Подарок империи
Можно по-разному относиться к СССР, однако нужно признать, что отечественное авиастроение фактически родилось в советские годы. Конечно, промышленности Российской империи удалось в свое время выпустить 76 бомбардировщиков «Илья Муромец», однако в целом обеспечить во время Первой мировой армию аэропланами разных классов у нее не получилось. Тем удивительней
история «Мотор Сичи», которая берет свое начало еще в 1907 году. Предприятие основали в городе Александровске Екатеринославской губернии (ее центром был Екатеринослав — современный Днепр). Оно занималось выполнением заказов для гражданского рынка.
Мировая война заставила освоить новые направления: в 1916 году предприятие изготовило для авиации первый мотор — шестицилиндровый «Дека М-100» с водяным охлаждением. Это стало началом долгого пути: перечислять то, сколько типов двигателей выпускали в советские годы, смысла не имеет. Среди прочего предприятие производило многочисленные новые самолетные и вертолетные двигатели, вспомогательные силовые установки, наземные газотурбинные двигатели и многое другое.
В 90-е произошло то, что, вероятно, и должно было случиться в условиях новых реалий. Можно бесконечно долго искать причины застоя и называть фамилии предполагаемых виновных. Но нужно ли? Само по себе авиастроение — вещь невероятно затратная. «Потянуть» его могут только очень мощные с экономической точки зрения страны, в число которых независимая Украина явно не входила. Фактически, авиастроение и авиадвигателестроение превратилось в тяжелый «чемодан без ручки». Ни смена власти, ни даже война здесь ничего не изменили, да и не могли изменить.
А в апреле 2018 года Служба безопасности Украины провела в компании обыски: торговля акциями на украинских биржах была заморожена. Тогда же украинские СМИ начали писать про «рейдерский захват» и «диверсию». Это, конечно, не прошло без следа. На прошедшем во французском Ле Бурже авиасалоне Украина представлена только несколькими макетами и шале, где были размещены небольшие экспозиции «Антонов» и «Мотор Сичи».
Между Западом и Востоком
Про «Мотор Сич» все могли благополучно забыть еще на несколько или более лет: вплоть до новых выборов и очередных громогласных политических заявлений. Однако сейчас предприятие вновь заставило о себе говорить. Повод очень необычный. В ноябре целый ряд крупных СМИ (в частности, Газета.Ru в своем материале «Битва за двигатели: что делят США и Китай на Украине») писали, что вокруг «Мотор Сич» разгорелся скрытый пеленой мрака международный конфликт. Причем не между кем попало, а между Китаем и Штатами!
Поводом для всего этого
стала публикация The Wall Street Journal о том, что некто Эрик Принс, являющийся частным подрядчиком по вопросам безопасности и неофициальным советником американского президента Дональда Трампа ведет переговоры о покупке «Мотор Сичи». Действующий президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал слухи сдержанно. «Все, что я знаю об этом, это тот тезис, о котором вы только что сказали. Я тоже об этом прочитал, причем прочитал ночью. Я ни с кем не встречался, ни с кем это не проговаривал. Но этот "личный вопрос" должен быть связан с президентом Украины, потому что "Мотор Сич" стратегическое предприятие. Я ничего пока что не могу добавить к этому», — отметил глава украинского государства.
Напомним, что ранее, в сентябре 2019 года стало известно о приобретении китайскими компаниями Skyrizon Aircraft и Xinwei Group более 50% акций «Мотор Сичи». При этом китайцы готовы предоставить украинскому авиастроению гранты в размере 100 миллионов долларов.
Нужно сказать, журналисты имеют оригинальное представление о двигателестроении. «Нешуточная борьба за завод связана с уникальными разработками «Мотор Сич», которых нет ни у одной из сторон торгового спора», — пишет Газета. Это, конечно, невероятное преувеличение. Да, «Мотор Сич» выпускает двигатель Д-436, а вернее — семейство авиационных газотурбинных двигателей. И они используются, например, на украинских самолетах Ан-148, Ан-158, Ан-178, а также российской «амфибии» Бе-200. Однако Д-436 разработали еще в 80-е: сейчас новое время и новые двигатели. На их разработку в ведущих странах мира тратят миллиарды долларов, без которых конкурентную борьбу за рынок выиграть невозможно, в принципе. У украинского авиастроения таких денег нет.
Причем то, что украинские двигатели не лучшие в мире было понятно давно. Еще в 2011 году стало известно, что партнер «Антонова» — российская лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» — предложила авиаконцерну ремоторизировать Ан-148, выбрав в качестве альтернативы Д-436-148 PW1200G производства американской Pratt & Whitney. Россияне подсчитали, что с помощью PW1200G можно будет снизить расход топлива самолета на 14%, а затраты на поддержание летной годности — на 20%.
Вообще, нужно понимать, что даже в лучшие советские годы отечественные двигатели уступали лучшим западным образцам: как по показателям расхода топлива, так и по ресурсу. Переломить ситуацию сейчас хочет Россия со своим новым ПД-14. Получится ли — другой вопрос.
Выбирать приходится
Примечательно, что Газета, говоря про «уникальность» двигателей «Мотор Сич» сама же приводит в материале и более скромную оценку. «Те технологические решения в сегменте, которые готовы предложить украинцы, у американцев почти все имеются. Но покупка завода китайцами будет означать военное и технологическое усиление Китая в регионе, что крайне невыгодно для США», — говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Напомним, что Китай до сих пор испытывает трудности с собственными авиационными двигателями: причем это касается как гражданских, так и военных самолетов. В последнем случае на ситуацию могла позитивно повлиять поставка небольшой партии российских Су-35С, оснащенных относительно современными АЛ-41Ф1С. Даже если процесс копирования прошел успешно, это лишь локальный успех.
С Романом Гусаровым соглашается другой эксперт — авиационный обозреватель Дмитрий Дрозденко. Отмечая со своей стороны, что Китай для украинцев — более выгодный партнер, чем США. «"Мотор Сич" работает с Пекином на протяжении десяти лет. Поэтому, если завод и решат продавать, то на сделку пойдут с китайцами. Это гарантирует заводу хотя бы продолжение работы на прежнем уровне. Дело в том, что американцы, получив все технологии, либо закроют его или сведут его деятельность на уровень местного завода. Ведь зачем США искусственно создавать себе конкуренцию в отрасли? И в "Мотор Сич" эти риски прекрасно осознают»,— говорит Дрозденко.
У американцев, впрочем, есть козырь в рукаве: как «стратегический партнер» они могут надавить на Украину или же пообещать со своей стороны некоторые военные преференции. Например, поставки дополнительных FGM-148 Javelin или других относительно современных по украинским меркам комплексов. Выиграть от этого может кто угодно, кроме непосредственно самой «Мотор Сич».