В отличие от круглосуточной кампании демонизации под названием «российская агрессия», которая обсуждается во всех уголках Кольцевой и распространяется по отдельным европейским столицам, анализ Ищенко, например, информационной войны, развернувшейся на всех фронтах российско-украинской саги, напоминает веяние свежего воздуха.
Хотя мы не смогли встретиться лично во время моего недавнего визита в Москву из-за несовпадения расписаний (встреча произойдёт позже, зимой), Ищенко любезно согласился ответить на мои самые насущные вопросы относительно того, что может дальше случиться на российско-украинском фронте (в переводе Скотта Хьюмора).
Ответы Ищенко по ситуации на Донбассе следует распространить и на Крым, после того, как министр иностранных дел России Сергей Лавров раскрыл, что обладает информацией о том, что украинский президент Петро Порошенко планирует вооружённую провокацию на границе с Крымом в последние десять дней декабря.
Учитывая, что зимний грунт обычно подходит для продвижения танков, решится ли Порошенко в отчаянии на крупную провокацию на Донбассе, возможно между Рождеством и Новым Годом?
«Во-первых, эта зима слишком тёплая, а местность для наступления неподходящая. Во-вторых, даже если ударит мороз и наступление станет возможным, для Порошенко это слишком большой риск. У него недостаточно военной силы, чтобы нанести поражение силам ДНР/ЛНР, даже если не упоминать о сюрпризах, которые ещё возможны, как случилось в августе 2008-го в Южной Осетии. В конце концов, Минские мирные соглашения ещё не отменены, и маловероятно, что «объединённый» Запад сможет выстоять против России в тот момент, когда Россия проводит принуждение к миру психующего от страха кондитера, которого Запад уже списал. Западу требуется обязательное проведение выборов, а любая война будет означать их отмену. Если войну спровоцирует Порошенко, его и обвинят в отмене выборов, и не будет никакой необходимости его защищать».
Есть ли какая-то вероятность, что Минские соглашения будут выполнены в случае чуть менее антироссийского правительства у власти в Киеве после следующих выборов?
«Нет, это невозможно. Киев не способен выполнять Минские соглашения, поскольку это подразумевало бы федерализацию Украины, а киевские элиты могут править только в жёстко вертикальном унитарном государстве. Они по сути не представляют иной системы взаимоотношений. С 2014 года внутренние ресурсы, которые могли бы удовлетворить аппетиты олигархической группы, истощились, и для компромисса не существует материальной базы. Следовательно, они обречены воевать между собой за доминирование. Даже если Россия, Крым, Донбасс и весь мир внезапно исчезнут, гражданская война на Украине, более не ограниченная извне, лишь усилится».
В Киеве в курсе, что в случае военной атаки на Донбасс ответ России будет опустошительным? И что в Брюсселе, как мне подтвердили многие дипломатические источники, на деле более никого не волнует судьба Порошенко?
«Я думаю, он прекрасно это понимает. Именно поэтому он организовал провокацию в Керченском проливе и ещё в Киеве (нападки на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата), но не на Донбассе».