По словам Кристин Лагард, мировая экономика вступила в новую опасную фазу: реальный прогресс в ребалансировке в лучшем случае был скромным, при этом риски для мировой экономики возрастают. Это заявление Лагард сделала в субботу на конференции в Джексон-Хоуле в США.
«Риски усилились в результате снижения доверия и растущего убеждения, что у денежных властей нет твердого настроя или же желания принять необходимые решения, – отметила она. – Развитие ситуации нынешним летом показало, что мы находимся в новой опасной фазе. Ясно, что стоит на кону: мы рискуем столкнуться с крушением хрупкого оживления экономики».
Кризис шутить не любит…
В фактически первой программной речи на посту главы МВФ, Кристин Лагард перечислила новые шаги, которые власти развитых стран мира должны предпринять по поддержке экономики. Так, США необходимо осуществить меры по поддержке жилищного рынка и рынка труда, а так же проведению бюджетной консолидации. А Евросоюз должен обеспечить срочную и принудительную (!) рекапитализацию банков. Причем в значительных объемах, за средства Европейского фонда финансовой стабильности.
«Если этого не будет сделано, мы легко можем увидеть дальнейшее распространение экономической слабости на ключевые страны», – заявила Лагард, указав, что рекапитализация является главным условием предотвращения цепной реакции кризиса.
Ее озабоченность состоянием европейских банков и американского бюджета легко объяснить. С американцами все очевидно. Они, как любит говорить мой дорогой шеф, наипались пока установили новый потолок госдолга. Но установили.
А европейские банки оказались так же уязвимы, как китайские автомобили на краш-тесте. Летом им провели подобное испытание, которое у банкиров именуется несколько по-другому – стресс-тестом, и выяснили, что 8 из 90 крупнейших банков ЕС испытывают нехватку капитала, а остальных, образно выражаясь, просто не сильно «стукнули».
Проверку проводили по методике European Banking Authority (EBA), которую специалисты сразу раскритиковали за мягкость. Агентство защищалось, заявив, что без процедур по увеличению капитала в первом полугодии тесты не прошли бы 20 из 91 банка и дефицит капитала составил бы около 30 млрд. евро. Так что все по-честному. В любом случае, стало очевидным, что проблем у европейской банковской системы на самом деле несравнимо больше, чем принято об этом говорить.
Эмблема планетарного спасения? Что же предлагает Лагард? Грубо говоря, влить банкирам побольше денег. И при этом кивает в сторону Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). Эту идею она высказывает не в первый раз. Европейские власти уже критиковали Лагард за «путаные» и «ошибочные» комментарии о состоянии банков.
По мнению The Daily Telegraph, было бы гораздо лучше использовать деньги EFSF как инструмент увеличения ликвидности. «За последние недели банки в некоторых странах с трудом привлекают ликвидность, и давление на них будет нарастать», – пишет издание.
Но глава МВФ настаивает на своем: они против повышения процентных ставок ЕЦБ и европейских мер бюджетной экономии. По ее словам, монетарная политика должна оставаться очень стимулирующей, поскольку риск рецессии перевешивает риск инфляции.
По мнению известного экономиста Виктора Суслова, Лагард еще раз подтвердила, что МВФ продолжает следовать той стратегии борьбы с кризисом, которую применял раньше и которая оказалась, как минимум, ошибочной.
«Нынешняя стратегия монетарных властей, не только МВФ, а и ФРС, европейского Центробанка и др., основывается на кейнсианской теории, в соответствии с которой падение экономики можно предотвратить за счет увеличения спроса, – говорит г-н Суслов. – Поэтому главные эмиссионные центры мира США и ЕС пошли по пути увеличения спроса путем роста денежной массы. Это – кредо Бена Бернанке, получившего свое прозвище «Вертолет» после заявления, что, если у людей не будет денег покупать товары, нужно сбрасывать деньги с вертолета. Постоянное заливание экономических диспропорций деньгами привело к тому, что проблемы остались, о чем свидетельствует, скажем, ситуация в Греции, зато появилась еще и мировая инфляция. Она вызвала рост цен на продовольствие, арабские бунты, так как слаборазвитым странам денег не подарили, и новый виток проблем. Которые опять предложено засыпать деньгами. Это выгодно банкирам и, возможно, пролоббировано мировым банковским лобби…».
На то, что некоторые европейские банки, которые имеют шанс получить дополнительные вливания от EFSF, лоббируют это через руководство МВФ, намекают и западные издания. В частности, итальянская La Stampa пишет, что мадам Лагард сейчас находится под следствием, которое ведет Палата правосудия Франции связи со скандалом вокруг Crédit Lyonnais и Бернара Тапи по делу о продаже акций Adidas. Вина Лагард по выдвинутым ей трем обвинениям пока не доказана, но сам факт тесного сотрудничества с одним из крупнейших европейских банков очевиден. А такой пример не единственный.
Вот чем хочет осыпать всех Лагард Впрочем, для нас рекапитализация европейских банков – это как раз благо. Получив деньги от своих властей, они намного легче согласятся на реструктуризацию выданных нам кредитов.
По данным исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, в 2011 году Украине нужно выплатить $4,8 млрд. государственного долга и $44 млрд. – корпоративного. Четверть из этих $44 млрд. – деньги, которые иностранные материнские компании давали своим «дочкам» в Украине. Это – формальные кредиты. А на самом деле – инвестиции. Т.е. фактически нужно вернуть около $10 млрд. Которые так же можно реструктуризировать, но при условии, что у нас работает… программа МВФ.
«Нам важны не столько деньги, хотя они бы не мешали, если бы лежали в наших золотовалютных резервах, – говорит Олег Устенко, – как сам факт сотрудничества. С точки зрения сигнала для кредиторов и инвесторов это означает, что ситуация в стране под контролем. Следовательно, уровень реструктуризации украинских долгов, то есть возможность их выплаты позже, будет более высокий».
В Украине пока все без изменений… После того, как миссия перенесла свой визит на осень, появились комментарии, что «роман» Украины с Международным валютным фондом прекращается. Но правительство попросило не путать понятия. Кредиты нам, действительно, нужны не позарез: чем меньше возьмем, тем меньше отдавать, госдолг и так колоссальный. А от программы МВФ мы не отказывается.
По словам премьер-министра Николая Азарова, на сегодняшний день Украина может обойтись без денежных средств Фонда, но не без самого Фонда. «Когда мы сегодня ведем переговоры с МВФ, мы исходим из абсолютно изменившейся ситуации, – говорит он. – У нас нет острой потребности немедленно получать кредиты МВФ. Но сотрудничество с МВФ продолжается, Украина проводит изменения в системе тарифообразования, пытаясь избежать необходимости повышения цены на газ, а также взвешенную пенсионную реформу».
Слова премьера подтверждает «главный по долгам» – директор департамента управления государственным долгом Министерства финансов Сергей Макацария. Он отмечает: если Минфин не ищет срочно, у кого бы занять, значит, все хорошо и у него нет дефицита средств.
Нехватка денег здесь ощущается сильнее всего… Некоторые украинские политики заявили, что перенос визита миссии МВФ связан с внутренними проблемами МВФ. Это не совсем точно, так как и с нашими тоже. Но то, что у Фонда голова болит прежде всего не об Украине – правда. Ведь если врачи забирают у больного «утку», значит, он идет на поправку?..