"Украина – не Россия", - любимое выражение официального Киева. В национально-романтическом смысле, может, оно и так. Однако…
Валерий Сердюченко, Львов
Величайший из украинцев, Тарас Шевченко, назвал свою нацию "нацией гречкосеев" и сопроводил приговор неслыханным по жесткости обличением: Рабы, холопы, грязь Москвы, / Варшавский мусор ваши паны,/ - И гетманы, и атаманы!
Украина - не Россия. Тогда почему же именно Киев веками пополнял палаты Кремля наиболее преданными служителями имперского режима? Казахи и белорусы никогда особенно не страдали национальным комплексом, но украинцы! Воистину, трудно найти на земном шаре народ, который так сильно мечтал бы о независимости и так мало делал для ее реального осуществления. Иоганн Гердер - главный знаток истории всех времен и народов - высказался в одной из своих работ в том духе, что, мол, есть державные, и есть недержавные нации. Первые обречены на то, чтобы подчинять, вторые – чтобы подчиняться. Так, по Гердеру, предопределили Бог и природа, и такое положение вещей ни на каком риторическом коне не объедешь. Поэтому так трагична участь немногочисленных украинских пассионариев: Мазепы, Гонты, Наливайко, Степана Бандеры, Вячеслава Чорновола. На протяжении двадцати веков Священной истории Украина поднимала свою свободолюбивую голову только в Смутные времена и опускала ее ниже пояса, как только на севере либо западе появлялся очередной диктатор.
Исключения не в счет. Они лишь подтверждают правило: национальные пастыри Украины раз за разом оказывались невостребованными собственным "стадом".
Освободившись от советской опеки, Украина отнюдь не стала вторым Римом, но превратилась в какое-то транзитное Гуляй-Поле, по которому бродит лихой человек. Её колхозные поля заросли чертополохом, половина заводов и фабрик остановилась, а другая половина перекуплена иностранными фирмами и кампаниями – в первую очередь российскими. Ее премьер-министров сажают в американские тюрьмы, её президентов шантажируют скандальным компроматом, наиболее жизнеспособная часть её населения подалась на заработки за границу - и тоже в первую очередь в Россию... Недавно автор этих строк возвращался из Москвы в родной Львов в плацкартном вагоне. Вагон и весь поезд были забиты возвращающимся с работ галицким людом. Каких только историй от них не наслушаешься! Вот одна из них. Пожилой галичанин вместе с зятем и родным сыном подрядились перекрыть крышу в подмосковном ресторане для "новых русских". Владелица обещала каждому по тысяче долларов за выполненную работу. Для львовщины это немалые деньги. Работали без выходных, с утра до вечера. Жили прямо на объекте, питались, чем Бог послал, и боялись высунуть нос за пределы своего объекта, потому что хозяйка забрала паспорта для регистрации, да так их у себя и оставила. Прошло два месяца. Наступил долгожданный день расчета. "Сейчас проверим, что у вас получилось"? - сказала энергичная бой-баба, прибывшая к своему ресторану на пожарной (!) машине. И на крышу обрушились водяные потоки. О, ужас, крыша протекала, чердак превратился в сплошную лужу. "Забирайте паспорта и убирайтесь на все четыре стороны. Халтурщикам платить не собираюсь. Начнете выступать – вызову муниципалов". Пан Петро повествовал это, а в глазах у него стояли слезы обиды. "Не могла, ну никак не могла протекать эта крыша. Мы же честные трудяги, десятки домов за свою жизнь перекрыли. Не иначе кто-то из подосланных хозяйкой людей повыдергивал ночью кровельную арматуру". Зять и сын тоже горестно вздыхали и разводили руками. У них тоже не укладывалась в голове эта иезуитская история. У автора этих строк – тоже.
Такова участь сегодняшнего украинца, польстившегося на русские заработки - он абсолютно беспомощен в незнакомой, жесткой для него среде.
