Украина активно втягивается в экономическую орбиту Китая. После продажи советских промышленных технологий и привлечения компаний из КНР на выполнение крупных господрядов Киев решил открыть Пекину свой потребительский рынок и продать недорого стратегическую инфраструктуру. Подобную тактику экспансии Поднебесная давно и успешно использует в Африке, Средней Азии и Южной Америке, но в украинских реалиях она может дать серьезный сбой. У Киева есть хитрый план, как не только избежать лап Дракона, но и заработать на нем.
Свободная торговля в одну сторону
Первыми на Украину хлынут китайские товары. В ноябре глава Минэкономразвития Степан Кубив предложил вице-премьеру Госсовета КНР Лю Хе создать зону свободной торговли (ЗСТ). И похвастался, что «за 8 месяцев 2018 украинско-китайская двусторонняя торговля товарами выросла на 21%, примерно до $5,8», правда, не уточнил, что товаропоток имеет явный перекос в одну сторону.
Пекин является сегодня самым дефицитным торговым партнером для Киева (сальдо -$4,4 млрд.), а структура товарообмена между странами и вовсе напоминает классическое «золото за бусы». Украинский экспорт в Поднебесную за январь-октябрь увеличился всего лишь на 1,1% (до $1,65 млрд.), а китайский импорт на Украину – на 34% (до $6,08 млрд.). Если в КНР идут зерно, подсолнечное масло и железная руда, то в обратном направлении продукция машиностроения и ширпотреб.
(zet.in.ua)
Китай такой вариант устраивает. По словам финансового аналитика Алексея Куща, Пекин уже несколько лет пытается втянуть Украину в ЗСТ, «взамен обещая безвизовый режим, кредиты, инвестиции». В условиях глобальной торговой войны украинский рынок, конечно, не может заменить американский, но «является одним из винтиков, который поможет компенсировать $3-4 млрд. потерь», считает эксперт.
В условиях открытых границ сопротивление бесполезно. За счет низкой себестоимости продукции китайские компании попросту уничтожают конкурентов по всему миру, потому страны традиционно защищают свою экономику от товарной экспансии Пекина таможенными пошлинами, нетарифными барьерами и антидемпинговыми расследованиями. Убрать все эти преграды и «создать с Китаем зону свободной торговли - это окончательно добить нашу промышленность, нашу экономику», резюмирует А. Кущ.
Ползучая скупка
Параллельно Китай продолжает подгребать стратегически важные украинские активы. В декабре китайская товарная биржа Bohai Commodity Exchange (BOCE) получила разрешение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) на покупку второй по размерам украинской фондовой биржи – ПФТС, а также завершилапоглощение самого маленького отечественного госбанка УБРР за символические 83 млн. грн. ($3 млн.). За биржу китайцы много тоже давать не планируют. Ранее они отказались от покупки «Украинской биржи», потому что их категорически не устроила цена, выставленная собственниками.
Эти активы нужны Пекину как широкие ворота для входа в страну. «Мы, как банк и как биржа, должны обеспечить приход этих инвестиций на Украину. Без этого инвесторы не будут знать, как завести и как вывести отсюда капитал», - откровенничает гендиректор BOCE Ян Дунг Шенг. А интересует китайцев далеко не только финансовый сектор. Прежде всего, под прицелом находятся госактивы. «Теперь, когда у нас есть банк, мы будем плодотворно работать над тем, чтобы помогать Украине проводить эффективную приватизацию, и распространять информацию об украинских приватизационных перспективах среди своих клиентов», - объясняет механизам китайской экспансии Шенг.
Традиционно Пекин готов вкладывать в инфраструктуру, сырьевые и высокотехнологичные активы, энергетику и сельское хозяйство. Тихой сапой китайцы сосредоточили в своих руках 10 крупнейших солнечных электростанций (СЭС) общей мощностью 267 МВт, причем не за живые деньги, а «в обмен на погашение невозвратной и безгарантийной задолженности на эту сумму по товарным операциям по поставке оборудования», пояснил новый хозяин десяти СЭС, глава компании CNBM Юнчжи Чен. Т.е. сначала китайские компании «бесплатно» (в кредит) поставляют оборудование и технологии на модернизацию, а затем забирают актив себе.
За невыполнение условий контракта на поставку зерна на $1,5 млрд. Пекин может взять под контроль Государственную продовольственно-зерновую корпорацию (ГПЗК), владеющую линейными и портовыми элеваторами, мельницами, комбикормовыми и крупяными заводами, а также зерновыми терминалами в Николаевском и Одесском портах.
Кроме того, в 2015 году «Укртелеком» получил $50-миллионный китайский товарный кредит на модернизацию телекоммуникационной сети под залог имущества у China Development Bank, а весной этого года договорился взять еще $10 млн. у китайской ZTE.
