Всемирный банк с Международным валютным фондом настаивают на повышении цен на газ для населения до уровня промышленности, чтобы исключить саму возможность хищения бюджетных средств за счет разницы в тарифах. А вовсе не потому, что ВБ и МВФ хотят усложнить украинцам жизнь. Просто иначе давать кредиты Украине бессмысленно с экономической точки зрения: поступившие средства будут разворованы и выведены из страны в зарубежные оффшоры. А жилищно-коммунальное хозяйство окончательно деградирует. Итак, как "пилят" миллиарды в системе украинского ЖКХ.
Нынешнюю ситуацию в украинском ЖКХ можно кратко описать, вспомнив известный анекдот, в котором смертельно раненый охотником лось пьет воду и замечает, что при этом ему становится все хуже. Конечно, черный юмор воспринимают далеко не все и рассчитан он на любителей. Но и происходящее в жилищно-коммунальном хозяйстве Украины в действительности имеет очень мрачный оттенок.
Бездонная бочка
По данным Государственной службы статистики, только за 2010 г. потери воды, поданной потребителям, составили 1.2 млрд куб. м, или 23.26% от общего объема, поступившего в сеть. При этом в отдельных регионах этот показатель еще выше.
К примеру, в Макеевке, как выяснила Государственная финансовая инспекция, до горожан доходит только 40% воды, подаваемой в трубы. Остальные 60% теряются при авариях, постоянно возникающих по причине запредельной изношенности водопроводных труб. При этом, как отметил глава Госфининспекции Петр Андреев, никто в Макеевке не понес никакой ответственности за сложившуюся ситуацию.
Еще хуже обстоят дела с отоплением. Если объем потерь воды в 2010 г. остался на уровне предыдущего периода, то потери тепла по сравнению с 2009 г. возросли с 12.3 до 13.4 млн Гкал. Это составило 13.91% от всего количества тепла, отпущенного потребителям, включая население.
В денежном выражении это будет 5.923 млрд грн., условно говоря, "выброшенных на ветер" - если принять, что средняя стоимость производства тепла в Украине сейчас составляет 442 грн./Гкал. с учетом разных значений для населения и промпредприятий и при рентабельности 11.5%, рекомендованной правительством.
Очевидно, что в таких условиях говорить об экономически обоснованном уровне тарифов ЖКХ как-то не приходится. Между тем еще в 2007 г., когда нынешний президент Виктор Янукович во второй раз руководил правительством, курировавший ЖКХ вице-премьер Владимир Рыбак говорил, что отрасль характеризуется высоким уровнем износа основных фондов - более 60%, а также значительными потерями теплоэнергии и питьевой воды во внешних сетях - на уровне 30-60%.
Таким образом, никаких изменений к лучшему за минувшие 4 года не произошло. Хотя именно при Януковиче-премьере в 2007 г. было торжественно задекларировано обещание реформировать ЖКХ. Как отмечал тогда В.Рыбак, причиной плачевного состояния жилищно-коммунального хозяйства является недостаточное финансирование: мол, денег у тепловиков и водопроводчиков хватает только на зарплату и латание дыр на аварийных трубах.
И вот финансовый ресурс широким потоком хлынул в ЖКХ из госбюджета. Так, если в 2006 г. на отрасль было потрачено 1,6 млрд. грн., то уже в 2007 г. этот показатель вырос в 2.5 раза, до 4 млрд грн.
Тогда в госбюджете-2007 впервые появились новые статьи расходов на техническое переоснащение ЖКХ, в т.ч. на капремонт и модернизацию теплосетей и котельных - 300 млн грн., лифтового хозяйства - 200 млн грн. централизованных систем водоснабжения и водоотвода - 200 млн грн., на мероприятия по энергосбережению и оснащению инженерных вводов многоквартирных жилых домов счетчиками воды и тепла - 270 млн грн.
Кроме того, еще 701 млн грн. выделялся местным властям в качестве субвенции на реформирование и развитие ЖКХ в рамках общегосударственной программы на 2004-2010 г. Кстати, вспомним о некоторых положениях этого очень серьезного и обязательного к исполнению (а иначе зачем бы его вообще разрабатывал и утверждал Кабинет министров?) документа.
Среди прочего он предусматривал, что начиная с 2011 г. на техническое переоснащение ЖКХ бюджетные средства вообще не будут выделяться непосредственно, а лишь на погашение ставок по кредитам, взятым под эти цели. Кроме того, до 2011 г. весь жилфонд в Украине предполагалось передать в управление обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
Итак, срок выполнения программы благополучно завершился, и можно подводить итоги ее выполнения.
