Ирина Алкснис .
У меня сегодня колонка с попыткой осмысления украинских практик, в рамках которых Украина умудрилась заколебать всех, даже самых симпатизирующих ей людей.
И пришла я к выводу, что это сознательно или подсознательно но наши соседи выбрали действительно оптимальную в их обстоятельствах манеру поведения.
Ну что, судя по всему, развивающиеся на Украине процессы благополучно перешли на новый уровень.
Наша юго-западная соседка добилась своего – и достала до печенок даже весьма позитивно настроенных к ее майданному прошлому и постмайданному настоящему людей.
Там, где раньше были аккуратные с тщательно подобранными, чтобы не обидеть, словами комментарии и советы поправить те или иные проблемы Украины, теперь преобладают открыто раздраженные мнения по поводу неадекватности украинцев, которые могут жить как хотят и толкать свою страну в пропасть, если им так угодно, но на помощь нормальных людей пусть не рассчитывают.
Ядовитые, жесткие, резкие публичные высказывания в адрес Украины последнее время следуют потоком, причем исходят от людей и сил либо аполитичных, либо даже оппозиционных, которых никак не заподозришь в симпатиях к российской власти. Вернее, интернет-украинцы, разумеется, уверены, что все это агенты Кремля, поскольку в их представлении только те могут критиковать и говорить недоброе в адрес Украины.
Практически не осталось российских оппозиционных СМИ и заметных персоналий в отечественной оппозиции, которые бы не схлестнулись онлайн с представителями Украины в извечном «в/на»-споре. Причем
если раньше были терпеливые попытки что-то донести и объяснить, то теперь все сводится к краткому «отвалите, это грамматическая норма русского языка».
Что в свою очередь позволяет украинским участникам утвердиться во мнении, что их оппоненты таки путинские подпевалы.
Впрочем, сакраментальной темой все не ограничиваются. Резкие критические комментарии с яркими иллюстрирующими историями о беспределе по отношению к иностранным инвесторам, о безобразиях украинских пограничников и таможенников, об общей атмосфере неадекватности и т.д. и т.п. из уст открыто симпатизировавших Украине последние годы людей стали появляться настолько часто, что на глазах превращаются из отдельных исключений в привычный фон.
На днях Алексей Профессор Лебединский, прославившийся в последние годы радикальными антироссийскими и откровенно русофобскими заявлениями и ныне пребывающий в городе Киеве, разразился возмущенным и чрезвычайно нецензурным постом по поводу того, как изуродовали украинизацией его имя в украинском виде на жительство. Пост, правда, долго не провисел и под давлением возмущенной украинской общественности в привычном стиле «тебе Украина приют дала, а ты на нее бочку катишь, смерд» был быстренько удален.
У людей, которые не питают симпатий к современной Украине, происходящее не может не вызывать некоторого злорадства.
Тем не менее ситуация выглядит откровенно абсурдной и, казалось бы, обнажающей глубокий неадекват украинского общества. Страна и так находится в крайне сложном положении, которое будет и дальше неуклонно ухудшаться. Так зачем же своими действиями – как государства, так и общественности – усугублять ситуацию, отталкивая от себя симпатизантов и сокращая и так неширокий круг сил, которые могли бы быть полезными Украине?
Однако, если задуматься, становится очевидным, что данный подход оптимален для той ситуации, в которой оказалась Украина.
Дело именно в безнадежной обреченности страны. Обреченности на деградацию – и государственную, и социально-экономическую, и цивилизационную. Обреченности на превращение в европейское Сомали и в источник ресурсов (от природных до человеческих) в самом вульгарном смысле этого слова для других стран. Обреченности на соответствующее оскорбительно-уничижительное отношение окружающих к обладателям украинских паспортов.
И выхода нет, спасение не придет.
В этой ситуации и в подобной системе строить долгосрочные планы и реализовывать большие проекты бессмысленно – шансы на успех стремятся к нулю. Куда эффективнее подход урвать здесь и сейчас.
Но важнее даже другое.
Быть украинцем становится невыносимо унизительно,
поскольку с пренебрежительным и оскорбительным отношением, подчеркнуто сверху вниз, приходится сталкиваться повсеместно, причем со стороны представителей Запада даже в большей степени, чем со стороны «москалей».
Тут ответное высокомерие и хамство, причем агрессивное и навязчивое (например, коллективно бегать по всем возможным пабликам и доставать хейтерством окружающих), становится едва ли не единственно возможной компенсаторной реакцией, защищающей ошметки чувства собственного достоинства, подвергающегося ежедневному унижению.
Причем это касается не только конкретных граждан Украины, но и государства в целом.
В ситуации маргинального и подчеркнуто уничижительного положения страны на международной арене оттаптываться на иностранцах – любых, кстати, а не только на россиянах – на своей территории превращается в форму уравновешивания ударов по национальной гордости.
Если иностранец окажется гордым, плюнет, развернется, заявив, что больше никогда не будет иметь дел с Украиной, туда ему и дорога. Ну а если гордость тому не по карману или, наоборот, алчность (в надежде быстро состричь купоны на территории «Дикого поля») сильнее, тем лучше – ему предстоит сполна ответить за унижения, что претерпевает Украина и украинцы в современном мире.
Кстати, судя по удалению поста в Фейсбуке, Профессор Лебединский предпочел второй путь, так что его ожидает еще много обидных щелчков по носу со стороны украинского государства и его граждан. Правда, вряд ли мы об этом узнаем прежде, чем певец покинет неласковую родину Майдана.
Ирина Алкснис
обозреватель РИА «Новости»