Шоковая терапия.
Когда где-то в Европейской стране происходит что-то из ряда вон выходящее, будь то наводнение, ураган или пожар, общество не закатывает никакой истерики. Политики делают свое дело, спасатели свое. Стихийное бедствие – непредсказуемое явление, но это не значит, чтобы вся страна стояла на ушах и обсуждала, как с ним бороться. Возможно, я что-то пропустил, но ни разу мне не пришлось видеть Президента Франции с лопатой на пожаре, а Канцлера Германии с мешком песка на потопе. Чего им собственно там делать и чем они могут помочь гражданам и спасателям? Каждый должен заниматься своим делом. Пожарник тушить пожары, летчик летать, садовник сажать деревья. Все остальное – хобби, за рамками публичной политики и в свободное от работы время. Повышенное внимание высоких должностных лиц к делам находящимся за рамками должностных обязанностей вызывает некое недоумение у населения и свободная на все зубы пресса обязательно устроит политику хорошую баню, после которой тот может надолго забыть о публичной деятельности.
Если руководитель НОРМАЛЬНОЙ страны нарушает свой НОРМАЛЬНЫЙ график работы, то это означает, что в стране произошло что-то из ряда вон выходящее. Если политик НОРМАЛЬНОЙ страны не слезает с телевизионных экранов и каждую неделю обращается к народу с очередным воззванием, то это значит, что в стране регулярно происходит, что-то из ряда вон выходящее. Похоже, мы живем в НЕ НОРМАЛЬНОЙ стране, где политики занимаются не своими делами и не могут ни организовать работу государственной машины, ни объяснить людям, что происходит в стране и мире.
Комплекс неполноценности и мания величия
Грустно смотреть, как украинские политики расписываются в собственной профнепригодности. Мы «нэ зналы». Никто «нэ знал». Далее следует апелляция к заморским авторитетам, имена которых должны произвести неизгладимое впечатление на публику. Никто не знал о кризисе! А вот и нет. Дело в том, что неискушенный украинский политик не понимает одной простой вещи: в большой политике справедливо заведено, говорить одно, думать другое, а делать то, что надо делать исходя из долгосрочной стратегии развития. Делать, а не болтать перед телекамерами. Готовить решения в тишине кабинетов, а потом методично реализовывать их десятилетиями. Сменяются кабинеты министров, уходят президенты, но в большой политике больших государств ничего не меняется. Потому, что за большой политикой стоят не «фэйсы» желающих вписаться в мировую историю, а национальные интересы Франции, Великобритании, Германии, США, Китая, России… За большой политикой стоит государственный аппарат чиновников, который не «перетряхивается» каждый божий день по вкусу очередного правителя. Большая политика – это удел профессионалов. И безусловно профессионалы прекрасно знали о глобальных проблемах мировой экономики. Но знать, это не значит болтать об этом на каждом шагу, а предпринимать конкретные шаги с целью минимизации потерь от кризиса для своей страны.
Украина за годы своей «нэзалэжности», так и не смогла стать полноценным государством, со своими национальными интересами, определяемыми в Киеве, а не Москве или Вашингтоне. При этом нельзя на полном серьезе рассматривать политическую болтовню о евро-атлантической интеграции вкупе со стратегическим партнерством с Россией. Все это не более чем геополитическая проституция, когда разным центрам силы дают взаимоисключающие обещания. Мне трудно представить, чтобы произошло с украинскими политиками, какая бы их распирала храбрость на переговорах в Москве по газу или в Брюсселе по поводу вступления в ЕС, если бы в их руках оказался ядерный чемоданчик, о чем любят рассуждать «национально-свидомые». Мне страшно представить, как бы «рубила» Украина окно в Европу и как бы прощалась с Россией.
Провозгласив свой «Drang nach Osten», страна плотно встала в «зад» евроатлантической политики и рыночной экономики наивно считая, что спрятавшись за спинами ведущих мировых держав, можно проскочить в лоно «золотого миллиарда». Не имея возможности думать своей головой, примерять чужой опыт к своим возможностям, Украина первая среди всех мировых держав оказалась в тисках глобального экономического кризиса. Можно утешать себя тем, что Германия, Испания или Франция столкнулись с кризисом, но надо отдавать себе отчет в том, что будет для сильных экономик старой Европы (от которых зависят страны третьего мира) маленькая «яма», то для Украины будет глубокая пропасть.