Деньги из госбюджета в текущем году на ЖКХ по-прежнему выделяются по различным программам. Причем предусматриваются они даже не на модернизацию и развитие отрасли, а лишь на ее элементарное поддержание на плаву, т.е. на выполнение срочных ремонтов на аварийных объектах. Что же касается ОСМД, то по данным министерства строительства, региональной политики и ЖКХ, в настоящее время лишь 8,5% жилфонда находится в их управлении.
Срок эксплуатации 25 и более лет в настоящее время имеется у 30% лифтов. Кроме того, по данным министерства, в Украине насчитывается 41 тыс. ветхих и аварийных жилых домов, а каждый третий многоквартирный жилой дом требует текущего либо капитального ремонта.
Нуждаются в срочной модернизации 25% водоочистных сооружений, расчетный срок эксплуатации уже отработали 20% насосных станций. Немедленной замены требуют и почти 40% сетей водоснабжения и канализации.
Ненамного лучше и ситуация в электроэнергетике. Только за январь-февраль 2011 г. технологические потери электроэнергии составили 4.4 млрд кВт.-ч., или 13.5% от всего объема, отпущенного в сети производителями. Ни в одной развитой стране нет такого показателя.
При нынешней средней стоимости электричества в Украине 54.52 коп./кВт.-ч. (учитывает цену для населения и различных категорий промпотребителей) получим, что в денежном выражении только за 2 мес. потери достигли 2.399 млрд грн. За год это будет уже 28.8 млрд грн., или 2.63% национального ВВП. Это вполне сопоставимо с расходами, выделяемыми из госбюджета на здравоохранение.
Хотя ежегодно Национальная комиссия регулирования электроэнергетики утверждает для каждого облэнерго инвестпрограмму, в которой раздел "модернизация и техническое развитие электросетей", направленный на снижение потерь электроэнергии, является приоритетным.
Так, в 2008 г. на эти цели выделялось 999.84 млн грн. (73% от всего объема инвестиций), в 2009 г. - 948.67 млн грн. (74%), в 2010 г. - 1.174 млрд грн. (77%). И на 2011 г. запланировано потратить на развитие электросетей еще больше, 1.382 млрд грн.
Между тем в апреле замминистра строительства и ЖКХ Григорий Семчук сообщил, что и в 2011 г. масштабной замены труб в тепло- и водопроводных сетях в Украине проводить не планируется. По его словам, причиной является недостаточное финансирование.
И это при том, что в 2010 г. граждане Украины заплатили за услуги ЖКХ 30.065 млрд грн., что составило 96.6% от начисленной за этот период суммы. То есть, обвинять население в тяжелом финансовом положении, которое сложилось в отрасли, не приходится.
Более того, заметно вырос и объем платежей, и сама дисциплина расчетов по сравнению с 2009 г., когда было уплачено 25.7 млрд грн, или 92.4% начисленной суммы. Несмотря на это, по итогам 2010 г. консолидированные убытки предприятий ЖКХ достигли 3.4 млрд грн. (без учета финансового результата ОАО "Киевводоканал" и ОАО "Киевэнерго").
Наиболее значительный "вклад" в сумму убытков внесли предприятия теплоэнергетики - 2.163 млрд грн., далее следуют водоканалы - 652 млн грн. Любопытно, что при этом предприятия отрасли еще и ухитрились накопить кредиторскую задолженность на астрономическую сумму в 18 млрд грн. (по состоянию на 1 февраля 2011 г.).
Широкие возможности
Вышеописанная ситуация вызывает целый ряд закономерных вопросов. Почему же так получается, что тарифы ЖКХ в Украине постоянно растут, но никак не могут достичь уровня экономически обоснованных? Ведь даже сейчас, когда они ощутимо повысились, никто из представителей власти не сказал, что теперь тарифы наконец-то окупают затраты на предоставление услуг ЖКХ.
Или как объяснить, что вот уже несколько лет в парламенте блокируется принятие закона, предусматривающего создание в Украине независимого органа - Национальной комиссии регулирования тарифов ЖКХ? И почему предложения по унификации этих тарифов для всех регионов страны до сих пор не поступили в Администрацию президента, хотя соответствующее поручение Янукович дал Азарову еще в прошлом году?
Чтобы ответить на эти вопросы, можно взять один из последних и наиболее свежих примеров в Киеве. Там после проверки использования бюджетных средств на реконструкцию Бортнической станции аэрации ОАО "Киевводоканал" прокуратура возбудила уголовное дело против бывшего начальника главного управления капстроительства Киевской горгосадминистрации.
