Петр Порошенко потерпел поражение на президентских выборах, не набрав и 25% голосов. Такой результат не позволил ему оспаривать итоги выборов или блокировать официальное объявление их результатов через ЦИК и судебные инстанции. Порошенко признал свое поражение, однако заявил о том, что намерен оставаться в украинской политике.
Порошенко не скрывает своих планов баллотироваться в следующий созыв Верховной Рады уже ближайшей осенью во главе собственной партии «Солидарность». Если после инаугурации нового президента Владимира Зеленского Порошенко будет обладать возможностью оставаться на Украине и не станет фигурантом уголовных производств, то вариант продолжения политической карьеры в виде участия в парламентских выборах является фактически безальтернативным. Президентскую избирательную кампанию Порошенко вел в том числе с прицелом на парламентские выборы, консолидируя вокруг себя националистический электорат и выдавливая из этой электоральной ниши конкурентов. Партийные структуры Порошенко в регионах сразу после завершения президентских выборов включились в парламентскую гонку, готовя почву для преодоления проходного барьера на выборах в октябре.
Другое дело, что партия «Солидарность» в ходе парламентской кампании наверняка будет балансировать на грани прохождения 5-процентного проходного барьера. Результат Порошенко в первом туре президентских выборов, составивший 15,9%, во многом был достигнут благодаря наличию административного ресурса (в широком значении термина) и контроля над значительной частью информационного поля, а также за счет президентского статуса, поскольку всегда существует определенное количество избирателей, хоть и небольшое, отдающих свой голос за действующую власть, опасаясь любых перемен.
Все эти ресурсы после завершения президентской каденции Порошенко потеряет, а потому проход в следующий созыв парламента партии «Солидарность», пускай ее ждет серьезная реорганизация, выглядит неочевидным. Тем более на парламентских выборах спектр возможностей у избирателей куда более широкий: например, во Львовской области, единственной, где Порошенко одержал победу во второму туре президентских выборов, осенью охотнее проголосуют за «Свободу», «Национальный корпус», «Гражданскую позицию», «Самопомощь», чем за «Солидарность». Заметим, что рейтинги «Солидарности» ниже, чем персональные рейтинги Порошенко, именно поэтому он баллотировался на президентские выборы в качестве самовыдвиженца, а не партийного представителя.
В случае непрохождения в следующий созыв парламента бизнес Порошенко, несмотря на то, что он передан в слепой траст, а потому находится под опекой транснациональных структур, ожидают определенные трудности. Возможно, что активы пока еще президента Украины останутся неприкосновенными, однако капитализация бизнеса ввиду утраты собственником президентской и депутатской неприкосновенности, а также отсутствия доступа к рычагам государственного управления будет существенно затруднена. Несмотря на обещанную в 2014 году Порошенко «жизнь по-новому», успешность бизнеса по-прежнему находится в прямой зависимости от близости к власти.
На короткой дистанции Петру Алексеевичу будет куда проще успеть конвертировать свой результат на президентских выборах в небольшую парламентскую фракцию во главе с собой. Потому существует сценарий, что Порошенко, сохраняя возможность пребывать у власти еще порядка 35 дней, будет инициировать досрочные выборы Верховной Рады, ссылаясь на отсутствие сформированной коалиции депутатских фракций в течение более чем 30 дней. Кроме того, не исключено, что Порошенко будет лоббировать принятие Избирательного кодекса, проголосованного в первом чтении в 2017 году на волне акций протестов во главе с Михаилом Саакашвили, внося в законодательное поле пункты о снижении проходного барьера на парламентских выборах.
По личному рейтингу Порошенко и рейтингу его партии наверняка будут бить и расследования коррупционных дел, следы которых ведут к окружению уходящего президента. У команды новоизбранного президента Владимира Зеленского не так много ресурсов для поддержания симпатий избирателей на уровне, позволяющем партии «Слуга народа» взять большинство на парламентских выборах, а социальный запрос на наказание находившихся у власти чиновников весьма велик. Все это может стать отправной точкой для начала громких расследований.
В то же время остаток каденции Порошенко дает возможность «подчистить хвосты» коррупционных историй: например, в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект о ликвидации госконцерна «Укроборонпром», вокруг которого за несколько недель до президентских выборов разгорелся скандал, связанный с контрабандой продукции военного назначения из РФ и ее продажи по завышенным ценам через частные структуры. Вообще, переходной период, до инаугурации нового главы государства, позволяет Порошенко вмонтировать в законодательное поле ряд норм, которые затруднят старт президентской каденции Зеленского и внесут лепту в снижение его рейтингов (например, нашумевший языковой закон). Благодаря подобным шагам Порошенко рассчитывает закрепиться в нише главного оппозиционера к Зеленскому, собирая вокруг себя тех, кто успеет разочароваться в новом главе государства.
У самого Порошенко, как свидетельствует ряд утечек в СМИ, наличествуют гарантии неприкосновенности от западных игроков. Уверенность в своем парламентском будущем, которую демонстрирует ныне Порошенко, косвенно указывает то, что как минимум на среднесрочную перспективу гарантии неприкосновенности у него действительно имеются. В то же время гарантии, предоставленные лично Порошенко, не распространяются на его окружение, к коему уже начали постепенно присматриваться украинские правоохранительные органы ввиду ослабления контроля над ними со стороны все еще действующего президента.
Правда, в долгосрочной перспективе ввиду внутриполитических изменений в ключевых западных столицах эти гарантии могут быть обнулены, тем более имеется множество примеров, когда подобного рода договоренности оставались исключительно на бумаге. Об этом хорошо знает, например, экс-президент Украины Виктор Янукович, который в феврале 2014 года вынужден был спешно покидать территорию Украины после подписания документа об урегулировании внутриполитического кризиса (в нем был прописан механизм трансфера власти), скрепленного подписями министров иностранных дел Германии, Франции и Польши.
Оппоненты Порошенко нередко упоминают и о том, что пятый президент Украины вынужден будет эмигрировать и просить политическое убежище. Представляется, что эти ожидания преувеличены в силу, как было сказано выше, наличия гарантий безопасности, и одновременно с этим существует не так много стран, куда может эмигрировать Порошенко. Притом те страны, которые теоретически готовы принять Порошенко (Молдавия, государства Прибалтики, Черногория), едва ли соответствуют амбициям самого Петра Алексеевича.
В общем-то, ближайшей точкой бифуркации для Порошенко станут парламентские выборы, которые определят новую политическую конфигурацию в стране и место в ней уходящего президента. Порошенко уже не единожды доказывал, что его преждевременно списывали со счетов, и даже утрата президентской должности не означает автоматического исключения пятого президента Украины из числа акционеров украинской политики.
фото: rapsinews.ru