Увлекшись политической болтовней, украинские политики проглядели то, что со всей очевидностью маячит на «пороге нашего дома». И называется это подзабытым словом - «шоковая терапия». Что в переводе на русский язык означает: комплекс радикальных экономических реформ, направленных на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса. К реформам этой группы относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий.
Следует отметить то, что действительно до сих пор ни одна страна мира не попадала в ситуацию, когда экономический кризис в государстве, совпадал с общемировым кризисом. А это означает, что предположить каким образом будет протекать кризис, как будут себя вести цены на сырье и на готовую продукцию, практически невозможно. Тем более в условиях, когда Украине в силу своих масштабов не в состоянии повлиять ни на цены своей продукции, ни на потребителя (в отличие от глобальной мастерской – Китая или глобального потребителя – стран Старого Света и Северной Америки). В отличие от недавних кризисов в Аргентине, Юго-восточной Азии, мы будем иметь дело с нехваткой финансов во всем мире. Что означает невозможность привлечения капиталов на любых условиях, поскольку с кризисом столкнуться практически все страны. В условиях падения платежеспособного спроса практически на все товары «не первой необходимости» в глобальном масштабе трудно подумать, кому придет в голову «приватизировать» убыточные государственные предприятия и с какой целью?
Строя наполеоновские планы о спасении отечественной экономики, политики не хотят думать о том, что дело не в спасении отдельных отраслей (как правило, им принадлежащим) и сохранении рабочих мест, а спасении всего государства. И ключевой момент тут в том, чтобы «сохраненное» от банкротства предприятие, нашло рынок сбыта своей продукции. Бессмысленно обеспечивать налоговые льготы заводам, которые по определению завтра не найдут рынок сбыта за пределами государства.
Мировая экономическая система только входит в полосу депрессии, что предполагает ломку всех сложившихся до сего момента отношении. Государство завтра заменят свободное перемещение товаров и услуг на протекционистскую политикой в отношении собственных производителей. А это означает, что о правилах «мировой торговли» существующих на текущий момент, можно забыть. Смысл будущей «шоковой терапии» в том, чтобы обеспечить циркуляцию товаров и услуг в рамках локальных экономических систем, объединенных общими таможенными и налоговыми правилами, а также единой и стабильной валютой. «Шоковая терапия» - не новость в мировой практике. Как и не новость то, что ее пытались избежать.
За ширмой «Солидарности»
В ночь с 12 на 13 декабря 1981 года в Польской Народной Республике было введено «чрезвычайное положение». Были взяты под государственный контроль телевидение и радио. Войска получили приказ разгонять любые несанкционированные митинги. Деятельность оппозиционной организации «Солидарность» была запрещена. Были произведены аресты ее активных участников. Сегодня многие считают, что основными причинами польского кризиса начала 80-х, было неприятие обществом идеи социализма и тяготение к западной модели построения общества. Мне кажется это мнение не совсем верным и базирующимся на штампах времен позднего СССР. Массовая поддержка «Солидарности» была обусловлена даже не финансовой и идеологической поддержкой западных стран, что само собой имело место. Польский кризис и «Солидарность» начались с резкого ухудшения социально-экономического положения населения Польши в начале 70-х годов. Дело в том, что еще в 60-е годы социалистическая Польша взяла курс на повышение уровня жизни населения. Но обеспечивался этот подъем не за счет увеличения производительности труда, внедрения новых технологии и производств, а за счет приобретения на Западе товаров народного потребления и за счет тех же кредитов, взятых на Западе. Первое время полякам удалось обеспечить некоторый подъем жизненного уровня населения, но уже к середине 70-х годов большая часть валютной выручки Польши шла на погашение процентов по кредитам. Рост внешнего долга привел к тому, что прямые иностранные инвестиции в Польшу резко упали и правительство оказалось вынуждено пойти на снижение заработных плат и социальных выплат. Отсутствие валюты, и как следствие невозможность закупить на внешних рынках продукцию, привело к тому, что в стране появился дефицит. Правительство Польши было вынужденно повысить цены на продовольствие, что вылилось в массовые протесты населения и его консолидации вокруг той самой «Солидарности». В результате к началу 80-х годов, ПНР была поставлена перед фактом объявления дефолта, поскольку выплатить проценты по кредитам не могла.
