Всё, что будет написано ниже – не плохо и не хорошо, это просто факты и ничего более. С ними можно, а иногда и нужно не соглашаться, но от этого они не перестают быть фактами.
И ещё: часто достичь дна – это большое благо, ибо есть от чего оттолкнуться. Предлагаю посмотреть, насколько это всё применимо к Украине.
Итак, 24 августа – День независимости Украины, итоги 30-ти лет в фактах. С учётом стартовых условий, естественно, повторять которые вряд ли уместно, ибо они давно известны и расчёсаны вдоль и поперёк.
Так вот, как сказал украинский политический аналитик Александр Кочетков (издание Главред):
«Самое большое достижение Украины за годы независимости, как это не парадоксально – то, что мы до сих пор её не потеряли»
Впрочем, сказанное есть скорее не свершившийся факт, а процесс, причём как раз тот самый: движение на дно, до которого, учитывая стартовые условия, Украина шла и продолжает идти ударными темпами. Мы же, всё-таки, сконцентрируемся именно на фактах, некоторые из которых, кстати, выглядят весьма впечатляюще:
Поехали.
Для начала пара красноречивых диаграмм, в том числе в сравнении, которым более я злоупотреблять не буду, хотя и известно – всё познаётся в сравнении:
В общем, комментировать красноречивые картинки, полагаю, будет излишней роскошью, ибо факты и ничего более. И так понятно же – перманентно агонизирующая Россия на фоне процветающей независимой Украины. Так что, двигаемся дальше и перечислим несколько выдающихся незалежных достижений.
***
Из свежего.
Зеленский в интервью «Украинской правде» заявил о планах построить большой военно-морской флот до 2035 года. В чём здесь факт? Факт в том, что сказал и даже обозначил сроки, что по украинским меркам уже должно считаться впечатляющим достижением, подлежащим записи в незалежный актив. Особенно на фоне банкротства и ликвидации Николаевского судостроительного завода – когда-то крупнейшего высокотехнологичного предприятия, имевшего более, чем 120-летнюю историю.
***
Из вечного.
Проект превращения украинской ГТС в главный европейский газовый хаб. Надо сказать, что основания для такого проекта более чем фундаментальные – тут и уникальное географическое положение, и колоссальная пропускная способность ГТС (до 120 млрд м3 в год), и постоянный рост спроса на газ в Европе, что гарантирует миллиарды евро за транзит.
Тем не менее, усилиями украинских политиков труба, доставшаяся от советского периода, после 2024 года уверенно движется к одному из самых масштабных пунктов сбора металлолома.
***
Из области высоких технологий.
- разрыв отношений с Росатомом похоронил проект достройки двух блоков Хмельницкой АЭС, из которых один позволил бы осуществлять экспорт электроэнергии в Европу. С тех пор блоки «строятся» только в новостях: оборудование любого другого производителя не только в разы дороже и ставит под вопрос экономику всего проекта, но и требует демонтажа энергоблоков и их постройки с нуля. Правда, параллельно рисуются грандиозные планы взаимодействия с американской Holtec – выбор более, чем странный, ибо эта компания не производит реакторы и не имеет даже прототипа, хотя и планирует что-то создать лет за 10. Как раз столько, сколько осталось доживать украинской атомной энергетике – 10-15 лет.
- ещё в 2010-2012 г.г. авиапром Украины произвёл аж целых 19 самолётов как на экспорт, так и для внутренних заказчиков. Далее всё пошло по накатанной колее – разрыв отношений с российскими предприятиями фактически похоронил надежды на возрождение когда-то прославленных КБ и заводов. В результате, с 2015 года серийное производство самолётов на Украине было прекращено полностью, последняя поставка была осуществлена в июне 2015-го. За 2016—2020 годы Украина не произвела и не поставила заказчикам ни одного нового серийного самолёта.
***
Мрии сбываются?
- не устают радовать строители светлого высокотехнологичного будущего Украины, родившие в 2018 году проект гиперлупа в сотрудничестве с американской (естественно) Hyperloop transportation technologies: сверхскоростной поезд, движущийся в вакуумной трубе. К слову, в США таки построена такая труба, где планировалось массовое передвижение электрокаров Тесла со скоростью до 200 км/час. Трубу запустили, но оказалось, что больше 60 км/час по ней двигаться никак не получается. Тем не менее, украинские фантасты не унимаются, оценивая проект от Киева до Днепропетровска всего в какие-то $5 млрд, на что не выдержал даже министр инфраструктуры Владислав Криклий:
«...если мы хотим про что-то такое мечтать, то уже проще изобрести технологию телепортации. Это однозначно и быстрее, и проще».
- конечно же, «великая космическая держава» не может не иметь собственного космодрома. Тут даже говорить не о чем. Например, почему бы (по совместительству «великой морской державе») не иметь космодром на морской платформе? Идея живёт до сих пор вот уже несколько лет, хотя все потенциальные исполнители от неё давно отказались. Главная причина: отработавшие ступени непременно будут падать на территории Турции, потому как так устроена космическая баллистика, не зависящая от киевских мечтателей. Было бы иначе, в советское время строили бы космодром не в далёких казахских степях, но это тот самый случай, когда Украине банально не повезло с географией.
Впрочем, даже там, где с географией фартит, всё неуклонно превращается в металлолом.
Такова цена 30-летней незалежности, волею судьбы подарившей Украине гигантский потенциал после раздела советского наследия и волей политиков практически утилизированный в ноль, с потерянными территориями и населением в обмен на призрачные перспективы и «кружевные трусики». Зато освоены ресурсы и пожрано время, достаточные для того, чтобы хоть в какой-то области осуществить действительный прорыв, а не купаться в больных фантасмагориях.
Впрочем, Украине ещё есть куда стремиться – главное, чтобы дно не подвело и не засосало.
«Никто не знает куда мы движемся. Кажется что туда, куда ветер несет. Если мы не осознаем необходимости смены модели власти на более эффективную, нас ждут два варианта, оба отрицательные - или постепенное обнищание (и сопутствующие ему центробежные процессы), или внезапное разрушение государственности» (А.Кочетков).
Добавлю от себя: а нам терпения и не мешать. Ну и по ходу – громко не смеяться, ибо там тоже люди, причём практически братья.
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|