Сейчас можно только вспоминать, как украинские атлантисты, пережив шок после поражения Джона...
... Маккейна на президентских выборах в США, бросились затем в другую крайность.
Тень Клинтона нам поможет?По мере новых назначений в администрации Барака Обамы «укратлантисты» радовались всем лицам, имевшим дело с Украиной при Билле Клинтоне. Словом, вроде бы складывалось все так, что с приходом Обамы евроатлантические перспективы официального Киева не только не ухудшились, но едва ли не улучшились.
Возможно, по этой причине украинские власти решились на конфликт вокруг транзита газа из России в Европу, который изначально потрясал людей здравомыслящих своей бессмысленностью и беспощадностью. Возможно, что руку к конфликту приложила и старая администрация США, желающая оставить Бараку Обаме в наследство как можно больше проблем, которые он был бы вынужден решать в стиле республиканцев.
Во всяком случае, подписанное 19 декабря Кондолизой Райс и Владимиром Огрызко Соглашение о стратегическом партнерстве между США и Украиной предусматривает привлечение США к модернизации украинской ГТС.
Возможно, Президенту Украины казалось, что за этим Соглашением он может чувствовать себя, как за каменной стеной, вне зависимости от того, кто находится в Белом доме - Маккейн или Обама.
Но киевские поводыри «его нации» не учли некоторых новых обстоятельств, появившихся со времени президентства Билла Клинтона. В те годы существовал Pax Americana. США могли позволить себе действовать на международной арене в одностороннем порядке, решая, кого казнить, а кого миловать. А что сегодня? Обратимся к последней работе известного американского политолога и редактора журнала «Newsweek» Фарида Закариа «Постамериканский мир».
Америка не пала. Просто другие поднялисьЕсли XX век прошел под знаком расширения роли и увеличения могущества Соединенных Штатов, то сейчас многие десятки азиатских, латиноамериканских и африканских стран вступили на путь быстрого экономического развития, политической модернизации и социального прогресса. Нет, речь не идет «об упадке Америки, но, скорее, о возвышении всех остальных» стран, - делает вывод автор исследования.
Увязнув в Ираке и Афганистане, остановившись перед Ираном и Пакистаном, не зная, что делать с взбунтовавшейся Латинской Америкой, ощущая вызов со стороны Китая, увидев строптивость России, в Вашингтоне поняли, что в одиночку ни одной из этих проблем не решить. Как поняли и то, что, помимо Европы, необходимо вновь наладить отношения с Россией. Ведь сейчас главный вызов для США идет из Мира Ислама, а без Москвы нечего и думать об успехе в Афганистане.
Вашингтон и Москва: торг состоялся!Каждую неделю из Латвии через Россию и Казахстан должны транспортироваться до 30 составов грузов (пока «невоенных») для афганской группировки войск НАТО, которая вскоре будет увеличена еще на 30 тыс. человек. И другого пути, кроме России, нет!
Условия Москвы в США были хорошо известны: отказ от принятия в члены НАТО Украины и Грузии и отказ от размещения в Польше и Чехии элементов американской ПРО. Кроме того, Москва, как и Вашингтон, заинтересована в сокращении ядерных вооружений, восполнять которые во время кризиса далеко не просто.
Площадкой для начала переговоров был избран Мюнхен, где 6-8 февраля проходила традиционная конференция по вопросам безопасности. США и Россия были представлены вице-президентом Джо Байденом и вице-премьером Сергеем Ивановым. Это была первая российско-американская встреча на таком высоком уровне после избрания Барака Обамы президентом США.
Байден в своем первом выступлении за границей заявил, что американская дипломатия собирается перейти в своих отношениях с иностранными государствами, и, в частности, с Россией, на новый тон и нажать на кнопку перезагрузки, то есть многое пересмотреть с самого начала. Второй шаг в этом прекрасно отработанном дипломатическом балете сделал Сергей Иванов, отметив, что новая американская администрация явно стремится к переменам и российские власти готовы с ней сотрудничать.
Вскоре стало известно, что новая администрация США считает, что Украина и Грузия не готовы к членству в НАТО. «Любая страна, которая стремится к членству в НАТО, включая две страны, которые Вы упомянули (Украина и Грузия), должны соответствовать критериям членства в этой организации. Сегодня Украина и Грузия не готовы к членству в НАТО», - заявил в интервью «Интерфаксу» 12 февраля заместитель госсекретаря США Уильям Бернс.