Итог всем известен. Первый секретарь ЦК ПОРП, Генерал Войцех Ярузельский (он же Премьер-министр и министр национальной обороны) ввел чрезвычайное положение, которое было отменено лишь спустя два года. Выкарабкаться из «экономического кризиса» Польша смогла лишь благодаря «ЧП» и при помощи стран социалистического содружества.
У меня нет сомнений, что Генерал Ярузельский смог удержать власть только благодаря двум факторам: поддержке СССР и высокой дисциплине Вооруженных сил Польши. Имея в своем распоряжении только один из этих «рычагов» удержания власти, судьба ПНР решилась бы совершенно иначе. Вооруженные силы и части МВД только лишь потому оказались на стороне власти, что генералитет прекрасно отдавал себе отчет, что в случае неконтролируемой ситуации в Польше, страны Варшавского Договора могут ввести войска. А это в конечном итоге приведет не только к лишней крови по Чехословацкому образцу 1968-года, но и чистке руководящего состава. Без экономической поддержки стран «Восточного блока», Ярузельский никогда бы не смог преодолеть последствия экономического кризиса в Польше и удержать ситуацию под контролем. Два фактора, которые в совокупности позволили отсрочить падение просоветского режима Польши лишь на несколько лет, до тех пор, пока СССР сам не ушел в небытие.
«Темная» диктатору Чаушеску
В конце декабря 1989 года в Румынии был расстрелян «кровавый тиран» Чаушеску. Народ Румынии праздновал победу своей революции. Сегодня многие говорят о том, что «заговор» против румынского диктатора вызрел в результате совместной деятельности спецслужб СССР и США. Даже если это и так, то что? Ведь не американские десантники расстреливали Чаушеску. Не советская группа «Альфа» брала его дворец, а толпы людей, которые «вышли» на улицы и свергли опостылевший режим.
Румыния стояла особняком среди всего социалистического лагеря. Именно Румыния не поддержала введение войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году. И вероятно именно особая позиция Румынии по международным вопросам и «особого пути развития страны» привела к тому, что экономическое сотрудничество Румынии и СССР было свернуто в 70-х. Безусловно, до югославского «нейтралитета» румынам было далеко, но и любви между Бухарестом и Москвой не было. А когда небольшая страна перестает ориентироваться на одну «систему», она вынуждена ориентироваться на другую, либо идти на самоизоляцию от внешнего мира. Других вариантов у Бухареста попросту не было. В результате с 1975 по 1987 год Румыния плотно села на крючок Международной финансовой помощи, прежде всего США, и набрала порядка 22 млрд. кредитов. Румыния получила привилегированный доступ на рынки стран Западной Европы. Она имела режим «наибольшего благоприятствования» с капиталистическими странами. Какое-то время Запад «прощал» Румынии долги за счет геополитических уступок в виде сворачивания военно-экономического сотрудничества Румынии со странами СЭВ и Варшавского Договора. Однако в 80-х годах Запад стал более активно давить на Румынию, вынуждая Чаушеску окончательно порвать с СЭВ и Варшавским Договором, дабы окончательно расколоть блок социалистических государств. Чаушеску к этому был не готов.
Чтобы расплатиться с кредитами, Румыния с середины 80-х была вынуждена перейти в режим «жесткой экономии». Всемерно сократить импорт, увеличить экспорт. Чаушеску «затягивал пояса», надеясь в короткий срок погасить долги и проценты по ним, которые скапливались годами. Кроме того, в середине 80-х к власти в СССР пришел «ревизионист» Горбачев, с которым Чаушеску «по определению» не мог пойти на сближение. В результате, Румыния оказалась между двух огней, когда Запад давил ее экономически, а СССР не хотел и не мог ничем помочь Бухаресту. В конце 80-х СССР сам стоял на грани экономического банкротства. Румыния оказалась никому не нужной.
