Весна, апрель, но в воздухе, увы, запахло не цветами обновления, а выборами. Причем запах получается дурной, вызванный тотальным страхом. А это всегда пахнет не очень, так как выборы будут для всех, досрочными и с грубыми нарушениями законодательства и Конституции. В День дурака, 1 апреля сего года, Верховная Рада Украины приняла постановление о назначении очередных выборов Президента на 25 октября 2009 года.
Недовольные этим решением немедленно заявил, что у Президента Виктора Ющенко на столе уже лежит указ об «ответке» -- досрочных выборах парламента. Если это правда, то такой исход, разумеется, подвешивает в воздухе и правительство Юлии Тимошенко. Другими словами, есть реальный риск, что при фактической работе судебной системы по принципу «чего изволите» в интересах, даже не того, кто заплатит, а кто заплатит первым и больше (а значит, вердикт может быть изменен хоть сто раз за день и пользу разных плательщиков), страна окажется без легитимной власти вообще…
Разберем позиции. Верховная Рада: избрана на досрочных выборах, якобы имеет коалицию – так называемую «демократическую кАолицияю-2», которая, тем не менее работает не совсем легитимно, так как нелегитимно не поддерживает, а только создает видимость коалиционной поддержки нелегитимному же правительству премьера Юлии Тимошенко:
а) не имеет реального большинства в необходимые 226 голосов и без «донорства» в виде благо приобретенных любыми путями голосов фракции Компартии не может принять ни одного, повторяю, ни одного решения. Тащатся только верные ленинцы. Для них, как говорят деятели шоу-бизнеса, настал тотальный и прибыльный «чес» по любому вопросу, который «пыпчет» премьера и ее «кАолицию». Так они – «кАолы» и «комми» -- и живут: мы вам «стимул», вы нам голоса. Но так долго продолжаться не может. Хотя бы потому, что буяющий в стране кризис требует не только торговли, но и быстрых и оптимальных решений;
б) при создании «кАолиции-2» не были соблюдены процессуальные нормы; согласно Конституции «кАолицианты-2», создавшись и сбившись в кучу, не выдвигали кандидатуру нового премьера (статья 83). То есть фактически Президент повторно не предлагал для утверждения нардепами кандидатуры Тимошенко на должности главы правительства (статья 106, пункт 9). Значит, Президент имеет формальное право распустить Раду. За неправильное (не в срок) формирование правительства (статья 90). Вот депутаты и поторопились назначить выборы главы государства на октябрь. Чтобы максимально уменьшить сроки и возможности Ющенко для роспуска парламента: Президент не сможет распустить Раду за полгода до дня президентских выборов (статья 90, последний абзац). То есть до 25 апреля сего года еще может, а вот после – зась.
Президент Украины: его срок полномочий подходит к концу. Но есть в этом деле политико-правовая коллизия: официально Ющенко вступил в должность 23 января 2005 году, когда состоялась инаугурация и начались его полномочия. А в статье 103 в предпоследнем абзаце сказано: «Очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий Президента Украины». Вот в окружении Ющенко провели нехитрые подсчеты, и у них получилось, что очередные выборы должны состояться в воскресенье, 17 января 2010 года. Это – то самое последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий.
Однако нардепы очень уж хотят расстаться с таким Президентом: 401 голосом (174 «регионала», 27 коммунистов, 155 «бютовцев», 26 представителей «НУНС», 19 депутатов от Блока Литвина) из 422 присутствующих они решили провести очередные президентские выборы 25 октября. По их мнению, законы-де не имеют обратной силы во времени. И раз Ющенко, мол, избирали в то время, когда упомянутая выше 103 статья звучала следующим образом: «очередные выборы Президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий президента Украины», то так его и должны переизбирать. Тем более что именно так норма продублирована и в статье 17 закона о выборах Президента.
Ющенко по этому поводу уже высказался однозначно: на выборы он пойдет только в январе будущего года. А до этого сходит в Конституционный суд, чтобы тот все расставил по местам. «Те игроки… и дальше продолжают свою игру, которая заключается не в том, чтобы законным путем двигать страну, а в том, чтобы 47 миллионов заставлять смотреть сквозь партийную целесообразность… Поэтому я как Президент хочу сказать твердо и ясно: выборы в Украине будут проведены в сроки, предусмотренные Конституцией Украины», -- заявил гарант.
Чтобы как-то отвлечь внимание от собственной персоны или хотя бы гарантировать себе безбедное и защищенное от визитов правоохранителей будущее, Ющенко внес в парламент проект изменений в Конституцию. В этом документе он, не мудрствуя лукаво, как и его предшественник Леонид Кучма предлагает поменять всю систему госуустройства и управления страной.
Кабинет министров и премьер Тимошенко: им, с одной стороны, сложнее всего. Они:
а) заложники идеи Тимошенко -- в борьбе за президентское кресло стартовать с позиции главы кабинета и иметь под собой все необходимые ресурсы. Это заставляет министров и политподдержку Тимошенко – парламентскую фракцию блока ее имени – любой ценой удерживаться у власти, а это чревато всем – от мордобоя до вызовов в Генпрокуратуру по мере приближение к дате выборов;
б) они таки не легитимны или, как минимум, жертвы конституционной неопределенности. Сейчас тимошенковцы настаивают на том, что, мол, премьер при создании новой «кАолиции-2» не должна переутверждаться, ибо статья 115 (абзац 1) гласит, что Кабинет министров слагает полномочия перед вновь избранной Верховной Радой Украины», а не перед новой коалицией. Но ведь еще раньше уже упомянутая статья 83 утверждает: правительство – это обязательно порождение коалиции. А значит, если создается новая коалиция, то она и должна инициировать и выполнять процедуру создания своего кабинета. Новая же «кАолиция-2», напоминаю, Тимошенко никому не предлагала и в должности премьера ее не утверждала…
С другой стороны, вся эта политико-правовая неопределенность все равно дает электорально-ресурсные козыри только Тимошенко. Ведь она по-любому, даже в случае положительного голосования за ее отставку в Раде, останется и. о. главы правительства до формирования нового правительства (статья 115). Значит, выходом из такой коллизии для противников Тимошенко может быть либо в создании новой антитимошенковской коалиции в нынешнем парламенте, либо в досрочных выборах новой Рады, которая и создаст и новую коалицию, и новое правительство.
Закаперщиками новых выборов являются «регионалы», блокирующие сегодня работу Рады. Они понимают, что новая коалиции на основе фракции Партии регионов в старой Раде невозможна, следовательно, нужно досрочно переизбирать парламент. «Регионалам» это нужно еще и потому, что их лидеру Виктору Януковичу в борьбе за президентство, как и Тимошенко, объективно выгоднее всего стартовать с кресла премьера. Кроме того, требуя выборов, сторонники Януковича вроде бы ничего не теряют, но приобретают возможность торговаться: либо с Ющенко по политической «аннигаляции» Тимошенко, либо наоборот -- с Тимошенко по отстранению от власти Ющенко. А есть и третий вариант – избавление страны и от Ющенко, и от Тимошенко...
…Но один вопрос по-прежнему актуален для всей троицы: выдержат ли страна и ее народ эти игрища? Им-то все эти мало увлекательные хитросплетения статей Конституции и законов, как говорится, по барабану. Им кушать хочется с каждым днем все сильнее и сильнее. Кризис, однако…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+