Напомним, ранее по заявлению руководителя представительства МВФ в Украине Макса Альера, визит МВФ должен был состояться с 29 августа по 9 сентября. Представитель МВФ снова подчеркнул, что наиболее важными вопросами, которые Украина должна решить для предоставления очередного транша, остаются ранее упоминавшиеся реформы: это пенсионная реформа, повышение тарифов на газ и теплоснабжение, а также внесение некоторых изменений в деятельность Нацбанка.
Несмотря на то, что законопроект о пенсионной реформе был принят еще в июле, президент до сих пор его не подписал. Вызвано это техническими поправками, которые Рада планирует обсудить в первый день осенней сессии – 6 сентября. Таким образом, правительство планирует окончательно закрыть вопрос по пенсионной реформе, обсудив все изменения и снова отправить законопроект на подпись президенту, однако на сегодняшний день остается проблема со сроками введения ее в действие. По мнению спикера парламента Владимира Литвина, логичнее всего было бы вводить реформу в действие с 1 января 2012 года. Но в случае такого развития событий МВФ снова отложит дату своего визита в Украину.
Непросто обстоят дела и с другим требованием МВФ – повышением тарифов на газ и теплоснабжение. По заявлению правительства, до конца нынешнего года тарифы подниматься не будут, что опять же ставит под вопрос посещение миссией МВФ Украины. Хотя наше правительство и договорилось с Фондом о незначительном повышении тарифов при условии поиска дополнительных финансовых ресурсов, однако даже и это требование, исходя из вышеуказанного заявления, не будет выполнено в этом году.
Мы можем констатировать, что украинская власть пытается балансировать между принятием непопулярных реформ, которые сдвинут с места замороженные отношения с международными кредиторами, и реакцией электората. Так как впереди – предвыборная кампания. Таким образом, правительству необходимо отыскать то решение, которое сдвинет с точки взаимоотношения с МВФ и при этом не создаст взрыв недовольства в обществе.
Украинская власть пытается балансировать между принятием непопулярных реформ, которые сдвинут с места замороженные отношения с международными кредиторами, и реакцией электората. Так как впереди – предвыборная кампания
Относительно собственно денег МВФ можно сказать, что в настоящий момент Украина не сильно нуждается в кредитных средствах, но в дальнейшем они все равно будут необходимы для поддержания стабильной экономической ситуации в стране.
Помимо негативных новостей от МВФ, было озвучено еще одно заявление, на этот раз со стороны России. Формула сотрудничества с Таможенным союзом в режиме 3+1 не нашла поддержки у членов союза, о чем заявил российский президент Дмитрий Медведев на встрече с главой КНДР Ким Чен Иром в Улан-Удэ. По его словам, Россия не готова согласиться на подключение Украины в формате выборочного подписания отдельных соглашений. При этом, Медведев продолжал настаивать, что Россия заинтересована во вступлении Украины в Таможенный союз, но только на условиях полноправного членства. На это Виктор Янукович в пятницу ответил журналистам в Донецке, что Украина провозгласила политику национального прагматизма и в отношениях с Россией нужно искать компромисс. Да, иногда можно делать уступки, но не за счет суверенитета Украины.
По нашему мнению, нынешние отношения Украины с Россией из стадии показательного добрососедства входят в стадию четкого размежевания интересов и нескрываемого протекционизма каждой из сторон. Причем, Россия делает намного больше протекционистских шагов, чем Украина. Сюда можно причислить ограничение ввоза на территорию Таможенного союза ряда украинских товаров, неразрешенный газовый спор и ряд других конфликтных вопросов.
Мы допускаем, что к зиме 2011/2012 можно ожидать не только повторения газовой войны, но и осложнений в плане поставок наших товаров. Украина упрямо сопротивляется желаниям России объединиться в одно экономическое пространство. В любом случае на сегодняшний момент характер двусторонних отношений находится в режиме ожидания: Россия свое слово уже сказала, а Украина – пока нет. Пока непонятно, какие еще могут быть варианты сотрудничества с ТС, помимо полного присоединения. Судя по всему, над этим сейчас размышляют дипломаты.
К зиме 2011/2012 можно ожидать не только повторения газовой войны, но и осложнений в плане поставок наших товаров. Украина упрямо сопротивляется желаниям России объединиться в одно экономическое пространство
Тем временем, были и хорошие новости. В Ялте состоялся Форум парламентского клуба «Украина-ЕС» под девизом «Строим будущее вместе», который показал конкретные позитивные результаты. Участники Форума подготовили общие рекомендации для правительств Украины и стран ЕС, которые касаются трех основных направлений сотрудничества Украины и ЕС – визового вопроса, создания Зоны свободной торговли и содержательной части будущего Соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Помимо этого, в рамках форума был также презентован сайт
www.uafriends.eu. Одной из его задач будет мониторинг немотивированных отказов в предоставлении виз украинским гражданам консульствами стран Евросоюза. Также украинские депутаты призвали Еврокомиссию и Европейский Совет осуществить необходимую оценку прогресса, достигнутого Украиной в выполнении Плана действий по либерализации визового режима, и своевременно принять решение о переходе к его второй фазе.
Таким образом, мы можем отметить, что интеграция Украины в ЕС продвигается более быстрыми темпами, нежели в сторону ТС. Директор Департамента Европейского Союза МИД Украины Василий Филипчук в среду, 24 августа, заявил, что договор о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом реально вступит в силу уже в начале 2013 года. Ратификация остальной части может занять 1-2 года. В сентябре будет проведен заключительный этап переговоров, на котором планируют закрыть все вопросы, после чего, в октябре, состоится финальный раунд, а в декабре на саммите «Украина-ЕС» будет подписано соглашение об ассоциации с ЕС, которое включает создание ЗСТ. Как такой исход скажется на отношениях с Россией предугадать не сложно. В целом реальность такова, что на сегодняшний день больше краткосрочных выгод видится со стороны Таможенного союза, а значительные политические и экономические дивиденды от сотрудничества с ЕС ожидаются только в перспективе.