Не раз и не два отмечалось, что от «оранжевого» к коричневому — один шаг. А часто и шага не нужно было — «оранжевое» вполне уживалось с коричневым, использовало последнее в качестве инструмента своей политики. Мы видели это еще с начала 2000-х годов, когда радикальные националистические движения привлекались под знамена тогдашней оппозиции (впоследствии окрасившейся в тревожный оранжевый цвет), «украшая» ее акции своими штандартами со стилизованной свастикой. В частности, неизменным участником разного рода сборищ против «режима Кучмы— Медведчука— Януковича» была Социал-национальная партия Украины (СНПУ) г-на Тягнибока.
Далее, видимо, по просьбе политтехнологов Виктора Ющенко — на тот момент кандидата в мессии и заодно в президенты Украины — СНПУ в начале 2004-го сменило свое одиозное название, вызывавшее вполне определенные исторические ассоциации, на Всеукраинское объединение «Свобода». Прекратило СНПУ, ставшее ВО «Свобода», и использование не менее одиозной символики вроде упомянутой стилизованной свастики. Но это была лишь смена вывески при сохранении сути. Мировоззренческое содержание Тягнибока со товарищи осталось прежним.
Последнее раскрылось «во всей красе» 17 июля 2004 года на горе Яворина, где народный депутат, член фракции «Наша Украина» Олег Тягнибок в компании с братом Виктора Андреевича Петром Ющенко присутствовал на торжественном мероприятии, посвященном памяти одного из националистических вождей — Дмитрия Клячкивского (Клима Савура).
Войдя в националистический раж, Тягнибок выдал свое самое сокровенное и давно рвущееся наружу: «Вони не боялися, як i ми зараз не маємо боятися, вони взяли автомат на шию i пішли в тiї лiси, вони готувалися i боролися з москалями, боролися з нiмцями, боролися з жидвою i з iншою нечистю, яка хотiла забрати в нас нашу українську державу... Треба вiддати Україну, нарештi, українцям. Отi молодi люди, i ви, сивочолi, оце є та сумiш, якої найбiльше боїться москальско-жидiвська мафія, яка сьогоднi керує в Українi».
Выступление попало на телеэкраны. Разразился скандал. Прокуратура возбудила уголовное дело за разжигание межнациональной ненависти и розни.
Тягнибок, как он сам пояснит, всего-то и «назвал вещи своими именами»: «Я вважаю, що нічого поганого не сказав, а просто називав речі своїми іменами: москалів — москалями, жидів — жидами. Жодних антисемітських настроїв, які мені закидають, не було. По тексту промови я говорив про німецьких і російських окупантів, які нищили український народ, про НКВС, керівний склад якого був сформований з євреїв. Я наголошував на продажності теперішньої влади, яка є далеко не українського походження. Я називав речі своїми іменами і говорив про те, про що говорить 2/3 українців на кухні вдома» (http: //obkom. net.ua /read/1809.html).
Возможно, более того, очень даже вероятно, что и «истинный украинец» Виктор Ющенко в узком кругу или «на кухні вдома» говорил то же самое — скажем, во время общения со своим братом Петром, присутствовавшим во время спича Тягнибока и ничуть не возмутившимся по поводу сказанного.
Но поскольку в разгаре была президентская гонка, Ющенко вынужден был создавать видимость, что «он тут ни при чем» и вообще против ксенофобии. Тягнибока пожурили. Чтобы не портил имидж «демократическому» кандидату, декларирующему свою приверженность европейским ценностям. И сама «надежда демократии» как бы «открепилась»-дистанцировалась от не в меру откровенного соратника. Что, впрочем, не помешало Виктору Андреевичу привлечь того самого Тягнибока к делу «вставания нации с колен», а равно и борьбы «за демократию и свободу» в ходе «оранжевого» переворота (Тягнибок был одним из координаторов т. н. штаба в Украинском доме, занимавшегося организацией подвоза «революционной» массы из регионов, преимущественно западноукраинских, для участия в акциях гражданского неповиновения на майдане).
13 декабря 2004-го, когда уже стало понятно, что «оранжевые» берут власть, апелляционный суд Ивано-Франковской области удовлетворил апелляционные жалобы лидера ВО «Свобода», отменил решение Ивано-Франковского городского суда (в который ранее обращался Тягнибок с требованием закрыть возбужденное в отношении него уголовное дело) и вынес новое решение, которым признал незаконным постановление прокурора Ивано-Франковской области об открытии уголовного дела против Олега Тягнибока. Облпрокуратура закрыла дело, возбужденное в связи с выступлением Тягнибока 17 июля 2004-го на горе Яворина, — дескать, отсутствует состав преступления.
