Впечатляющий электоральный рывок комика Владимира Зеленского, растолкавшего тройку лидеров президентской гонки на Украине, не мог не породить потока комментариев.
Естественно, много говорится о разочаровании избирателей одними и теми же фигурами, мельтешащими в политике, о желании видеть новые лица, наконец, просто о протесте, для которого у подавляющего числа жителей Украины есть все причины. Отмечается и то, что «феномен Зеленского» – вещь не такая уж редкая в политике.
Мол, в Италии партия известного комика Белле Грилло «5 звёзд» собрала на выборах в 2013 г. 25% голосов, а в 2018 году 32%, став одной из ведущих сил правящей коалиции. В Британии 2008 г. мэром Лондона стал Борис Джонсон, по кличке Клоун – экстравагантный, непричёсанный персонаж, ведущий юмористического шоу. Потом этот Борис ещё сделался министром иностранных дел Соединённого Королевства. Однако для случая Зеленского больше подходит пример комика Йона Гнарра, избранного мэром Рейкьявика. Тот назвал свою политическую силу «Лучшая партия» и в остро сатирической форме спародировал деятельность исландских политиков. Например, «Лучшая партия» позиционировала себя как «открыто коррумпированная» и торжественно обещала не выполнять своих предвыборных обещаний. А обещала эта партия своим избирателям бесплатные полотенца в бассейнах, белого медведя в зоопарке, «Диснейленд» в аэропорту Рейкьявика и «очищение в политике». Так вот исландский комик и победил.
В то же время в успехе Зеленского есть нечто специфическое. Рассматривать его как перспективного политика начали ещё до того, как он заявил о своих политических планах. «Спусковым крючком» стало появление год с небольшим назад на официальном сайте Минюста информации о том, что зарегистрирована новая политическая партия «Слуга народа». Главой партии был указан Иван Баканов, руководитель ООО «Квартал 95». («Слуга народа» – это популярный сериал с участием Владимира Зеленского и других актёров юмористической студии «Квартал 95»). Информация сразу вызвала широкий резонанс, и Зеленский стал фигурантом президентских рейтингов.
С самого начала было ясно, что за политическим проектом «Зеленский» стоит работодатель популярного актёра и олигарх Игорь Коломойский, а объектом «спойлерства» является рок-певец Святослав Вакарчук, которого поддерживал другой днепропетровский олигарх Виктор Пинчук. Зеленский должен был высмеять и, если угодно, опошлить претензии «человека со стороны» (в данном случае из шоу-бизнеса) на высший государственный пост.
Это своё назначение, собственно, и подтвердил сам Зеленский, обратившись в июне к Вакарчуку с видеообращением: «В этот день у меня только один вопрос. Слава, ну что? Ты «да» или «нет»? Потому что, если ты железно «да» или точно «нет», – ну тогда и я. А то все снова спрашивают: «Ну шо я, шо я?» А шо я? Я-то понятно. Шо ты? Просто если ты и я – то это мы, понимаешь? А если мы – то это всех».
И вот Вакарчук, судя по всему, решил с политикой завязать, тогда как успех «проекта Зеленский» вышел за рамки самых смелых ожиданий тех, кто его придумал. А ведь Вакарчук вроде бы тоже хотел предстать «новым лицом», он имеет имидж интеллектуала и даже «американского кандидата» («Дядя Сэм придет, порядок наведет» – кредо большинства украинских «патриотов»).
Я думаю, главный секрет успеха Зеленского не в запросе общества на новые лица (хотя есть и это), а, скорее, в ожидании «центристской» силы, которая в расколотой, охваченной конфликтами стране принесёт мир. Зеленский вроде бы «патриот», ездил в зону АТО, выступал там, но вместе с тем он – «без фанатизма», русофобия из него не выпирает. Он не «сугсует», говорит на русском языке (при свободном владении украинским). И говорит о необходимости договариваться с Москвой, как бы кто на это ни смотрел.
Представить его «украинизатором» сложно, поскольку он комик. «Украинизация от Зеленского» сразу бы превратилась в пародию на саму себя. И только клоуну позволено говорить всё, чего никогда не скажут «серьёзные люди». Нет на Зеленском и клейма «агента Москвы». Ну а его близость к Коломойскому воспринимается чуть ли не как абсолютно неизбежное в украинской жизни зло.
Впрочем, ниша, которую занял Зеленский, – всего лишь «ниша», и неизвестно, не достиг ли он уже своего электорального потолка: клоуна в качестве главы государства многие всё же не воспринимают.
Да и избирательная кампания, когда роликами в стиле стёб не обойтись, когда нужно вести дискуссию с оппонентами, отвечать на серьёзные и неудобные вопросы (в чём у него ни малейшего опыта), только начинается. И первые ляпы Зеленский уже допустил. Раскручивается и кампания «Антизеленский». А ведь то, что быстро приходит (высокий рейтинг), может быстро и уйти.
Так что трудно будет ему противостоять во втором туре (если он туда попадёт) многоопытной Юлии Тимошенко, чей выход во второй тур выглядит предрешённым. В таком случае и «генеральный спонсор» может резко сократить свою поддержку – ведь Тимошенко для него вполне приемлемый вариант. Вполне возможно, что роль Зеленского сведётся тогда к функции всё того же «технического кандидата», который должен не пропустить во второй тур в качестве соперника Юлии Тимошенко опасного своим административным ресурсом и предчувствием, что «отступать некуда», действующего президента.