Хватит иллюзий: имитация, модернизация, революция
Несмотря на удаление от власти «оранжевых», долгое сосуществование с ними – если не сказать, сожительство, заразило склонностью к демагогии и политиков противоположного лагеря. Понятие «модернизация» начинает вязнуть на зубах почище «реформ».
В глазах провинциальных мальчиков-мажоров, которых, увы, часто напоминают представители нашей элиты независимо от фактического возраста, модернизация состоит в оснащении айфоном каждого регулировщика. Более продвинутый тип «модернизатора» может задуматься об отечественном производстве этих «айфонов» и сразу столкнется с тем, что даже сборка их здесь не выгодна. Ведь для этого необходимо воссоздать производственную цепочку – начиная самой простой. И не рассчитывать на сиюминутную быструю прибыль.
Не обойдется и без прикосновений к нашей священной корове – внешнеторговому законодательству, вероятно, одному из наиболее либеральных в мире. Увы, некоторые не самые просвещенные отечественные экономисты не без обожания описывают нашу экономику как одну из «самых открытых» в мире. Необходимо иметь в виду, что настолько открытыми могут позволить себе быть лишь очень маленькие страны без ликвидных ресурсов, которым все равно нечего терять.
Эта же открытость (в банковской сфере старт ей был дан в 2003 году Сергеем Тигипко на посту главы Нацбанка, а завершила процесс Юлия Тимошенко – в сфере внешней торговли) не принесла нам, видимо, никаких дивидендов в тех рейтингах, которым проявляют интерес профессионалы. Дотронься Украина до «сферы торгового», как тут же «зашуршат» посольства и торговые миссии, понесутся по кабелям доносы в ВТО и столицы ключевых государств.
Окажется, впрочем, что тревога ложная – основные промышленные мощности страны порезаны на металлолом, специалисты разбежались, потеряли квалификацию, либо же, наоборот, преуспевают в другом хорошо налаженном бизнесе и на предложенные зарплаты лишь рассмеются.
Мажор-модернизатор махнет рукой, айфоны купят у «лицензированного дилера» и насильно перепродадут регулировщикам с наценкой (горб у народа крепкий – помните картину времен Французской революции из советских школьных учебников всемирной истории?). Для отчетов сойдет. Примерно так сегодня выглядит этот процесс на постсоветском пространстве. Сделаем, впрочем, частичные исключения для Беларуси (автономная модернизация на сохраненной промышленной базе 80-х), Казахстана (ТНК-ведомая модернизация, в основном «конвейер», на основе богатых природных ресурсов), где попытки усовершенствовать существующие и создать новые отрасли были относительно небезуспешны, и Грузии (полностью «зависимая» модернизация «извне», в показательных целях, осуществляемая в американских геополитических интересах).
Давайте разберемся с модернизацией предметно. Можно ли жить без нее, почему она оборачивается у нас демагогией и когда начнется настоящая модернизация?
У причала
В политически корректном языке в США есть немало хохм. Так, презрительное beach bum («пляжный бомж»), обозначающее представителя занятий, которые мещанин не вполне небезосновательно считает бездельными (серфингист, пляжный спасатель и др.), остряки переделали в coastally located American – «проживающий на побережье американец». Любимое направление выхода на пенсию в США – побережье Флориды. Там же проживают и аборигены, получающие кусочек ВВП от стремления людей к «большой воде» (примерно как у нас в Крыму). Разве не прекрасно – ежедневно поклоняться собственной лени, лежа на палубе своей лодки, дюжина рейсов которой в месяц вполне обеспечит сносное существование?
Аналогия здесь состоит в том, что жить экспортом сырья и/или полуфабрикатов, если не страдать амбициями и альтруистической заботой о «будущих поколениях» не так уж плохо. Звучит для образованного человека-прогрессиста возмутительно – но такова правда жизни. Все не могут быть умными, изобретательными, трудолюбивыми, бойцами. Вот у нас и правительство радуется – сталь востребована, производство растет, АПК тоже вроде в форме. Спасибо тебе, Юго-Восточная Азия. Спасибо, работящий Китай!