Таким образом, в «оранжевой» Украине были фактически легализованы призывы не бояться брать «автомат на шию» и идти бороться «з москалями.., з жидвою i з iншою нечистю», которая-де хочет «забрати в нас нашу українську державу»...
13 марта все смотревшие программу «Свобода Савика Шустера» на ТРК «Украина» могли видеть, под какими лозунгами проводит свою избирательную кампанию на выборах в Тернопольский облсовет ВО «Свобода»: под лозунгами «спасения» Украины от «жидов и москалей». Это стало понятно, когда представителей «Свободы» попросили прокомментировать их собственные высказывания о «жидо-москальской мафии» на тернопольском телеканале ТВ-4.
И хотя сам Тягнибок попытался сгладить впечатление от фраз, произнесенных его соратниками (все-таки пребывал в эфире общенационального телеканала), — дескать, они были «вырваны из контекста», выступления активистов возглавляемого им движения не оставили никаких сомнений относительно характера избирательной кампании ВО «Свобода» в Тернопольской области.
Один тягнибоковец пояснил, что ничего особенного в таких выражениях нет: мол, «жиди» и «москалі» — это, во-первых, нормальные галицкие выражения, а во-вторых и
в-главных — предложил присмотреться к тем, кто правит Украиной, имея в виду недостаточность представителей «титульной нации» и «засилье» «чужаков» (тех самых «жидів» и «москалів»). Другой, Эдуард Леонов (чьи откровения и стали поводом к дискуссии на «жидо-москальскую» тему), призвал окинуть пристальным взором его, настоящего украинца, и убедиться, что ни «жиди», ни «москалі» свои «брудні гроші» в таких, как он, вкладывать не могут по определению.
Тернопольские выборы вызвали определенный резонанс в Украине. Однако обсуждается лишь их организационно-правовая сторона, влияние на политический расклад. Верховная Рада то назначает выборы, то отменяет собственное постановление. Далее разбирательства в судах — «бютовские» суды воюют с судами «президентскими». Визит Ющенко в Тернополь для содействия проведению выборов. Политики и политологи обсуждают, как итоги избирательной гонки в Тернопольский облсовет могут отразиться на шансах кандидатов в предстоящей кампании выборов главы государства. И т. д. и т. п.
Однако почему-то мало кого взволновало, что радикальные националисты, давние сторонники идеи «Україна для українців», поборники предоставления особых прав «представникам титульної нації» и одновременно неистовые борцы с «жидо-москальською мафією», лидируют в электоральных предпочтениях Галиции. Так, на выборах в Тернопольский облсовет ВО «Свобода» Тягнибока получило около трети (!)мест в региональном парламенте.
Как показала ситуация, представленная на ТРК «Украина», «жидовско-москальская» тематика приносит электоральные плоды в Тернопольской области!
Соцопросы свидетельствуют, что рейтинги экс-СНПУ — нынешней «Свободы» растут и в других регионах Западной Украины — Львовской, Ивано-Франковской, Ровенской, Волынской областях.
Еще совсем недавно о Тягнибоке со товарищи иначе, как о маргиналах, никто не говорил. Но не теперь. С маргинеса национал-радикалы выдвигаются на передовые политические рубежи. Пока на местном уровне. А там дойдет и до общенационального. И если ранее на картах, отображающих электоральные предпочтения регионов, Галицию окрашивали в оранжевый цвет, то теперь впору подумать о самом что ни на есть коричневом.
Столь стремительный политический рост тягнибоковской «Свободы» на Западной Украине должен был бы стать тревожным сигналом для всех здравомыслящих граждан, а равно и поводом задуматься: куда, в какую пропасть катится страна, какое будущее нас может ожидать, если такие, как Тягнибок, уже за полшага от реальной власти?
Антисемитизм, вообще ксенофобия, на которой в очередной раз прокололись тягнибоковцы, — неизменный фашистский атрибут, своего рода реперная точка. Хотя то, что «жидовско-москальские» сентенции представителей «Свободы» попали на общенациональный экран, — это, безусловно, оплошность. Имея опыт подобного попадания впросак, г-н Тягнибок научился прятать свои взгляды и намерения под маской внешней благопристойности. Но это, безусловно, до поры до времени — пока в руки не попала реальная власть, рычаги которой можно задействовать для т. н. «захисту українців» (очевидно, от «неукраїнців»).
