В конце мая пан Зеленский озаботился наконец прибавить к списку своих бесчисленных достижений амбициозный законопроект подъёма украинской промышленности.
Здесь надо сказать, что дно — самый лучший момент дать старт процессу, который относительно нулевого уровня мог бы дать не какие-то жалкие единицы и даже десятки процентов, а сразу сотни, а то и тысячи. Это даже не арифметика, а просто здравый смысл.
План подразумевал следующее:
- наращивание госзакупок в сфере ВПК;
- снижение портовых сборов;
- снижение тарифов на ж/д перевозки;
- поддержка гражданского машиностроения системой госзакупок.
Последний пункт выглядел действительно весьма масштабно, включая в себя:
- компенсацию ставки по кредитам на покупку техники украинского производства;
- программу локализации, которая должна была загрузить украинские заводы для начала, хотя бы самой простой, отвёрточной сборкой: сначала с уровня 15% и с поэтапным доведением её до 60%.
Программа поддержки машиностроения касалась следующих областей:
- ж/д техника (грузовые и пассажирские вагоны);
- городскй пассажирский транспорт и коммунальная спецтехника;
- энергетическое оборудование.
То есть, те области, в которых было самое критичное положение: машиностроение за полугодие упало на 36%, а в 2019 году негативное сальдо торгового баланса по этим видам продукции достигло 311 млрд гривен и по правительственному плану сумма за год должна была сократиться, как минимум, на треть.
Могу привести ещё один, более приземлённый, пример: после разрыва торгово-экономических связей с Россией, производство всех типов грузовых вагонов на Украине свелось к нулю. Парк подвижного состава стремительно начал стареть, в то время как в России шёл совсем другой процесс: обновление парка с параллельным запретом продления срока службы вагонов, выработавших свой ресурс (за два последних года было списано порядка 130-140 тысяч только полувагонов универсальных, плюс ещё десятки тысяч других типов подвижного состава). Единственный бизнес по грузовым вагонам, который остался между Украиной и Россией — это продажа украинским операторам старых вагонов по цене, примерно в два раза дороже, чем их стоимость в качестве металлолома. На Украине, соответственно, вагоны латали и продлевали им срок эксплуатации.
В общем, повторю: дно — самый лучший уровень для любой, мало-мальски, реалистичной производственной программы. Причём, чем ниже уровень, тем лучше, можно сразу всем причастным готовить дырки для орденов, ибо сотни и тысячи процентов роста — это не шутки.
Надо сказать, что под дымовой завесой Covid-19, видимо, начались какие-то телодвижения. Подробностей не знаю, но сдаётся мне, что даже соросовские обмылки в правительстве незалежной вряд ли бы осмелились в конце июня просто так, с кандачка, заявить, что по многим позициям локализация уже достигла 15% и пора брать следующую высоту — 35%.
То есть, я так скажу: всего через месяц пошёл результат, которому уже можно было бы не только лишь завидовать, но и рукоплескать всем миром. Особо следовало бы ожидать оваций от тех внешних партнёров, кто приложил максимум усилий для светлого будущего великой независимой Украины.
Овации действительно последовали.
Из письма посла ЕС на Украине Матти Маасикаса в правительство Украины:
«На наш взгляд, это [законопроект поддержки промышленности — авт.] будет существенным нарушением указанных основ равного отношения и недискриминации…
Локализация производства до 60% лишает зарубежную продукцию возможности участия в закупках...
Этот законопроект вводит требования локализации производства для значительного перечня промышленных товаров и транспортных средств сроком на 10 лет, который, по нашей оценке, также нарушит ст. IV соглашения ВТО и ст. 151 (1) соглашения об ассоциаци».
И в самом конце письма:
«...степень локализации предусматривается и в многочисленных проектах, которые финансируются такими организациями, как Европейский инвестиционный банк. И такой подход Киева негативно скажется на деятельности международных кредитных учреждений на Украине».
Занавес.
Странно, что посол запамятовал ещё пригрозить цэ Эуропе отменой святого безвиза.
P.S.: думаю, здесь уместно было бы вспомнить ещё несколько цитат из недавнего прошлого.
Владимир Путин, 2013 год:
«Кто-нибудь читал текст соглашения об ассоциации Украины с ЕС?».
Лех Валенса, 2013 год:
«Бог дал Украине такие хорошие почвы, с тем чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы – но не машины. Машины могут производить в Польше».
Советник премьер-министра Яценюка по экономическим вопросам Александр Кирш, 2015 год:
«...построенные в советское время промышленные предприятия и «флагманы индустрии» – это российская удавка на шее у Украины. Их нужно ликвидировать и распродать, чтобы выйти из-под влияния Москвы».
Польский писатель Януш Леон Вишневский, дата цитаты неизвестна:
«Когда цветы срезают, у меня эта операция ассоциируется с казнью, а когда ставят в вазу — с реанимацией».
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|