Можно констатировать, что под внеблоковостью Украины в настоящее время понимается ситуация, когда при декларируемой равноудаленности от любых военно-политических альянсов Украина полностью следует в фарватере натовской стратегии. Речь идёт как о негласно поощряемом правительством Украины информационном воздействии, так и о согласии по умолчанию на любые учения, передачу любой информации и участие в любых совместных с НАТО проектах.
Чуть больше года назад президент Украины Виктор Янукович объявил о внеблоковом статусе Украины. Что, по его словам, было вызвано желанием сохранить неизменно дружественные отношения с Российской Федерацией. Впрочем, весьма скоро выяснилось, что градус дружбы в восточном направлении у нынешнего руководства Украины не особенно отличается от температуры при прежнем президенте и правительстве. Хотя определённые изменения всё же наблюдаются. А именно — в области словесной эквилибристики. Закон, определяющий «внеблоковый статус» Украины был принят Верховной радой 1 июля 2010 года. Но уже в ноябре 2010, после саммита НАТО в Лиссабоне, официальные лица Украины заявили о возможном участии в создании европейской системы ПРО, идея которой, однако, полностью принадлежит США. Более того, в качестве потенциальных мест для дислокации элементов ПРО назывались Крым и Закарпатье. Отвечая на вопрос о возможной поддержке Украиной стратегии развития новой системы ПРО, президент Украины Виктор Янукович сообщил: «Мы не собирались, не собираемся и, я убежден, не будем участниками строительства этой системы. Но мы хорошо понимаем: если в какой-то ее части будет задействована Украина, возможно, Россия — это всегда пойдет на пользу системе европейской безопасности». То есть, как в анекдоте — если нельзя, но очень хочется, то можно. Принимать участие в строительстве ПРО Украина, скорее всего, не будет, но полезность своего участия осознаёт всеми фибрами души. Неудивительно, что подобные высказывания, очевидно двусмысленные по своей сути, никак не добавляют уверенности в правильном понимании намерений Украины. Тем более, что у соседей Украины, с которыми поддерживаются «неизменно дружественные» отношения, есть о чём задуматься и без неоднозначных высказываний президента Януковича. Ведь внеблоковость Украины выглядит как-то негармонично и после рассмотрения фактов, а не заявлений. По сравнению с практически полным отсутствием военно-политических контактов с Российской Федерацией, направления и точки сотрудничества Украина-НАТО сложно описать в рамках одной статьи. Прежде всего, несмотря на всю внеблоковость и нейтральность, по-прежнему развивается сотрудничество в рамках Целевого плана по Интенсифицированному диалогу с НАТО по вопросам получения членства и соответствующих реформ , который был начат ещё в 2005 году в Вильнюсе. Помимо Целевого плана, который представляет собой череду ежегодных отчётов по продвижению к альянсу, существуют и другие постоянно действующие программы. Например — Рабочий план Военного комитета Украина — НАТО, Индивидуальная программа партнёрства между Украиной и НАТО, рабочая программа Объединённой группы Украина-НАТО по вопросам военной реформы, Постоянный процесс планирования и оценки сил Украина-НАТО. А также целый Межпарламентский Совет Украина-НАТО. Ни одна из программ, запущенных в прошлые годы, закрыта не была. Более того, существующие программы углубляются и расширяются. Основное внимание сосредотачивается на таких заданиях: обеспечение постоянного военно-политического диалога руководства Вооружённых Сил Украины с Альянсом; участие руководителей ключевых структурных подразделений Генерального штабу ВС Украины в заседаниях Рабочей группы Военного комитета НАТО; проведение мероприятий в рамках информирования военнослужащих ВС Украины относительно НАТО и евроатлантической интеграции Украины; участие участь сил и средств в операциях и миссиях под руководством НАТО. Некоторое представление о масштабах сотрудничества даёт следующий факт — количество ежегодно проводимых мероприятий в рамках Индивидуальной программы партнёрства Украина-НАТО, на которых присутствуют представители ВС и Минобороны Украины, колеблется от 200 до 250! Немалое внимание уделяется информационно-пропагандистской кампании. В этом направлении работают Центр информации и документации НАТО, Офис связи НАТО-Украина, Институт евроатлантического сотрудничества, Институт трансформации общества (ИТО) с собственным сетевым и медиахолдингом, имеющим в своём распоряжении более 50 информационных ресурсов, Общественная лига «Украина-НАТО». Особенно любопытным представляется проект ИТО, который финансируется из Национального фонда в поддержку демократии (США). Существует 15 региональных центров ИТО, посвящённые евроатлантической интеграции и берущих под прицел преимущественно высшие учебные заведения, расположенные в «проблемных» для евроатлантических идей регионах — юго-востока и частично север Украины. Это вытекает из статистики, согласно которой на западе Украины проведено 15% мероприятий, в центре — 30%, на юго-востоке — 55%. ВУЗами дело не ограничивается. Общественная лига «Украина-НАТО», состоящая из 70 организаций, фондов и подразделений, помимо украинских военнослужащих занимается и учащимися старших классов общеобразовательных школ. Основной объём работы по традиции приходится на «проблемные» по отношению к НАТО регионы. Отдельной строкой следует упомянуть систему грантов НАТО для подающих надежды учёных. Во многих библиотеках Украины, вплоть до Национальной, имени В.