«Работяге» – это такое собирательный образ из левой мифологии – тоже инновации особенно не нужны. Ведь они отберут у него – вполне возможно – работу. А платят вроде достаточно – на низкокачественную еду и «чекушку» хватает. Где-нибудь в Эквадоре местный «работяга» тоже сдал свою норму бананов – и ладно. От Флориды эта идиллия отличается вот чем – чем примитивнее экономика страны, тем сильнее она подвержена цикличности состояния мировой конъюнктуры. Привязанный к экспорту одного или от силы нескольких видов сырья рост порождает потребительские и ипотечные пузыри, деформирует само по себе потребление (помните наш взлет игровой индустрии – на пике автоматы одного Киева «давали» минимум 9 млн. гривен в день!) и политическую систему, поскольку аппетиты богатых становятся неподъемными.
Пик подъема, торможение, крах, смена власти, существенный откат – и все сначала. По гамбургскому счету безделье – пусть раз в цикл, но «джек-потом» – оказывается дороже, чем суетливое, нервическое соревнование, в формате которого существуют страны, которые принято сегодня относить к промышленным и/или быстро развивающимися.
Увы, до большинства обществ, где «дон Педро» лениво сменяет (а то и не сменяет) «дона Хосе» у власти – эта идея доходит только через собственный опыт. Украина и дальше может выращивать подсолнечник и рапс, штамповать брикеты пальмового масла, добывать руду, работать нацией контрабандистов и трактирщиков, пробавляться огородами, стоять в очереди за денежными переводами – и запретить ей это никто не в состоянии. Потенциал СССР, кстати, еще не до конца сжеван – не стоит заблуждаться, что уже «все украдено» (а провода, а кирпичи?). И природа наша обильна. Когда будет чуть хуже, когда чуть лучше – довольно быстро «мозгов» в стране совсем не останется, но зачем они?
На Украине до сих пор гигантский переизбыток рабочей силы – все не могут поместиться в спрос сектора услуг, логистике много рук не надо, архаичной же нашей промышленности и такому же, практически, сельскому хозяйству расширение не грозит. Так что езжайте, дорогие, за границу, присылайте валюту (премьер тоже недавно с удовлетворением отметил работу «заробитчан»).
Но есть одна «закавыка».
Амплитуда колебаний
Наша страна, типологически напоминающая слабодемократическое государство с примитивным хозяйственным укладом 70-х-80-х в Латинской Америке – расположила свои огороды в стратегическом месте. Здесь взрослые парни играют в свои глобальные игры. Более того, объемы украинских политических «понтов» – по кальке 20-х–30-х в истории Центральной Европы – смешны только на первый взгляд.
С одной стороны, мы не являемся частью национал-социалистического ренессанса в Центральной Европе, поскольку в этих странах иные причины для этого явления (растущий федерализм ЕС, в первую очередь). Но с другой – неумные игры крупной буржуазии с праворадикалами в социально дефективном, «тревожном» обществе могут привести к неожиданным последствиям. Например, к их приходу к власти под народные аплодисменты – ведь в сытые годы в Венгрии тоже смеялись над предшественниками «Йоббик».
Впрочем, вышесказанное – не главное проявление ограниченности отечественных правящих кругов, глубокомысленно обсуждающих модернизацию…
Одно из популярных изображений индуистского божества Шивы – это Многорукий, танцующий на трупе другого упитанного микронебожителя, символизирующего глупость и невнимательность – демона Апаспары Пуруши. Примерно таким демоном предстает и наша олигархия, приватизировавшая для себя этот кусок Земли. Шива мировой политики может и мечом здесь поработать (в своем воплощении «Натарайя») и на белом быке Нанди по Украине проехаться. Правда, «баре», конечно, надеются, что все шишки, как всегда, достанутся холопам, чьи чубы давно превратились в музыкальный инструмент. Только вот дестабилизация Украины – именно в силу ее географии – неизбежно приведет ко вмешательству извне и разгроме местной знати. Наша лодка у причала может спокойно качаться, но наш причал не на отшибе, амплитуда высокая, владельцы соседних причалов боятся за их сохранность – они могут быть повреждены нашим беспечным судном. Этим хищникам нужно питаться и меряться силами – почему не в этом травоядном государстве? Не дадут нам прохлаждаться – впрочем, уже не дают.
