Конституционный суд Украины в настоящее время не готов вынести решение по закону «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», более известном, как закон о тотальной украинизации. С момента его вступления в силу прошло больше года, а с июля 2020 года в суде рассматривается дело на предмет соответствия закона положениям Конституции. Предполагалось, что решение будет вынесено 2-3 ноября, но пока судьи затягивают с ответом.
Языковая реформа, инициированная Петром Порошенко на закате своего президентства, до сих пор неоднозначно воспринимается в украинском обществе и продолжает раскалывать страну. 25 апреля 2019 года, депутаты Верховной рады приняли скандальный закон, а в июле он вступил в законную силу. Сторонники укрепления позиции украинского языка тогда называли это событие «историческим», способным кардинально изменить положение дел в государстве.
По мнению других чиновников, данная законотворческая инициатива содержит немало «белых пятен» и требует проверки на предмет конституционности. Соответствующее представление было подготовлено и направлено депутатами «Оппозиционной платформы – За жизнь» на рассмотрение в Конституционный суд летом прошлого года.
Наверное, сложно отыскать на Украине тему более болезненную и скандальную, нежели о языке. При этом было бы несправедливо сваливать всю вину на одного-единственного Порошенко. Вне всяких сомнений он и его команда сыграли значительную роль в вопросе тотальной украинизации. Однако в свое время руку к этому прикладывал Виктор Ющенко, установивший жесткий контроль над соблюдением языковых норм во всех сферах жизнедеятельности Украины. В дальнейшем другой лидер Виктор Янукович, неоднократно обвиняемый в пророссийских симпатиях, так и не придал статус государственного русскому языку. Не стоит забывать и о невыполненных обещаниях первого президента Украины Леонида Кравчука, убеждавшего своих соотечественников в предоставлении государственной защиты русскому населению, недопущении их украинизации.
Нынешний глава государства Владимир Зеленский с начала своего президентства и принятия самого закона в 2019 году занял выжидательную позицию, напоминая больше стороннего наблюдателя, чем борца с нарушением прав нацменьшинств.
Без преувеличения языковой вопрос остается проблемным. Он волнует не столько русскоязычных жителей, сколько представителей других народов. Языковая реформа стала одним из главных раздражителей в отношениях с Венгрией, правительство которой весьма озабочено судьбой 150-170 тысяч своих подданных в Закарпатской области. Языковые споры обострились в конце октября, когда венгерский премьер-министр Петр Сийярто призвал закарпатских нацменьшинств голосовать за Партию венгров Украины. В результате, кандидаты от «Слуга народа» потерпели поражение на местных выборах.
Украинский язык не учитывает интересы «иностранцев», вытесняя из всех сфер деятельности другие наречия, начиная от органов власти, местного самоуправления, силовых ведомств, здравоохранения и, заканчивая общеобразовательными учреждениями. Что касается, учебных заведений, то здесь нацменьшинства, «языки которых являются официальными языками ЕС», могут использовать родную речь еще несколько лет. В отличие от русскоязычных граждан, утративших это право пару месяцев назад.
Однако в случае каких-либо изменений данные ограничения уже в 2023 году затронут румын и венгров, проживающих в Закарпатье и Черновицкой областях. «Языковыми» изгоями рискуют оказаться порядка 300 тысяч человек.
Можно предположить, что языковой закон направлен не столько против русскоязычных граждан, сколько против многоязычия в целом. Пока «чужаки» составляют значительную часть в украинском обществе, эта нация не почувствует себя полноценной. По факту, закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» делит жителей на «украинцев» и «людей второго сорта». Не владея мовой, человек лишен возможности трудоустроиться, пользоваться социальными услугами, да и банально уважения со стороны окружающих.
К слову, об уважении, сохранении, развитии и защите языков, национальных меньшинств говорилось сначала в Декларации о государственном суверенитете от 1990 года, 30-ю годовщину которой торжественно отпраздновали в этом году в Верховной раде, а затем и в конституции Украины. Вопреки статьям 10 и 22 основного закона страны, власти продолжают чинить препятствия «свободному развитию, использованию и защите русского, других языков национальных меньшинств Украины».
Другая статья, в частности, 24-я, гласит, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом вне зависимости от «привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам».
По всей видимости, права и ценности, задекларированные на государственном уровне, а также постоянные обещания украинских властей, ничего не стоят и являются пустыми фразами, не заслуживающими доверия населения.
Источник
Рейтинг публикации:
|