«Челноки», совершавшие в те годы «коммерческие вояжи» в Румынию с ужасом рассказывали о городах, погруженных в темноту. О перебоях в подаче горячей воды и работавшем пару часов в сутки телевидении. Даже для перестроечного СССР подобное положение казалось диким. Но Чаушеску всеми силами пытался «отдать долги». Недовольство же населения его страны только нарастало. Кредитная удавка, накинутая десяток лет назад, неумолимо сжималась.
Любая страна имеет в своей среде недовольных социально-экономическим положением в стране. Практически в любой стране существуют проблемы с национальными меньшинствами. Румыния не была исключением. Но все проблемы государства многократно усиливаются тогда, когда население чувствует на себе ухудшение материального положения. Это касается абсолютно всех слоев населения от рабочего до чиновника, от «титульной национальности» до «национальных меньшинств». И в этой ситуации возникает вопрос: кто виноват в ухудшении материального положения населения?
Для спецслужб иностранных государств, существует масса способов дезорганизовать ситуацию в стране и вывести народ на улицы. Тем более, что поводов в Румынии для этого было достаточно. Я прекрасно помню те годы и как взволнованный диктор радио «Голос Америки» сообщал о многочисленных жертвах «режима Чаушеску» в городе Тимишоара. Сегодня совершенно не интересно, сколько в реальности было жертв. Важен результат: Чаушеску со своей супругой был быстро расстрелян по непонятно чьему приговору спустя несколько суток после задержания. Таким страшным образом закончилась жизнь Николае Чаушеску, который хотел «затянуть пояса» своей стране. Снять «кредитную удавку международных финансовых институтов» у него не получилось.
Мировая общественность радостно приветствовала победу демократических сил в Румынии, хотя всего лишь несколько лет назад носила на руках «тирана Чаушеску». От любви до ненависти один шаг. Изменение ситуации. Сегодня в Румынии многие некоторые люди старшего поколения, с особой теплотой вспоминают годы правления «режима Чаушеску». А многие прегрешения, что ему приписывали тогда, оказались банальной ложью.
Кредитное оружие или долг платежом красен
История диктатора Чаушеску весьма показательна для Украины. В ней можно отыскать массу параллелей, где есть и иностранные кредиты и проблемы с их выплатой. Желание власти удержать ситуацию под контролем и нежелание людей терпеть хотя бы короткий срок до нормализации ситуации. Чаушеску хотел вести страну особым путем развития. Он хотел социализма, но не по советскому образцу. И когда встал вопрос о выборе финансово-экономической помощи и геополитической ориентации, он выбрал США только потому, что выбора не было. Когда Чаушеску стал ненужным США и СССР, он был свергнут. Свой «Тяньаньмэнь» у него не получился. Кроме того, Чаушеску не имел той «тотальной» поддержки населения, которую имел тот же Фидель Кастро на Кубе. Потому, Чаушеску был обречен. «Кран» экономической помощи был перекрыт и страна взорвалась. Самое лучшее, чем могла закончиться жизнь Чаушеску, это изгнанием. Но для этого он должен был своевременно понять свое положение и вовремя покинуть страну, которая давно перестала ему верить. Не важно, насколько искренен был Чаушеску в своем желании построить разумное, справедливое общество. Важно то, что ему не верили.
Ситуация на Украине чем-то напоминает ту самую безвыходную ситуацию Чаушеску. Существует огромный внешний долг, существует критический импорт, который надо оплатить по факту поставки. И существует изменившаяся конъюнктура рынка, когда производимый украинскими предприятиями экспортный товар оказался не нужен или не конкурентоспособен на внешнем рынке.
