Успех политически неопытного Владимира Зеленского в первом туре выборов на Украине и слабый результат Петра Порошенко со всем его административным ресурсом спровоцировали очень специфическую реакцию украинского «патриотического» сообщества. Суть реакции – в распространившихся криках о том, что грядёт «российский реванш».
«Первой ласточкой» стал пост в соцсети заместителя гендиректора телеканала ATR Айдера Муждабаева вечером 31 марта, после появления первых экзитполов: «Вот отличная карта тех, с кем мы живем в одной стране. Это – обыкновенные предатели... Прибавьте сюда избирателей Юли, Бойко, Вилкула и прочих ставленников России. Никаких шансов победить их во втором туре у нас нет. Это абсолютно нереально. Предательство победит с вероятностью 100%... Видимо, придется стрелять. Когда тебе стреляют в спину, другого выхода нет. Это означает новую революцию, победу патриотов, но и одновременно потерю еще шести-восьми областей. К сожалению, пророссийское большинство не оставляет нам никакого шанса спастись, кроме этого».
Публично назвать Тимошенко и прочую «легальную оппозицию» «ставленниками России» можно лишь в угаре, но стоящий у власти кружок украинствующих и существует этом угарном чаду.
Позднее Муджабаев затёр свой нервный пост, но «тренд» был задан. Его с не меньшей страстью поддержал один из зачинщиков волонтёрского движения Юрий Бирюков: «Это не про протест против медленных реформ или ошибок. Это протест против наших попыток вырваться из цепких лапок империи… А потом я начал читать личку. И сотни сообщений от незнакомых людей с предложениями помощи… Они протестуют против России и против совка... Поклонники Зеленского, вы протестный электорат? Да хрен там! Мы покажем вам протест».
И «бурление волн» началось. Активист-волонтёр Александр Сурков сообщил: «В тех частях, где проголосовали за Зе [Владимира Зеленского], до 21 числа бойцы на волонтерку могут не рассчитывать. А там посмотрим». В сетях развернулось «живое творчество масс»: советовали, как доходчиво агитировать за Порошенко, а точнее – против Зеленского.
«Жизнь подсказала» властям верную тактику в трудной для Порошенко ситуации – максимальная мобилизация ультранационалистических элементов и с ними (по возможности) большинства населения против «российского реванша».
Если сложить все предвыборные заявления Зеленского, его никак не выдашь за «промосковского» кандидата. Да и откуда такой кандидат на Украине сегодня?! Ещё пару месяцев назад и самым отмороженным украинствующим не пришло бы в голову отнести Зеленского к скрытым «ватникам». Если пересмотреть его политические высказывания и продукцию «95-го Квартала», то Зеленский – безусловный самостийник, сторонник восстановления Украины в границах до 2014 года, и смотрит он в сторону Европы. Вот только он не прочь (вроде бы) поискать мирные пути урегулирования конфликта в Донбассе, не возражает насчёт переноса «решения крымской проблемы» (?) на потом, ироничен по отношению к «шароварщине», чурается украинизации «через колено»...
К тому же с выходом в фавориты президентской гонки он заметно добавил в свои заявления национализма и радикального западничества. Нет сомнений, что это не только «предвыборный ход», а тот именно поворот, который в случае его победы получит дальнейшее развитие.
С этим актёром, разыгрывающим роль «нормального» украинского политика, вроде бы всё в порядке. Да вот только кампания мобилизации ультранационалистических элементов (кампания анти-Зеленский) вспыхнула в среде «патриотов», кажется, спонтанно – ещё до того, как на Банковой определились с тактикой второго тура.
По сути, повторяется ситуация 2004 года, когда примерно так же нападали на Виктора Януковича, изображая его пребывание у власти оскорбительным для «правильных» украинцев. Эти нападки концентрировались, как правило, в определённых регионах Украины, раздувалась и «донбассофобия», достигавшая пика в Галиции.
Собственно, тогда, в 2004 году, и возник ранее не столь выраженный электоральный раскол Украины, проявившийся потом на выборах 2010 года, когда восток и запад голосовали строго за «своих» кандидатов. Характерно, что результаты «западного» и «восточного» кандидата в 2004 и 2010 годах отличались всего на процент (если брать в 2004 году второй тур). А все попытки «восточного» кандидата сломать этот тренд, курс на евроинтеграцию, заигрывание с Западом в ущерб авторитету у «своих» избирателей закончились свержением Януковича.
Зеленского, показавшего в первом туре близкие результаты в областях юго-востока и центра Украины, можно представить политиком, «сшивающим» страну, эдаким президентом-центристом, который в состоянии снизить градус противостояния в обществе. Социальный запрос на это, безусловно, существует, как существует запрос на мир, причём не только в контексте уносящего жизни противостояния в Донбассе, но и в плане гражданского, идеологического мира на Украине.
Это и вызывает взвинченную реакцию «патриотов», стимулируемую окружением Порошенко. Там, где мир, «ультрас» делать нечего. Им нужен не мир, им нужно полное господство над Украиной, полная её «перестройка» в антирусском и антироссийском духе. И неважно, что избирательная база украинских «патриотов» очень узка, она преобладает только в Галиции. Важно, что нас снова возвращают к противостоянию Галиции и большой Украины.
Ситуация президентских выборов 2019 года вновь обозначила пока ещё подспудное противостояние между национал-«патриотами» и остальной Украиной. Внешне это вылилось в поддержку такой во многом случайной фигуры, как Владимир Зеленский. Стало лучше видно, кто на Украине большинство, а кто меньшинство.
Это главный итог выборов-2019, каким бы ни был их окончательный результат. Конфликт между народом и теми, кого народ зовёт «упоротыми», будет нарастать. И любой власти придётся иметь с этим дело, определяя свой выбор.