Как известно, ни одно современное движение фашистского толка не позиционирует себя «фашистским». Наоборот, современные коричневые, понимая, что откровенно «фашистское» позиционирование влечет за собой имиджевые издержки, а то и юридические проблемы, всячески открещиваются от своей фашистской сути. Современные воплощения фашизма, даже открыто декларирующие необходимость юридического закрепления национального «титульного» превосходства (при попустительстве украинского Минюста), неизменно предстают под той или иной «демократической» личиной.
Политики нередко исповедуют двойную мораль — говорят и обещают одно, имея в виду сделать в случае получения власти совершенно иное. Украина уже имеет опыт политической контрабанды. К примеру, с тем же г-ном Ющенко, декларировавшим в 2004-м одни лозунги и программы, но на практике реализующим другие.
У г-на Тягнибока с этим тоже все в порядке. Более того — он один из немногих политиков Украины, который не раз заявлял, что вынужден маскироваться, скрывать свое настоящее мировоззрение и истинные цели.
Так, спустя некоторое время после переименования Социал-национальной партии в «Свободу» г-н Тягнибок дал интервью «Украинской правде» (31.03.2004), в котором разъяснил ряд немаловажных моментов. В частности, причину смены вывесок: «Мы... начали понимать, что для того, чтобы быть успешными в сегодняшнем государстве, играть активно среди политической элиты, нам нужно как внутренне, так и внешне измениться». Потому что, пояснял Тягнибок, и название «отпугивает избирателей», да и демократы еще в начале 1990-х создали СНПУ «имидж таких себе «нациков-фашистов» — «парней в черных рубашках со стальным взглядом». А «далее эту идею подхватила ныне действующая власть» (имеется в виду власть, предшествовавшая «оранжевым». — Авт.).
Говоря об идеологических и мировоззренческих установках партии, Тягнибок отмечал: «Мы являемся украинскими националистами — этим все сказано... Наш кумир, как политический деятель, Степан Бандера. Мы базируем нашу идеологию на трудах Михновского, Донцова, просто пытаемся их «осовременить» к теперешним реалиям и условиям нашей жизни».
Известно, кто такие Донцов или Михновский. Например, последний, на трудах которого Тягнибок со товарищи базируют свою идеологию, является основателем украинского националистического движения, вот несколько тезисов из его «Х заповедей УНП»: «II. Усі люди — твої браття, але москалі, ляхи, угри, румуни та жиди — се вороги нашого народу, поки вони панують над нами і визискують з нас. III. Україна — для українців! Отже, вигонь звідусіль з України чужинців-гнобителів. IV. Усюди і завсігди вживай української мови. Хай ні дружина твоя, ні діти твої не поганять твоєї господи мовою чужинців-гнобителів... Х. Не бери собі дружини з чужинців, бо твої діти будуть тобі ворогами, не приятелюй з ворогами нашого народу, бо ти додаєш їм сили і відваги...» Таким образом, неслучайны вышецитированные изречения тягнибоковцев о «жидах» и «москалях».
А вот самое любопытное из того, что поведал тогда Тягнибок: «Была первая редакция программы партии... Но когда мы подали официальные документы на регистрацию в 1995 году, мы приняли программу партии, которая должна была бы устроить Министерство юстиции. Эта программа была зарегистрирована, и мы официально пользовались второй программой, хотя внутренне, мировоззренчески нам оставалась более симпатичной первая».
Иными словами: одна партийная программа — для внешнего употребления (чтобы через Минюст протащить), другая, настоящая, отвечающая мировоззрению — для внутреннего. «Жиди» и «москалі» — это, конечно, из последней программы. О двойной политбухгалтерии здесь сказано к тому, что общественность в большинстве своем слабо представляет истинное лицо г-на Тягнибока и его партии (только по некоторым просачивающимся в СМИ «проколам»).
Особенно необходима была маскировка при «режиме Кучмы— Медведчука— Януковича». При «демократии» Ющенко Тягнибоку явно полегчало. И хотя напрямую записать в партийную программу борьбу с «жидо-москальскою мафією» (интересно, прошло бы это через «оранжевый» Минюст?) не решились, но выступать со спичами, подобными тому, что произнес Тягнибок в июле 2004-го на горе Яворина, стало безопасно — никакая прокуратура уголовного дела не возбудит.