Отдельного разговора заслуживают огромные социальные обязательства, которые власть регулярно наращивала, стараясь угодить народу. Всего несколько лет назад, «маленький украинец» гордился относительно высоким социальным стандартом жизни на Украине. Ему очень легко было рассуждать о том, что цены на транспорт, на продукты питания, на отопление, на ЖКХ в Украине ниже, чем в той же России или сопоставимы с ней. Сколько стоит проезд в общественном транспорте в Москве? 50 центов! В Киеве 10 центов. Вот таким образом Украина жила лучше, чем Россия. Совершенно никого не беспокоило за счет чего достигается такая разница и кто ее в конечном счете покрывает. И ведь подобное происходило в любой сфере, от пенсионного фонда до здравоохранения. И создавалась иллюзия, что на Украине все хорошо. Или не совсем все плохо. А правительство в это время, за счет передвижения бюджета из угла в угол перекрывало образовавшиеся бреши. Никаких разговоров о том, что это не правильно, не могло быть. По сути, украинец жил почти как при социализме. Монетизация льгот? Упаси боже! Убрать дотации пассажирским перевозкам? Люди нас не поймут!
Правительство убаюкивало нас разговорами о каких-то инвестициях, которые золотым дождем лились на Украину. Еще в сентябре 2008 года, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко рассказывала стране о 30 млрд. инвестиции. Что это за инвестиции? Куда они пришли и зачем – никто не знает. Как никто не скажет, куда они исчезли сегодня. Страну охватила кредитная лихорадка. И казалось, что она будет длиться вечно. Народ скупал квартиры, по завышенной спекулятивной цене. Правительство говорило о том, как растет жизненный уровень украинца. Наша страна входит в число европейских лидеров по количеству проданных новых автомобилей! В автосалонах образовались очереди за автомобилями на три месяца! Бум туризма. Украинцы стали больше путешествовать! Пластиковые окна. Стиральные машины. Телевизоры. Магнитофоны. Украинец конкретно упаковался. В кредит. В долг. Вообще, все последние несколько лет, Украина «жила» по принципу классической пирамиды. Страну накачали деньгами. И всем все нравилось. Люди с одной стороны проклинали «олигархов», сорящих деньгами, оставляющих тысячи гривен за вечер в ресторане, но именно из этих «тысяч» каждый украинец имел свою «долю». Вокруг «строительного бума» крутились миллионы «маленьких украинцев»: архитекторов, прорабов, рабочих. Украина пережила расцвет оптовой и розничной торговли. Импорт валил через границу, стараясь насытить ажиотажный спрос. Но так не могло продолжаться вечно. И самое печальное для страны, что правительство не нашло в себе сил остановить эту потребительскую вакханалию. Мне трудно судить о том, что в реальности происходило с «украинской бухгалтерией» все последние годы. Но ни о какой производительности труда, модернизации производств и отечественном производителе никто не думал. Все это из разряда «длинных денег», а на Украине пировали «короткие», которые закончились тогда, когда страна заговорила о «глобальном экономическом кризисе» и локальном украинском дефолте. Сегодняшние разговоры о «воровстве» – это традиционное для наших краев объяснение. Но, увы, дело не совсем в воровстве и тем более ценах на газ.
Украинский узел и чилийский синдром
Сегодня все копившиеся проблемы сошлись в одной точке и наложились на глобальный экономический и украинский политический кризис. Из всех спасительных решений, которые сегодня существуют на Украине,есть только одно - «затянуть пояса». Какой бы политик не пришел к власти, левый, правый, очень правый или вообще никакой, он будет вынужден свернуть социальную политику и ввести режим чрезвычайной экономии. Совершенно по-детски звучат обещания отдельных политиков о том, что придя к власти, они будут делать что-то иное. Я понимаю, что хочется на «белом коне» въехать во власть и пересмотреть все существующие договоренности с Россией (ничего более оригинального от них не жду). Но это не более чем популизм. В реальности, ни одно из существующих договоренностей с Россией расторгнуть невозможно. Можно нарушить договоренности, но тогда придется столкнуться с «симметричным ответом» России. Кроме того, после нескольких «газовых войн», Украина выглядит как герой «байки» о мальчике, любившем кричать «волки». Очень трудно будет убедить Европу в том, что на этот раз Россия чем-то мешает нашему «танцору». Можно попытаться «дернуть» за ниточку Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной от 1997 года, но за этим последуют крайне неприятные для Украины вещи. С подобным подходом Украина может дойти до пересмотра «Беловежских соглашений» 1991 года и Февральской революции 1917 года.