Так что, когда Президент говорит, что курс на модернизацию неизбежен – трудно с ним не согласиться. Почему же не поддается «общественное тело», и что надо сделать для того, чтобы двинуться с места?
Все хорошо, прекрасная маркиза
Немногие из хозяев крупной собственности на территории нашей страны эту страну любят. Одни уже принадлежат к транснациональному классу «новых кочевников» (термин Михаила Хазина), учатся извлекать выгоду из управляемого хаоса. Другие просто потребляют. Третьи способны конкурировать с кем-либо только в условиях, когда бюджет служит кормушкой-подушкой для схемы триады «экспорт сырья – валютные спекуляции – импорт готовых товаров». Этот класс в целом не может являться вдохновителем, инструментом, средой модернизации. Он сопротивляется, и будет сопротивляться любым попыткам «напрячь» Украину, вывести ее из застоя. Такой у этого класса интерес.
У чиновников в этом отношении потенциал больше, но они занимают у нас подчиненное по отношению к олигархии положение. Более того – чиновничество частью развращено ленью, проистекающей из его чисто формального политического существования, частью оно вовлечено в тот же искаженный вид бизнеса, что и «олигархия». Это уже давно не коррупция, а перерождение.
Государственная власть в нашей стране – уже даже не «ночной сторож» Милтона Фридмана, а придорожный гостиничный комплекс потертого вида с тайским массажным салоном. С реалистической точки зрения, если госаппарат исчезнет, этого никто и не заметит – разве что расценки упадут. Поскольку исчезнет нынешняя монополизация некоторых важных видов услуг.
Креативная прослойка в любимцах постсоветской власти не ходила никогда – и отвечает ей «взаимностью».
Институт политической партии подкошен конституционной реставрацией-96, проблемной для самой правящей партии.
С середняком у власти те же отношения, что и с креативной прослойкой. Скрепя сердце, эти отношения пришлось выравнивать – оказалось, что монструозные промышленные гиганты угощают бюджет Кипра, в то время как середняк кормит нашу страну.
Крестьянство размыто, немногочисленный промышленный рабочий класс дезориентирован.
Украина – коррумпированное общество олигархов, мелких собственников, гастарбайтеров и пенсионеров.
Модернизации, честно говоря, просто не за что зацепиться – если та элита, которая сегодня власть – не начнет моральное очищение с себя любимой.
Если госслужбе не будет возвращен престиж и ликвидирован негативный отбор (это когда с каждым разом фильтр пропускает наверх… все более развращенных и контрпродуктивных персонажей), если не будет налажен нормальный диалог хотя бы с частью так называемых «людей воздуха» (термин Александра Неклессы), провал модернизации неизбежен, а предпосылкой к этому диалогу может быть только разработка и предложение активной части общества внятной идеологии.
Может ли эта идеология быть недемократической – большой вопрос, поскольку у нас нет «картофельного пирога» достаточной величины, чтобы заткнуть рты. «Картофельный пирог» – это метафора из песни группы «Алабама», где поется о голоде на юге США во время Великой Депрессии и благодарности к Франклину Рузвельту, сумевшему перестроить экономику – «One potato pie – and I’ll shut my mouth» (Один картофельный пирог – и я заткнусь) и погасить политический протест.
На втором этапе госслужбе можно поручить «размещение ресурсов» – иными словами, работу вместе с оставшимися после морального очищения на плаву крупными предпринимателями по целенаправленному (сначала внешне весьма «нерыночному») развитию страны.
Может быть, кому-то жаль наших криминальных олигархов? При всей неприязни к фашисту Муссолини, не может не заставить задуматься вот эта его телеграмма префекту города Палермо Чезаре Мори, покончившая с оргпреступностью в крае на целых шесть лет: «У Вашего превосходительства карт-бланш, государственная власть в Сицилии должна быть восстановлена абсолютно, я повторяю, абсолютно. Если существующие законы будут мешать Вам, это не будет проблемой, мы издадим новые».
Опять же – среди элиты (если она хочет, конечно, избежать внезапного киргизско-тунисского сценария и кому-то в ней почему-либо дорога Украина и ее граждане) должна сначала найтись группа людей, вот этих самых патриотических взглядов. Иначе – следующая проба элиты будет уже взята из ила, принесенного новой революционной волной. Ведь это как раз то, чего не произошло на несамостоятельном, курируемом в значительной степени извне Майдане, отчего некоторые классифицируют его как незаконченную буржуазную революцию (причем не буржуазная часть общества была вовлечена в нее технологическими социал-популистскими лозунгами), прерванную пактом элит, дворцовым переворотом и установлением национал-популистского режима.
