Во вторник (11 февраля) в Киеве и почти одновременно в Москве состоялись два важных кадровых назначения, которые могут предвещать новый этап в украино-российских взаимоотношениях.

Сначала стоит чуть подробнее рассказать, кого коснулись эти кадровые перестановки.

Сегодня украинский президент снял и тут же назначил нового главу своего президентского офиса. О том, насколько значительна эта должность в украинской политике, свидетельствует тот факт, что многие называют руководителя офиса президента второй по значимости фигурой в государстве.

Новый человек на этой должности — фигура по-настоящему интересная. До мая прошлого года Андрея Ермака на Украине никто не знал. Тогда только что избранный президент Зеленский назначил этого юриста и кинопродюсера своим помощником.

Несмотря на полное отсутствие опыта в дипломатии и международных отношениях, Ермак начал быстро «расти». Некоторые читатели, возможно, помнят это имя в связи с импичментом американского президента Трампа. Имя Ермака звучало там довольно часто, поскольку именно он отвечал за контакты с американцами и общался непосредственно с юристом Трампа Джулиани, а также, например, с сегодня уже бывшим американским послом в ЕС Сонландом.

Но на Украине Ермак известен, прежде всего, тем, что именно он от имени украинского президента вел переговоры с россиянами. Он провел переговоры о двух массовых обменах пленными, внес вклад в новый договор о транзите газа через Украину, а также участвовал в возвращении украинских моряков и кораблей, которые Россия незаконно задержала в ноябре 2018 года в Черном море.

Все эти международные успехи, разумеется, помогли президенту Зеленскому сохранить и даже повысить свою и без того большую популярность среди населения.

Непосредственным партнером Ермака на переговорах с российской стороны был и остается Дмитрий Козак, уроженец украинского города Кропивницкий (в прошлом Кировоград), который вот уже более 20 лет тесно сотрудничает с президентом Путиным. До недавней смены российского правительства Козак был вице-премьером и занимался, в частности, вопросами, связанными с Крымом, «гуманитарной помощью» так называемым ДНР и ЛНР на украинской территории, а до того участвовал в подготовке к Олимпиаде 2012 года в Сочи и чемпионату мира по футболу в 2018 году. В последние годы Козак также возглавлял российскую делегацию на так называемых минских переговорах по конфликту на Донбассу.

Тут нужно упомянуть, что Козак уже помогал искать «решение» другого замороженного конфликта — в Приднестровье. В 2003 году он подготовил весьма известный «Меморандум Козака», который предполагал превращение небольшой Молдавии в федерацию, чьи субъекты получили бы широкие права и полномочия. Так Молдавия де-факто полностью подпала бы под влияние Москвы. (Но, что парадоксально, меморандум наконец отказался подписать глава Молдавии Воронин, хотя его считали пророссийской фигурой.)

После недавних перестановок в правительстве президент Путин взял Козака обратно в свою администрацию, где он занимает должность заместителя руководителя.

И именно сегодня (во вторник 11 февраля) пресс-секретарь Путина подтвердил, что Козак официально стал тем человеком, который с российской стороны будет отвечать за переговоры с Украиной. Таким образом, ушел Владислав Сурков (его имя значится в санкционном списке Европейского Союза и США), которого считают главным архитектором и стратегом российского вмешательства в события на Восточной Украине.

Что же означают сегодняшние назначения с обеих сторон?

1. Оба президента берут украино-российские переговоры под свой прямой контроль: их самые ближайшие соратники заняли высшие посты в их администрациях и займутся прямыми переговорами. Раньше этого не было. Украинская сторона отодвинула на второй план Министерство иностранных дел, отдав предпочтение как раз президентскому офису.

2. С одной стороны — неопытный Андрей Ермак, который будет вести переговоры с искушенным и знающим Дмитрием Козаком. Но Ермак, который уже встречался с Козаком на переговорах (например, об обмене пленными), говорит о нем, что с ним можно вести продуктивные и предметные переговоры.

3. Оба президента заинтересованы в «прорыве» на переговорах. Зеленский, чья популярность в феврале снизилась до 49% (с 69%), знает, что большая часть общества хочет, чтобы конфликт на Восточной Украине завершился. (Но большинство не хочет достижения мира любой ценой.)

4. Для Путина спровоцированный конфликт на востоке Украины финансово достаточно затратен (расходы на поддержание псевдореспублик, расходы на ведение вооруженного конфликта). Кроме того, он хотел бы добиться хотя бы частичной отмены западных санкций и восстановления экономических контактов с ключевыми западными странами.

5. Таким образом, можно ожидать как минимум импульса к новым мирным инициативам, например о выполнении Минских договоренностей. Вероятно, неслучайно сегодня украинский президент сказал, что допускает, что осенью этого года на оккупированной сейчас части Донбасса состоятся местные выборы, которые пройдут по всей Украине. (Остается очень важный практический вопрос: как за полгода можно подготовить выборы по украинским законам и международным стандартам там, где находятся десятитысячные незаконные вооруженные формирования под российским руководством, где нет украинских политических партий, украинских СМИ, украинских избирательных комиссий, служб безопасности, где будет невероятный хаос в избирательных списках и так далее.)

При появлении новых мирных инициатив, украинский президент в отличие от российского коллеги окажется в довольно трудной ситуации не только у себя дома, но и за рубежом, где уже сильно устали от «украинского кризиса» и откуда поэтому на Украину будут давить, чтобы она наконец договорилась с Россией.

Но сложнее всего Зеленскому придется на родине, где оппозиция и значительная часть населения не приемлет никаких договоренностей и уступок России. Сегодня прозвучало множество возражений и опасений, связанных с новыми лицами, которые займутся переговорным процессом, и с возможными новыми украино-российскими соглашениями.

Возражения и опасения в первую очередь касались следующих моментов.

1. Сейчас Россия не меняет своей политики в отношении Украины, несмотря ни на что, и ее цель остается неизменной —помешать дальнейшему сближению Украины с ЕС и НАТО, а также вернуть себе контроль над ней. Меняется только переговорщик, но тактика ведения переговоров и методы не меняются.

2. Ряд ведущих экспертов и таких людей, как, например, ранее отбывавший срок в России Олег Сенцов, утверждают, что Путину верить нельзя и что любой шаг навстречу или предложение со стороны России — это ловушка.

3. Президент Путин печется о геополитических стратегических интересах (укреплении позиций России, привлечение Украины под свое влияние), а президент Зеленский для того, чтобы удовлетворить волю большинства (мир на востоке) и повысить свою популярность, может принести в жертву стратегические интересы Украины (евроатлантическая интеграция). Поэтому есть опасения, что предлагаемые решения могут оказаться неприемлемыми для Украины как таковой.

4. Таким образом, сами по себе «мирные» инициативы и предложения будут представлять риск для внутреннего политического развития на Украине (они могут касаться выборов на оккупированных территориях, контроля над внешней границей), поскольку, несомненно, вызовут бурю в украинской политике и общественности. Это приведет к очередному внутреннему расколу и разобщенности украинского общества, к ослаблению внутреннего единства Украины, а это опять-таки на руку России, пусть даже новые предложения так и не будут реализованы.

5. Чем бы ни закончились переговоры, для России любой вариант развития событий выгоден, и в любом случае Украина пострадает.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.