. Политиков, желающих удержать гривню от обесценивания, более чем достаточно, ведь в октябре 2012 года грядут парламентские выборы, а электорат крайне чувствителен к курсу. А значит, до выборов можно не бояться - несмотря на все экономические предпосылки, девальвации национальной валюты Киев не допустит.
Елена Снежко