Украинские власти за годы «нэзалэжности» привыкли поддерживать спокойствие в рядах своих граждан путем нехитрых манипуляций. Однако дело в том, что на рядового «громодянына» уже перестают действовать даже «лошадиные дозы» историй о «голодоморе» и «русско-советской оккупации». Массированная пропаганда последних лет привела к тому, что даже самые страшные сказки о прошлом меркнут перед кошмарными реалиями настоящего. На некрофилию Ющенко украинец реагирует точно так же, как на осеннюю распутицу и зимние холода.
Украина движется к тому, чтобы «короновать» на «гетманский трон» своего «спасителя». Но это всего лишь будет отчаянная попытка, которая скорее напоминает игру в «русскую рулетку», где в барабане пистолета будут либо холостые патроны, либо один боевой. Из той тасующейся политической колоды найти что-то пристойное невозможно. Там его нет. Ни по интеллектуальному потенциалу, ни по морально-волевым качествам. Украинские политики, привыкшие все свои «недостатки» перебивать огромным рекламным бюджетом не могут понять, что время «политических пустышек» прошло. Как бы не пытались, побелить-покрасить новоявленного кандидата на «спасителя», он ничем не будет отличаться от своих предшественников, только он будет поставлен гораздо худшие условия. Как в ситуации с Ющенко, со временем рекламная штукатурка отпадет и перед нами предстанет тот же самый политический банкрот. Разве что в клоунском костюме военного, не видавшего битв. То, что порядок надо наводить, никто не сомневается, остаются вопросы «как»? Ведь Ющенко тоже «наводил» порядок, когда призвал милиционеров «домовытыся» и быть честными. Ну и что? Как себе Пан Президент представляет честность на одну зарплату? Какие рычаги воздействия на «исполнителей» у будущего диктатора? Деньги? Совесть? Авторитет? Ни одного, ни другого, ни третьего. Остается ждать вслед за Манифестом среднего класса – Манифест маленького диктатора. С тем же результатом.
Видя примеры истории, украинские проектировщики будущего не особо вдаются в подробности того, как приходили диктаторы к власти и почему они смогли удержать власть. Вопрос не в том, чтобы захватить «дворец» президента Бурбурляндии Хатубунги, и объявить народу о приходе новой и честной власти. Вопрос « что дальше»?
О том, что происходило в Чили в годы предшествующие приходу к власти Пиночета, мы помним из передач программы «Время». Хорошие «левые» и плохие «проамериканские военные». Нет смысла передавать все хитросплетения тех лет, но главное для нас в «перевороте Пиночета» другое. В результате «управляемого» падения спроса и цен на медь, основного продукта чилийского экспорта, страна оказалась на грани экономического коллапса. Т.е., в Чили перестает поступать валюта от основной экспортной отрасли. В результате ухудшается социально-экономическое положение населения, и оно готово поддержать свержение «законно избранного президента». Дело не в том, насколько хороший был Президент Альенде и плохой диктатор Пиночет, а в том, что истинная причина смены режима в экономике!
Экономику спасает не только «затягивание поясов», а валютные поступления от экспорта, при сокращении импорта! Поставь на царство хоть кого, затягивай пояса хоть на горле, но если не заработает экономика, если на полках не появятся доступные населению товары, то никакие хождения строем не спасут страну от хаоса. Более того, они только усугубят положение и поставят страну на грань раскола. Ведь «украинский диктатор» - может быть только «украинским». А не менее половины страны, которой вся эта «украинизация на голодный желудок» надоела - не поймут и не поддержат. В условиях хаоса они явно будут вынуждены апеллировать к «международной общественности», которая в нашем случае находится уже не на Донбассе, а в Москве. Украина, задумываясь о «диктаторе», должна отдавать себе отчет, что их будет как минимум два. Для восточной и западной части.
Искусство возможного
Я не могу себе представить, что произошло бы, если лидер мировой державы позволил себе «выражения» из лексикона украинского политика. Только «влюбленный взгляд» украинского обывателя не замечает всю пошлость ругани на украинском политическом Олимпе. В любой стране мира, после обвинения Премьер-министра в коррупции, Президента в «зраде» интересов страны и далее по чиновничьему списку, произошел бы шквал самоубийств. Биржи сорвались бы с катушек, курс национальной валюты задергался бы... Но как совершенно верно выразилась, в припадке оптимизма Юлия Тимошенко, мы не интегрированы в мировую экономику, ни в мировую политику. У нас все тихо. У нас все спокойно.
