Как уже хорошо известно прогрессивной общественности, путём решительного мозгового штурма украинские власти подписали Боинг под «Антонова», посчитав дело почти решённым. Но об этом в конце, а пока впечатляющий послужной список приключений этого осколка советского авиапрома:
Рубежным для Антонова, худо бедно производившего несколько моделей самолётов в год, стал 2014-й — год прекращения военно-технического сотрудничества с РФ, а также запрет на поставки в Россию продукции военного и двойного назначения.
1. 2014 год: заключен контракт поставку Ан-74 для Национальной гвардии Казахстана. Заказчик ожидал получить его в октябре 2015 года, но сроки сдачи постоянно переносились и срывались из-за нехватки комплектующих российского производства.
В октябре 2017 года Казахстан в одностороннем порядке расторг договор. А в апреле 2018 Хозсуд Харьковской области удовлетворил требование Нацгвардии Казахстана о взыскании с Харьковского завода $15 млн за оплаченный но не поставленный самолет.
2. 2015 год: подписан «Меморандум о взаимопонимании» с Саудовской Аравией. Был амбициозный план по запуску сборки под саудовские инвестиции Ан-32, который понравился своим умением взлетать и садиться на песчаных площадках. Закончилось всё в 2017 году, когда СА сменила партнёра по программе и процесс остановился.
3. 2015 год: Антонов объявил о подписании договора с Азербайджаном о совместном производстве Ан-178. В 2018 году Азербайджан подтвердил заинтересованность в сотрудничестве, на чём всё и застопорилось, так как встала проблема замены российских комплектующих.
4. 2015 год: Украина и Польша вознамерелиь организовать совместное производство самолетов на базе моделей «Ан». В городе Быдгощ, состоялся польско-украинский форум «Вестернизация самолетов «Ан». Основная цель – совместная реализация программы вестернизации комплектующих изделий, установленных на самолетах «Ан», обеспечения соответствия самолетов «Ан» европейским требованиям и нормам.
Совершенно закономерно дальше заявлений о намерениях ничего не пошло, ибо Польша в авиастроении никто и звать её никак.
4. 2016 год: подписан меморандум о партнерстве с Индией. Ожидалось создание совместного предприятия, которое производило бы самолеты на основе Ан-148/Ан-158 и участвовало в государственных тендерах. Сотрудничество закончилось на подписании меморандума.
Наконец,
5. 2020 год: Украина выразила намерение сотрудничать с американским Боингом.
«Мы недавно передали в компанию Boeing проектные предложения по самолетам «Антонов». Американская компания может быть заинтересована если не в общем производстве, то по крайней мере в частичном участии или на территории США, или же в инвестициях в нашу авиационную отрасль. Я думаю, что будущее концерна «Антонов» сильно зависит от сотрудничества с США и именно с компанией Boeing», - заявил посол Украины в США Владимир Ельченко.
Посол сказал, посол сделал?
А далее началась вакханалия: куча экспертов сорвалась с цепи и начала с умным видом рассказывать о том, почему Боингу это ненужно, неинтересно и невыгодно. И никто ни разу не сказал геополитическую правду, что Боинг — это вообще ни разу не авиакомпания и не один из крупнейших мировых производителей самолётов.
Боинг — это, прежде всего, США и НАТО, которые являются геополитическими противниками России и таковыми были и останутся всегда, чтобы не происходило в мире.
И в этой геополитической диспозиции Украина — банальное буферное образование, в которое Запад ни при каких обстоятельствах никогда не будет вкладываться, понимая, что в случае конфликта все вложения, в лучшем случае, пойдут прахом, в худшем — отойдут новому владельцу.
Точно также, как никаких серьёзных вложений Запад не делал и не планирует делать в Прибалтике, Молдавии, Грузии и по всей остальной периферии России.
Максимум, на что могут пойти западные инвестроры (и Боинг в том числе) — сделать на базе бывшего советского авиапредприятия большой торгово-развлекательный центр. Исключительно из быстро-возводимых конструкций.
Алё, эксперты, это что, так трудно понять?
Александр Дубровский
Рейтинг публикации:
|