Китайский производитель телекомоборудования ZTE предоставит оператору «Укртелеком» кредит в размере $10 млн. (delo.ua)
По той же схеме (натуральный кредит под залог активов) Поднебесная планируетпостроить на Украине 10 мусороперерабатывающих заводов, сетьфруктохранилищ, три садоводческих производственно-логистических комплекса и системы орошения. Китайская железнодорожная корпорация China Railway International Group рассматривает возможность модернизации подвижного состава «Укрзализныци», строительства метро на Троещину. Список можно продолжать.
Не гнушается Поднебесная и господрядами. В частности, China Harbour Engineering Company Ltd провела дноуглубление в порту «Южный», приступила к реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов к гавани и выигралатендер на дноуглубление в порту «Черноморск». Также Киев договорился о достройке третьей очереди Днестровской ГАЭС (кредит на $0,5 млрд.) китайской компанией CNEEC, отобрав контракт у харьковского «Турбоатома», по проекту которого строились первые две очереди.
Чем грозит такая щедрость Поднебесной, знает запорожский завод «Мотор Сич». Его акции арестовала СБУ после того, как китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited получила контроль над предприятием под предлогом защиты инвестиций (вложила $3 млрд. в совместное производство двигателей).
Хитрый план Киева
Подобная тактика экспансии – фирменный китайский почерк. Сначала Поднебесная сулит огромные вложения, но после подписания меморандума оказывается, что это не прямые инвестиции с локализацией производства, а кредиты. К тому же условия их предоставления не такие уж выгодные, в итоге заказчик получает объект под ключ без сопутствующих выгод от проекта (рабочие места, субподряды, технологии, кооперация). Причем, констатирует председатель Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, опыт Средней Азии, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки показывает, что «чем меньше страна, тем жестче условия предоставления кредитов или инвестиций».
Обычно государства не соглашаются на такие условия. Но Китай готов ждать, когда «партнер» станет слабее. И в момент наиболее острого кризиса предлагает ему «помощь» в виде все тех же связанных кредитов и обусловленных инвестиций. Утопающие государства хватаются за них как за соломинку и попадают в полную экономическую и технологическую зависимость от «спасителя».
Учитывая системный подход, а также практически безграничное терпение и финансовые возможности Поднебесной, шансов вырваться из лап Дракона у жертвы очень немного. Но украинская политико-экономическая среда сумела выработать противоядие китайской экспансии, которое строится на трех китах: расхлябанность, правовой нигилизм и коррупция.
К примеру, 82 млн. грн. из китайского кредита на строительство скоростной электрички Киев – Борисполь попросту потерялись в сложном хитросплетении финансовых операций ГП «Воздушный экспресс». Предприятие, на котором висит долг, объявило дефолт, прошло реструктуризацию и сброшено с баланса Киевской госадминистрации, а его бывший руководитель Андрей Галущак пошел на повышение и назначен государственным секретарем Мининфраструктуры.
Благодаря таким людям, как А. Галущак, у Украины есть шансы в борьбе с китайской экспансией (kievvlast.com.ua)
Забрать в счет долга то, чего так и не построили, китайцы не могут, потому здесь им, похоже, придется смириться с безвозвратной потерей «инвестиций». Впрочем, даже в случае со взятием под контроль множества вкусных активов ГПЗК все оказалось не так просто. Предприятия корпорации, куда вкладывалась Поднебесная, в судебном порядке при попустительстве собственного руководства отчуждаются в пользу обанкротившегося ГП «Хлеб Украины». Китайцы поняли, что, если этот процесс продолжится, они не получат ни денег, ни элеваторов, и приостановили кредитование. Но дело в том, что уже потраченных $0,5 млрд. Пекину, похоже, не вернуть.
Говоря о ЗСТ с Поднебесной, С. Кубив постоянно напоминает, что у Украины имеется свободный доступ на рынок Канады и ЕС. Следовательно, подписав соглашение с Киевом, Китай «сможет ввозить свои комплектующие, агрегаты беспошлинно на украинскую территорию. Как минимум, делать здесь сборку и дальше уже под вывеской Made in Ukraine, но из китайских запчастей и, возможно, даже с помощью китайской рабочей силы дальше отправить на территорию Европейского союза», считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Аналогичный маневр можно сделать и в отношении Канады, откуда продукция легко сможет найти лазейку на закрывающийся для КНР рынок США.
При таком раскладе Киеву остается только снимать реэкспортные сливки. Впрочем, железобетонная уверенность в том, что они умнее всех остальных в мире, уже не раз подводила обитателей киевского правительственного квартала.
фото: odnarodyna.org