В чем же причина успеха «свободовцев» — экс(?)-социал-националистов?
Конечно, Западная Украина — это особый регион, симпатизирующий националистическим идеям, соответственно — партиям и движениям, их выражающим... Но она и раньше такой была, тем не менее персонажи образца Тягнибока и мечтать не могли об электоральном лидерстве.
Безусловно, сыграло роль разочарование Западной Украины в вождях «оранжевого» майдана (и тот факт, что базовый электорат Ющенко — Тимошенко обратил свой взор на Тягнибока как на альтернативу «оранжевым» — убедительно свидетельствует об истинном характере майдана)... Однако и раньше Западная Украина не раз разочаровывалась в своих лидерах, но не скатывалась к поддержке радикал-националистов.
Наконец внес свою лепту разразившийся экономический кризис. Такие времена всегда выносили на гребень волны тех, кто спекулирует на национальных вопросах... Но Украина уже переживала кризисы в 90-е годы, однако ни СНПУ, ни прочая УНА-УНСО не овладевали симпатиями галицийских масс в такой степени.
Совершенно очевидно, что вышеперечисленные факторы сыграли свою роль, но она не была решающей. Главное в ином: политический взлет «Свободы» Тягнибока — результат той самой фашизации Украины, к которой катилась страна все годы правления «оранжевого» режима и которая проводилась на государственном уровне под разглагольствования о «европейских ценностях».
Тягнибоку было политически некомфортно, он прозябал на политических задворках, пока Ющенко за четыре года своей власти основательно не удобрил почву, на которой Тягнибок расцвел пышным цветом.
Общественно-политический дискурс, который навязывал Ющенко стране в течение своего президенства, это борьба с внешним врагом — Россией, и внутренним — российской «пятой колонной» в Украине. «Газовые войны», перманентные дипломатические конфликты, скандалы и провокации вокруг Черноморского флота РФ, курс на вступление в НАТО под соусом якобы «загрози суверенітету і територіальній цілісності», наконец, события на Кавказе в августе 2008-го и фактически поддержка Украиной войны против России.
Алармизм по части борьбы с внешними и внутренними врагами превысил все мыслимые и немыслимые пределы. Доходило до абсурда: из трех премьеров при Ющенко — двое (Янукович и Тимошенко) едва ли не официально провозглашались президентом и его Секретариатом «зрадниками» и «прислужниками Кремля». То же регулярно звучит в отношении парламента и парламентских фракций.
Галицийский электорат соответствующе отреагировал на информационный шум и воспринял эти «угрозы». Хотя, конечно, и не так, как рассчитывал Ющенко. В «угрозы» поверили, но ставку сделали не на Виктора Андреевича — из-за сомнений в его способностях противостоять этим «угрозам», все меньше верят и «зрадниці» Тимошенко — при этом все больше симпатизируют Тягнибоку, который давно ратовал за то, что ныне введено в оборот на высшем госуровне.
Украинский интегральный национализм — основа политической программы ВО «Свобода» — стал фактически государственной идеологией при г-не Ющенко. Русский язык и культура вытесняются отовсюду и объявлены угрозой национальной безопасности. Отечественная история извращается и переписывается под углом зрения националистов-русофобов. Основой консолидации национально-«свідомих» граждан стал «організований кремлівськими зверхниками» т. н. голодомор. ОУН-УПА на президентском уровне реабилитирована и героизирована. А бывшие фашистские холуи вроде тех, с которых Тягнибок на горе Яворина призывал брать пример в борьбе «з москалями,.. з жидвою i з iншою нечистю, яка хотiла забрати в нас нашу українську державу», получают звания Героев Украины, им ставят памятники, в их честь переименовывают улицы, школы и воинские части.
По большому счету особенно в последнее время Ющенко уже мало чем отличается от Тягнибока. Разве что свои националистические речения, по крайней мере публично, сопровождает заученными мантрами о «демократии» и «европейском выборе».
К тому же бардак и хаос в госуправлении, созданный за годы президенства Ющенко, добавляет очков тем, кто стальным голосом обещает «наведение порядка».
Стоит ли удивляться, что на выходе такого государственного курса получился Тягнибок и ВО «Свобода»?