«Ющенко уже давно «наработал» на импичмент»
Как стало известно, Компартия Украины заявила о своем намерении запустить процедуру импичмента президента Ющенко. Все мы хорошо понимаем, что процедура отрешения главы государства от должности в любой стране — не только правовой шаг, но и важная политическая инициатива. Естественно, инициативу Компартии Украины следует рассматривать именно таким образом.
Если говорить об основаниях для импичмента Ющенко, то даже без подробного анализа очевидно, что их достаточно. Нынешний президент Украины пришел к власти в результате нарушения Конституции — достаточно вспомнить, что был организован третий тур выборов президента, который Конституцией Украины не предусмотрен. А затем Ющенко продолжил нарушать Основной закон страны и делал это систематически.
Заставить президента Украины уйти до окончания срока проблематично
В частности, он разгонял парламенты, переподчинил себе внутренние войска, отрешал от должности (с нарушением законодательной процедуры) судей Конституционного суда, генерального прокурора и т. д. То есть, если беспристрастно и без всякой политизации ответить на вопрос «нарушало ли высшее должностное лицо Украины, а именно ее президент, законы страны и Конституцию?», то очевидно, что это так и происходило.
Теперь давайте посмотрим, каковы шансы на успех этого импичмента. Они связаны не столько с доказательством неправоты Ющенко, сколько с возможностью тех, кто на этом настаивает осуществить это решение. Я считаю, что достаточно проблематично в срок действия полномочий Ющенко заставить его уйти в результате импичмента. Прежде всего потому, что это весьма сложная процедура. А на Украине она носит заведомо усложненный характер, с тем чтобы никому не было повадно каждый день выступать с подобного рода инициативами и добиваться их реализации. Как известно, здесь потребуется как минимум несколько голосований. Также свое мнение должны будут высказать Верховный и Конституционный суды. И там, и там есть сторонники Ющенко, которые в состоянии при определенных условиях блокировать такого рода решения.
Импичмент больно ударит Ющенко по рейтингу
Наконец, требуется время, которого остается все меньше и меньше. Напомню, что срок президентских полномочий Ющенко истекает в конце этого — начале будущего года. Выборы пока еще не назначены, но, по предварительным данным, они могут быть назначены на 17 января 2010 года. Естественно, что возникает вопрос, а зачем вообще торопить события?
Но надо понимать, что вопрос об импичменте носит принципиальный характер. Дело в том, что это является мобилизующим фактором для противников президента с точки зрения подготовки к проведению президентских выборов. Сложно себе представить, что человек, который подвергается процедуре импичмента, может сохранить какие-то шансы на переизбрание на высший пост. А Ющенко до сих пор лелеет такую мечту. Он нигде и ни разу не сказал о том, что не будет выдвигаться на новый срок, хотя его рейтинги сокрушительно малы. Ни один президент Украины ни в какой момент своей деятельности не имел столь низкого рейтинга, как президент Ющенко.
Заставить Ющенко оправдываться — политически выигрышный ход
В силу этого в украинском обществе нарастает напряжение. Его будоражат слухи о готовящихся силовых акциях, чрезвычайном положении и прочих брутальных действиях, которые Ющенко может предпринять ради сохранения своей власти и отмены выборов. Так что Компартия Украины и те, кто будут ей в этом помогать, инициируют импичмент для того, чтобы блокировать подобного рода действия, заставив Ющенко оправдываться.
Я считаю, что это политически выигрышный ход. Не важно, будет осуществлен импичмент или нет. Политически это определенное действо, которое будет разыгрываться и на страницах газет, и на экранах телевизоров. Причем при сочувствии подавляющего большинства населения страны. Так что если бы украинские коммунисты не выступили с этой инициативой, то это следовало бы выдумать только ради того, чтобы президент Украины «не выкинул очередное коленце» и не нарушил в очередной раз Конституцию (что он, судя по всему, всегда готов делать).
Первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ
Рейтинг публикации:
|