По данным следствия, чиновник подписал с одним из частных предприятий заведомо фиктивные акты приема-передачи проектной документации, связанной со строительством илосжигательного завода. Тем не менее, на основании этих актов коммерческой структуре было перечислено 5.6 млн. грн.
Хотя фактически работы выполнены не были, а обусловленная договором проектная документация отсутствует. И это лишь один пример, который "всплыл" в поле зрения правоохранительных органов, благодаря обострению борьбы за власть в столице между старой и новой командами.
А сколько подобных и еще более масштабных вариантов распоряжения средствами в сфере ЖКХ прокручивается чиновниками по всей Украине, можно только догадываться. И тогда становится понятно, почему, несмотря на растущие из года в год бюджетные ассигнования, не улучшается техническое состояние отрасли.
То есть получатся, что все эти годы центральные и местные власти, заодно с руководством подчиненных им коммунальных предприятий, осваивают бюджетные средства, руководствуясь олимпийским принципом "важен процесс, а не результат". И это, не будем отрицать, помогло им достичь олимпийских вершин собственного финансового благополучия.
Ведь расходы, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению, составляют от 15 % до 20 % местных бюджетов. А в бюджетах малых городов и поселков затраты на ЖКХ (включая зарплату) доходят до 80-90 %. Иными словами, есть что осваивать. Причем не обязательно так примитивно, как в случае, выявленном киевской прокуратурой.
В этом плане показательно выглядит ситуация на азовском курорте Кирилловка в Запорожской обл., где вот уже много лет не решается проблема строительства системы централизованного водоснабжения и канализации.
С одной стороны, это мешает Кирилловке получить статус курорта государственного значения и ежегодно создает проблемы с открытием пляжного сезона. Вот и в нынешнем году санэпидемстанция запретила принимать там отдыхающих из-за несоответствия баз отдыха санитарным нормам. Вопрос об открытии был снят только после вмешательства облгосадминистрации и губернатора Бориса Петрова, который объяснил облСЭС, что так проблемы не решают.
С другой стороны, первый зам губернатора Алексей Литвин открытым текстом сказал, что строительству водопровода в Кирилловке есть серьезное сопротивление.
По его словам, причина проста: на азовском побережье стоимость привозной питьевой воды составляет 37 грн./куб. м., а в соседнем Михайловском р-не, где ее поднимают с больших глубин - 13 грн./куб.м. Действительно, отказаться от такого достаточно непыльного водовозного бизнеса с рентабельностью почти в 200% заинтересованным лицам очень тяжело.
А значит, ожидать появления цивилизованных условий для отдыха в Кирилловке гражданам не стоит. И так по всей Украине. Отсюда следует неутешительный вывод: публично декларируя перед избирателями реформы в ЖКХ, власть на самом деле не имеет ни малейшего намерения их проводить.
Но самые широкие возможности для хищений в украинском ЖКХ созданы парламентом на уровне законодательства, предусматривающего, что газ украинской добычи должен продаваться исключительно для населения и предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ). А промпредприятия должны довольствоваться импортным газом.
Даже сейчас, после подорожания на 50% с 1 августа 2010 г. конечная стоимость украинского газа для ТКЭ составляет 1309.2 грн./тыс. куб. м, тогда как импортируемого из Российской Федерации - 293 долл./тыс. куб. м только на границе, т.е. без учета НДС, целевой надбавки и тарифа на транспортировку.
Таким образом, разница в цене получается более чем в 2 раза. При этом, как верно подметил директор представительства Всемирного банка в Украине Мартин Райзер, на молекуле газа в газопроводе не написано, какому именно потребителю и с каким доходом она продается. И определить ее украинское или российское происхождение тоже не представляется возможным.
Поэтому нашу молекулу газа, задекларированную как украинскую и предназначенную для домашнего хозяйства, вполне реально можно продать промпотребителю, получив огромную сверхприбыль на разнице в тарифе. А потом эта разница покрывается как раз из бюджета, местного либо государственного, под видом компенсации за отпуск газа, горячей воды и тепла по цене ниже реальной стоимости.
Как пояснил Райзер, поэтому Всемирный банк с Международным валютным фондом и настаивают на повышении цен на газ для населения до уровня промышленности - чтобы исключить саму возможность хищения бюджетных средств за счет разницы в тарифах. А вовсе не потому, что ВБ и МВФ имеют что-то против украинцев и хотят усложнить им жизнь. Просто иначе давать кредиты Украине бессмысленно с экономической точки зрения: поступившие средства будут разворованы и выведены из страны в зарубежные оффшоры.
Виталий Крымов