Уточню, что именно буржуазно-демократический и социал-популистский компоненты тех событий генерировали массовый энтузиазм, в котором «утонули» биографии политиков, надевших оранжевые шарфы, внешнеполитический контекст событий и местечковый национализм самозваных идеологов. То, что протестная волна подняла тогда на политический олимп агентов влияния США и носителей ксенофобских взглядов – трагедия украинской истории, проистекшая из незрелости гражданского общества и скукожившегося до полярности пространства политического выбора.
Кстати, в бурной истории испанских революций ХІХ века не раз такое бывало (перехват народных чаяний группами наиболее прозорливых аристократов), и каждый раз – ненадолго. Прогресс неумолимо пробивал себе дорогу.
Законы общественного развития неумолимы, пусть порой и действуют незаметно. Очевидно то, что буржуазная революция будет завершена – причем независимо от того, покажет нынешний курс на модернизацию успехи или нет (не покажет – нынешнюю крупнобуржуазную – полуфеодальную элиту массы сочтут реакционной, покажет – недостаточно прогрессивной). Лучше, конечно, второе – образуется пространство для смягченного протекания революционного процесса, вырастет вероятность почетной капитуляции отжившей свое элиты.
Единственный признак благоразумия нынешней элиты, с точки зрения интересов олигархии – это ее стремление в ЕС, как единственный способ легализовать результаты приватизации и обеспечить себе относительно мягкий выход из игры. По поводу общественной пользы этого броска происходит жаркая и неоднозначная дискуссия, но интенции магнатов вполне очевидны. По сути, именно так сняли с себя ответственность за некоторые социальные итоги перехода к рынку все посткоммунистические элиты Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы.
К несчастью для нас, только украинская олигархия, вместо того, чтобы завершить процесс первичного накопления в 2004 г., когда на фоне роста предполагалось подвести черту под эпохой перехода учреждением парламентской республики с широким самоуправлением регионов, предпочла перегрызться между собой, привлекая варягов, и начать весь процесс по новой, загоняя Украину в порочный круг, о котором говорилось выше. Долг перед обществом не выплачен, легитимность является хлипкой, элита – обучается медленно, а сопротивление служилого материала – жесткое.
Завершение
Возможно, кому-то нарисованная картина показалась слишком мрачной. «Как-то же плывем». Да и власть имущие на вид – пусть не все, но – вполне разумны. Однако, существуют законы общественного развития, как в театре – если на стене висит ружье, оно выстрелит. Что конкретно послужит искрой – этого не знает никто. Мы уже имели несчастье убедиться, что внешне ленивый и склонный к удовольствиям украинец – это тихий омут.
Приведем и такой пример – имитация в жизни пары раздражает гораздо больше, чем самые агрессивные кульбиты. Накапливается потенциал разрыва. Для здоровья имитация тоже вреднее самого холерического запала. Мы бы и хотели, вероятно, жить безмятежной жизнью Ямайки, Барбадоса, Каймановых островов – но увы, мы не затеряны в океане, и не находимся на согревающем друг друга лежбище тюленей.
Мы в лесу, полном диких животных, норовящих отхватить кусок Украины.
Реформы требуют либо консолидации государством активов, либо честного ухода государства из отраслей и секторов, в которых будет подстегнута игра в рынок, при необходимой защите спортплощадки по периметру.
Нам необходимы неукоснительно соблюдающиеся правила политической игры с включенными, а не отчужденными массами, гордящаяся своим трудом госслужба, современная армия, цивилизованная судебная система – иначе вперед мы не сдвинемся никак. Будем петь «Крокодил не ловится, не растет кокос», пока хозяева кокосов и крокодилов не решат, что аборигенов на «острове Украина» слишком много.
Знаете, это ведь не квантовая физика – надо просто не лгать и работать по плану. Тогда иллюзии будут не нужны.
Максим МИХАЙЛЕНКО Источник: 2000.net.ua.
Рейтинг публикации:
|