«Если в схеме не видишь лоха, значит, это ты»: что на это ответит Коломойскому Евросоюз?
Происходящее, в общем, не удивительно. Его смыслу в нормальных школах учат еще в задачках с бассейном. Помните, из одной трубы вода вливается, из другой – выливается, через сколько времени она перельет через край? Тут точно то же самое, только вместо воды – долги.
Украинцы наивно думали, что деньги после Майдана Запад им дает просто по доброте душевной. А что они называются кредитами, так это чисто протокольные мелочи. Теперь понимание постепенно стало приходить, но как это у них бывает – довольно специфически.
Если смотреть на вопрос с позиции школьного учебника, то он выглядит примитивно. Если рвать экономические связи с ключевыми торговыми партнерами, убивая целые отрасли собственной экономики, а разницу между доходами и расходами покрывать за счет внешних заимствований, то в итоге получится рост общей суммы долга.
Даже при относительно низкой стоимости обслуживания, по нему все равно придется что-то платить. Деньги на это берутся строго из внутренних доходов государства, то есть – налогов. И чем больше суммы долговых выплат, тем меньше в казне остается денег на все прочее. Причем социальные программы в перечне прочего чаще всего стоят далеко не в первых строчках списка.
С украинскими финансами все именно так и происходит. В результате откровенно дурацкой политики властей, наиболее маржинальные промышленные экономические связи с Россией были разорваны, а ассоциация с ЕС дала очень ограниченные возможности сельскохозяйственного экспорта в ЕС, годовой лимит которых страна подчистую выбирает за 3-4 месяца. Почему не промышленного? Потому что, например, судовые двигательные установки с удовольствием покупала одна лишь Россия. Никому больше в мире они с самого начала не нужны были даже даром.
Как закономерное следствие, общий экономический оборот на Украине стал падать. Если до 2014 года ВВП страны, пусть и не отличаясь стабильностью динамики, тем не менее, существенно рос очень приличными темпами (в 2004 показав аж 11,79%), то потом кривая стабильно пошла вниз: 2014 – минус 6,5%, 2015 – еще минус 9,7%.
Дальше начались откровенные манипуляции со статистикой, решительно не желающей подтверждать правильность "европейского выбора". Одной рукой Украина, везде, где только можно, клянчила помощь, пусть даже в долг, другой пыталась показать, что тяжелые времена заканчиваются, спад сменился долгожданным ростом (2016 – 2,44%, 2017 – 3,2%, за 2018 так вообще чуть ли не 5%). Правда как такое возможно при одновременном росте безработицы, снижении перевозок грузовым авто– и железнодорожным транспортом и выходе 25% экономики страны из ее состава – остается вопросом интересным.
При такой методике рост государственного долга стал делом естественным. В первой половине 2018 года он перевалил за 83% ВВП (77 млрд долларов), а в июне 2019 сумма долга составила уже 80 млрд. Из 62,28% - занято на внешних рынках и 37,72% - внутри страны.
Наибольшая часть займов расходовалась на немедленное погашение других обязательств, в том числе - на выплаты процентов по ранее взятым кредитам. Небольшая доля, как говорит Национальный банк Украины, шла в формирование ЗВР. Но даже в очень тщательно прилизанном официальном отчете видно, что она оказалась крошечной.
Поступавшие кредиты в форме специальных прав заимствования МВФ в структуре баланса ЗВР составляют только 0,03% (5,88 млн долл.). В результате всего резервов как бы немало, целых 20,6 млрд или четверть от суммы государственного долга, но фактически на 78,9% (16,2 млрд) они состоят из ценных бумаг украинских предприятий имеющих мусорный статус.
В общем, золотого запасу у пана атамана нет. Платить по долгам приходится из доходов государственной казны. В Верховной раде заявили, что на эту статью расходов в 2019 году придется выделять 40% бюджета. Причем, не фактического, а нормативного, каким он должен был быть согласно утвержденным планам. Реальность января-июня с планами уже разошлась на 5% (по некоторым источникам - даже до 18%). А на фоне меньших доходов неизменная сумма выплат по кредитам неизбежно должна составить еще большую долю.
В общем, становится ясно, что надо что-то делать. Учебник рекомендует сократить траты. В МВФ считают – социальные. Хотя книжка рекомендует в первую очередь самые ненужные. В реалиях нынешней Украины таковыми является Операция Объединенных Сил, как сейчас там принято по-новому именовать войну на Донбассе.
Осенью прошлого года, еще будучи президентом, Петр Порошенко в интервью итальянскому изданию La Repubblica говорил, что Украина тратит на ведение войны сумму, эквивалентную 6% ВВП. По данным Всемирного банка, он на тот период оценивался в 130 млрд долларов. Таким образом, пусть даже при некоторых допущениях, выходит, что война съедает где-то от 7 до 8 млрд долларов в год. А на процентные платежи тратится 52 млрд долларов.
Как такое возможно, если общий долг составляет всего 80 млрд? Достаточно просто. Относительно долгосрочных кредитов Киев набрал не так чтобы много. Около четверти общей суммы. МВФ, Всемирный банк и прочие аналогичные структуры делают ставку не на мгновенное ограбление гоп-стопом, они присасываются надолго, потому могут себе позволить якобы низкие ставки. А что заемщик впадает в эйфорию коротких евробондов (на полтора - два - два с половиной года заимствования по высоким ставкам и с крупными погашениями), так это же он сам, по собственной инициативе. В результате именно такие займы составляют 2/3 государственного долга Украины.
Будучи вынужденным их обслуживать, Киеву приходится закрывать одни серии евробондов выпуском других. Как это обычно бывает – с очень большим дисконтом. Это когда на бумаге занимается, скажем, 100 долларов, допустим, под 8-10% купонного платежа в год, а по факту на руки получается долларов 80-85, что превращает формально приемлемые 10% годовых в 12 и даже 15% от фактически полученной суммы.
Дело явно идет к положению с очень известным бытовым названием. Ставший сейчас фактическим серым кардиналом всея Украины Игорь Коломойский уже предложил новому президенту по долгам не платить. Объявить дефолт и кинуть всех, кто полез играть с Украиной в наперстки. Если с серьезными людьми, вроде МВФ, такое не пройдет, то по евробондам – легко. В теории. Нормальный же бизнес. Ведь прокатило же у греков и аргентинцев, так почему Украине так нельзя?
Зеленский от этого шага пока отказывается. Но именно что пока, ибо окно альтернативных вариантов у него не особо широко, к тому же с каждой неделей оно продолжает сокращаться. Рано или поздно наступит момент, когда выстроенная Киевом пирамида коротких займов банально посыплется под собственным весом.
Подобные системы вечно жить не могут по совершенно объективным внутренним законам. Весьма вероятно, что очень серьезным рубежом проверки киевского государства на остаточную структурную прочность окажется уже ближайший отопительный сезон.
Александр Запольскис
Источник:ИА REX
Рейтинг публикации:
|