И. Вернадского, организованы целые отделы, посвященные формированию нужного образа НАТО. Как сообщает официальный сайт, посвящённый партнёрству Украины и НАТО, Украина принимает участие во всех без исключения операциях НАТО. С особой гордостью подчёркивается, что пример подобного энтузиазма — уникален. Ни один партнёр Альянса не демонстрирует подобного рвения. В Афганистане, например, численность украинского миротворческого персонала доведена до 10 человек. Что, разумеется, мелочь. Но, как сообщается, «ведётся работа по внесению изменений в национальное законодательство, которое позволит увеличить военный вклад в афганскую кампанию». Ко всему прочему, с 2001 года при плотном участии Украины действует программа НАТО по обмену данными о воздушной обстановке (Air Situation Data Exchange — ASDE). А с 2009 года «опробован алгоритм имплементации расширения системы ASDE в Южном регионе Европы. Наиболее точную оценку нынешних отношений Украины и НАТО дал сам генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен во время выступления в апреле этого года. Он отметил, что «пять месяцев назад НАТО приняла новую Стратегическую концепцию. И наша новая стратегия определяет партнерские отношения в качестве одной из основных задач НАТО и подтверждает ценность особого партнерства НАТО с Украиной. Во время моего визита в Киев в феврале президент Янукович подтвердил свое личное обязательство способствовать активному политическому диалогу и практическому сотрудничеству между НАТО и Украиной. Утвержденная им недавно Ежегодная национальная программа на 2011 год является реальным выражением этого обязательства», — подчеркнул генеральный секретарь. А на состоявшейся в том же апреле встрече министров иностранных дел стран НАТО и Украины, была обсуждена содержательная повестка дня. Которая, по словам Фога Расмуссена, «отражает не только силу и важность особого партнерства между НАТО и Украиной, но также и значительный дальнейший потенциал». В какой форме должен реализоваться этот потенциал? Особенный интерес НАТО к Крыму и прилегающим областям уже давно не является секретом. Помимо традиционных учений в Крыму и на юге Украины, 25 июля на во Львовской области в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» начались украинско-американские военные учения Rapid Trident-2011. Координируют учения представители командования НАТО, основная цель учений — отработка выполнения миротворческих операций, преимущественно за счёт воздушно-десантных операций. До этого, 19 июля 2011, Украину посетила делегация НАТО во главе с адмиралом Джеймсом Ставридисом, обсуждались вопросы реформирования армии и ситуация в Черноморском регионе. Позже, в центре Украины, в полтавской области, открылись совместные американо-польско-украинские учения «Безопасное небо-2011». Которые являются прологом выполнения договоренности о совместном патрулировании украинского воздушного пространства во время проведения Европейского чемпионата по футболу в 2012 году. Да, легенда учений именно такова — перехват воздушных судов, захваченных террористами, и угрожающие стадионам Евро-2012. Возникают два вопроса — во-первых, позволяет ли новейшая история США, а именно теракт 9-11 считать ВВС США компетентными в разрешении подобных ситуаций, а во-вторых — не странен ли набор техники для решения таких задач? В тренировках на территории Полтавской области помимо прочего принимали участие самолеты и вертолеты Ми-8, а также совершенно не связанные с задачами перехвата воздушных целей самолёты С-130, более предназначенные для высадки десантов и огневой поддержки с воздуха. Со стороны США в учениях задействовано несколько самолетов F-16 Fighting Falcon, которые способны долететь от Полтавы до украино-российской границы за несколько минут. «Это первое в истории Вооруженных сил Украины международное учение военных авиаторов на территории нашей страны», — признал генерал-лейтенант Василий Никифоров, временно исполняющий обязанности командующего ВВС Украины. А его коллега из США, генерал-лейтенант Роберт Свертфагер подтвердил: «Работа совместно с украинскими и польскими ВВС является важной для американских интересов». Можно констатировать, что под внеблоковостью Украины в настоящее время понимается ситуация, когда при декларируемой равноудаленности от любых военно-политических альянсов, Украина полностью следует в фарватере натовской стратегии. Речь идёт как о негласно поощряемом правительством Украины информационном воздействии, так и о согласии по умолчанию на любые учения, передачу любой информации и участие в любых совместных с НАТО проектах. В то время как договоренности с Россией реализуются лишь потому, что, как говорят представители правящей сейчас на Украине Партии Регионов, «это приводит к меньшим финансовым затратам». Андрей Полевой Источник: win.ru.
Рейтинг публикации:
|