А 13 февраля стало известно, что США пересмотрят планы по размещению компонентов ПРО в Восточной Европе, если Россия поможет предотвратить создание атомной бомбы в Иране. Эта информация была получена агентством
Reuters в госдепартаменте США в то время, когда Уильям Бернс вел переговоры в Москве. Торг, таким образом, состоялся.
В Варшаве его оценили по достоинству. «Сейчас уже известно, что базы ПРО США в Польше не будет, как не будет большой победы Варшавы в польско-российской "холодной войне"», - сказал после полученного известия экс-премьер Польши Лешек Миллер в интервью
РИА Новости. По его словам, каждый, кто умеет не только читать, но и понимать последние высказывания американских политиков, знает, что администрация Барка Обамы отказывается от ненужного проекта. «Для нового президента США, что вполне понятно, важнее базы ПРО в Польше является сотрудничество с Россией в контактах с Ираном и Афганистаном», - считает экс-премьер. Он отметил, что «президент Польши Лех Качиньский и премьер-министр Дональд Туск получили очередной болезненный урок реальной, а не выдуманной и провинциальной политики».
Кому – дипломатическая война, а кому – мирный атомУкраинские СМИ дружно сообщили о провале затеи Виктора Ющенко со вступлением НАТО. Его политика оказалась не менее провинциальной, чем политика Леха Качиньского. Однако никто пока не пишет о том, как быть дальше государству, которое сознательно оторвалось от одного берега, но не смогло причалить к другому, и сейчас оказалось без руля и без ветрил в геополитическом водовороте.
А подумать в этой ситуации есть о чем, и вот почему. Во-первых, экономический кризис протекает у Украине неизмеримо тяжелее, чем в любой другой стране. Падение промышленного производства в январе 2009 года на 34,1% - это исторический максимум с 1945 года, как подсчитал руководитель группы советников председателя Нацбанка Валерий Литвицкий.
И дело здесь не только в архаичной структуре экспорта и узости внутреннего рынка. Не меньшую роль играют низкое качество государственного управления и расцветшая во всех эшелонах власти коррупция. Будь иначе, не было бы столь отчаянной драки между президентом и премьер-министром по поводу того, быть газовому посреднику РосУкрЭнерго или не быть. В самом деле, какая разница конечному потребителю, есть посредник или нет его, - главное, чтобы газ был подешевле.
Во-вторых, в столь тяжелый для страны момент президент, оставаясь в плену стереотипов времен Джорджа Буша, продолжает нагнетать напряженность в отношениях с Россией. Спрашивается, кому и зачем понадобилось угрожать послу России Виктору Черномырдину объявлением его персоной нон грата?
В результате, пока Киев наносит Москве булавочные уколы, другие, умеющие мыслить не «преданьями старины глубокой», а реальностями сегодняшнего дня, выигрывают.
Вот, например, президент Турции Абдулла Гюль 12-15 февраля совершил 4-дневный (!) визит в Россию. В результате намечено увеличить товарооборот с 30 до 50 млрд. долларов, обеспечить свободу перемещения товаров, услуг и капитала, перейти на товарооборот на основе лиры и рубля. Россия и Турция согласовали контракт на строительство в Турции четырех блоков АЭС мощностью по 1200 МВт и стоимостью 18-20 млрд. долларов. Кроме того, Россия предоставит кредит турецким фирмам, действующим в РФ.
Дело за малымУкраине же в этой ситуации приходится лишь сожалеть о потерях отечественного ВПК в связи с курсом на НАТО. Достаточно сказать, что по этой причине Россия отказалась от украинских двигателей для стратегических и тактических крылатых ракет РД-36, ракет для авиации Р-27, двигателей для вертолетов ВК-2500. Если учесть, что оборонный заказ в России не будет пересматриваться, потеряли мы немало, особенно работники соответствующих предприятий. Вот реальные плоды политики президента Виктора Ющенко.
В-третьих, коль НАТО нам теперь «не светит», уже ничто не мешает отказаться от прежнего Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины», где сказано об «обретении членства в Организации Североатлантического договора». Нужны прагматичные «Основные начала внутренней и внешней политики Украины». «Начала», которые не мешали бы развивать взаимовыгодные экономически и политические отношения как на Западе, так и на Востоке, но без участия в военно-политических альянсах.
Подобных вопросов, которые объективно уже вошли в повестку дня украинского государства, еще немало. И все они упираются в одно – острейшую необходимость смены действующей власти.