Порой начинается казаться, что принятые украинской властью указы и законы, как раз направлены на то, что бы дестабилизировать ситуацию в стране. Ведь несложно предсказать, что «запрет» Национальной Радой по телевидению и радиовещанию трансляции российских каналов будет либо проигнорирован операторами кабельного телевидения, либо вызовет шквал недовольства у населения. Ни для кого не секрет, что «свята голодомору», «антисоветская» и «антирусская» истерия только раскалывает Украину. Вместо «объеднання» вокруг «лидера», вызывает обратную реакцию отторжения от инициатора всей этой свистопляски. Сегодня официальная украинская пропаганда дает совершенно обратный эффект и вызывает отторжение от всего того, что навязывается населению.
Так зачем этим занимаются паны и пани «патриоты»? Ради торжества «украинской идеи»? Но торжества не будет, а будет раскол со всеми вытекающими последствиями для страны. Вчера об этом не только не хотелось говорить, но страшно было поверить в саму возможность «раскола». Сегодня для многих «раскол» выглядит, как избавление. Глупость или предательство?
То, что сегодня волнует народ, это не «украинская национальная идея», а проблема реального выживания в условиях экономического кризиса и практической дискредитации «украинского пути развития». Отвлечь народ абстрактными картинками будущего процветания уже невозможно. Не в диктаторе сегодня нуждается Украина, а политике-самоубийце, который будет обречен на непонимание в настоящем, но останется в истории. Откладывая на завтра накопившиеся проблемы, страна лишила себя возможности маневра. Сегодня Украина в самой неблагоприятной ситуации будет вынуждена проводить монетизацию льгот, либерализацию цен и многое, многое, многое, что не хотела делать вчера. В сущности, жить не просто по средствам, но и отдавать реальные кредиты и «инвестиции», не имея возможности взять еще один «кредит доверия» у населения. Все будет очень жестко и непопулярно. Газотранспортные консорциумы, однозначное определение геополитических союзников, продажа ряда стратегических предприятий, все это не очень патриотично звучит, но какие могут быть еще варианты?
Политика – это действительно искусство возможного, а не желаемого. Сегодня мы можем сбиться с ног в поисках крайнего, но его нельзя найти. Его давно уже нет. Дело не в нынешних кредитах МВФ и не в ВТО. Все что сегодня происходит с Украиной – это логичный путь вниз, который мы начали в конце 80-х годов. Это путь наших иллюзий и разочарований. Можно свалить всю вину на какого-то хитроумного политика. Конечно же, он виноват в том, что не соответствует занимаемой должности и уровню стоящих перед ним задач. Конечно же, он нас совратил и обманул. Но мы ведь хотели быть «совращенными» и обманутыми?! Мы видели того, чего нет. Мы додумывали то, чего нам не обещали. Мы совершенно не хотели согласиться с тем, что при капитализме «человек – человеку волк». Мы не думали о безработице, нищете и безразличию государства к нашим проблемам. Мы думали о том, что в современном мире нет, умней нас. Что на мировом рынке мы будем самыми конкурентоспособными, как только дать нам свободу. Мы не могли поверить в то, что не сдадим свой экзамен в условиях жесткой конкуренции. Разве думалось «инженеру» 80-х, что его голова никому не нужна? Разве думалось рабочему, что его руки могут быть никому не нужны? Разве могли мы представить в те годы, что мы вообще никому в этом мире не нужны, кроме нас самих и наших близких?
***
Мне не трудно предположить то, что спустя сотню лет какой-то «щирый украинец» сидя в Канаде и играя на бутафорской бандуре, будет рассказывать о том, что они хотели создать Украину, которой всего ничего, нужны были украинцы. И вот увлекшись созданием Украины, ее истории и «мовы», они как-то упустили из виду, что Украины не стало. Вам трудно представить, что это возможно? Мне кажется, что это уже почти реально. И если не остановиться, то это станет реальностью в самое ближайшее время.
Сергей Лунев,
специально для
"Руськой правды"