С ним не заключают ни трудовых договоров, ни нотариальных соглашений, не регистрируют по месту временного жительства – все зависит от порядочности (или непорядочности) заказчика. Соблазн одурачить бесправного работягу слишком велик. Но вот заказ выполнен, худо-бедно оплачен, и можно, наконец-то, вернуться в родные пенаты. Не тут-то было. Киевский вокзал Москвы кишит всевозможными "братками" и прочими авантюристами. К вам подходят несколько типов в загадочной униформе и требуют показать документы. Откуда знать, кто они такие и что им на самом деле нужно? В абсолютном большинстве им нужны те доллары, что вы заработали. Поэтому наученные горьким опытом галицкие "арбайтеры" предпочитают до последнего момента отсиживаться в привокзальных окрестностях, а посадка в поезд временами напоминает фильмы про гражданскую войну. За минуту до отхода состава перрон пустует, и вдруг, откуда ни возьмись, на него высыпают сотни народу и всяк стремится как можно быстрее укрыться за спасительными плечами проводника. Уф-ф! Заработок в сохранности, голова тоже, поездное радио передает украинские песни, можно расслабиться. И расслабляются. А, расслабившись, начинают делиться друг с другом историями, подобно той, что я только что рассказал. Горек хлеб на чужбине. Но что делать населению десятков галицких городков, если они превратились в безработные резервации?
Невозможно взять в толк, почему украинские трудовые руки, столь ценимые в России, оказались ненужными на собственной родине.
Изо дня в день и из месяца в месяц плацкартные вагоны 71-го поезда заполняются рабочей эмигрантской массой. В соседнем купе разгорается веселье: там пирует бригада из четырех человек, возвращающаяся аж из Самотлора. Нефтяники. "Да мы как были главные на Самотлоре, так остались, - горячится Микола Степанович Бунчак, буровик и тоже, между прочим, галичанин. – Куда москали без нас денутся?" И действительно. Из рассказов пана Миколы явствует, что Прикарпатье как поставляло, так и продолжает поставлять нефтяному российскому Северу квалифицированную рабочую силу. В советские времена её перебрасывали туда вахтовыми самолетами, сейчас приходится обходиться плацкартой, но украинское трудолюбие по-прежнему в цене. О своих заработках Микола Степанович дипломатично умалчивает. Зато вдруг лезет в чемодан, достает оттуда "мобильник" и сообщает своим домашним, что он уже в пути. Купе почтительно внимает. Все-таки не у всех галичан их вынужденное эмигрантство складывается безрадостным образом… Львов. Сонные пассажиры пакуют свою дорожную поклажу. У некоторых она выросла за время рейса до неподъемных размеров. Это потому что на каждой остановке поезд атакуют толпы продавцов всевозможного товара.
Местное производство перебивается нынче на Украине случайными заказами и вынуждено расплачиваться с рабочими не живыми деньгами, а продукцией собственного изготовления.
По вагону беспрерывно носят (проводник в доле) хрустальные сервизы, наборы громадных кукол, бельевые комплекты – всё за вполне подъемные деньги. Наутро благодарные семьи будут чествовать своих отважных кормильцев, пустившихся в рискованную одиссею по российским рынкам рабочей силы. А сами эти кормильцы осмотрятся по сторонам, увидят, что на родимой Галичине они как были, так и остались не нужны – и снова подадутся на 71-ый поезд "Львов-Москва", и опять станут крепить благополучие северного соседа. Так было во времена строительства Санкт-Петербурга, так оставалось при советской власти, то же самое и в свободные независимые украинские патриотические времена. "Требуются украинцы" - прочитал как-то на одном из афишных столбов Киевского вокзала. Как говорится, no comments. Какой из этого всего напрашивается вывод?
Чтобы "народ" стал "нацией", в нем должен быть растворен некий ген, который у украинцев, увы, отсутствует. Отсутствует - и все.
Признать это – значит, не выдавать "должное" за "сущее". Другое дело, что это очень горько. Против него вопиет все мое украинское "я".
…Рискну закончить эти «мысли вслух» следующим пассажем. Пусть украинский чита-тель этих строк назовет народ, которой ближе всего стоит к украинцам по укладу жизни, языку, религии и прочим знаменателям национального бытия. Немцы? Поляки? Турки, евреи, грузины? Ни те, ни другие и ни третьи, а именно русские, какого бы зубовного скрежета не стоило это признание ревнителям «украинской идеи». Они вызывают сочувствие пополам с состраданием, потому что являются носителем мифа, который никогда не был по-настоящему осуществлен. Воплотится ли "украинский миф" в будущем? Как знать. Украинское "я" автора затанцевало бы от радости. Но для этого украинцы должны перейти в настолько иное, настолько новое качество (на генетическом уровне), что, пожалуй, эти самые новые "украинские украинцы" не признают нас нынешних за своих пращуров-земляков, и в день Страшного Суда воссядут на отдельном месте.
Специально для Столетия Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|