Всё чаще в американских СМИ звучат призывы не связываться с Киевом, прекратить оказывать помощь Украине, пока она не втянула Соединённые Штаты в большую войну. Журнал The American Conservative посвятил этой теме сразу две статьи.
Патрик Бьюкенен: «Какое нам дело до кризиса в Керченском проливе?»
Перед отъездом в Буэнос-Айрес на саммит G20 президент Дональд Трамп отменил свою запланированную на выходные встречу с Владимиром Путиным, объяснив это тем, что российские военные захватили и удерживают три украинских судна и их экипажи. Но неужели это Путин спровоцировал воскресное столкновение на море? Или провокатором был украинский президент Петр Порошенко? – спрашивает автор статьи «Какое нам дело до кризиса в Керченском проливе?» Патрик Бьюкенен (Patrick Joseph Buchanan), главный редактор American Conservative, американский политик и публицист, автор известнейшей книги «Смерть Запада» (и в целом 14 книг, среди которых семь бестселлеров New York Times).
Журнал цитирует президента России Владимира Путина, который назвал события в Чёрном море «пограничным инцидентом, и не более того». «Инцидент в Чёрном море – это провокация, которая организована действующей властью. Думаю, что и президентом действующим – в преддверии президентских выборов на Украине в марте следующего года…. Рейтинги падают… поэтому ему надо было что-то делать».
С этим соглашается Максим Эристави (Maxim Eristavi), сотрудник Атлантического совета: «Порошенко хочет сделать стартовый рывок в ходе своей предвыборной кампании. Он разыгрывает карту главнокомандующего, летает повсюду в военной форме, пытаясь создать впечатление, что всё у него под контролем».
Однако наши интервенционисты вполне предсказуемо закричали о российской «агрессии» и потребовали, чтобы США поддержали своего украинского союзника и направили туда военную помощь, говорится в статье.
The American Conservative отмечает, что Адриан Каратницкий (Adrian Karatnycky) из Атлантического совета призывает усилить американское военно-морское присутствие в Чёрном море, поставить на Украину зенитные и противокорабельные ракеты, ужесточить антироссийские санкции, пригрозить России исключением из системы международных банковских расчётов SWIFT и надавить на Европу, чтобы та отменила строительство трубопроводов «Северный поток – 2» и «Южный поток».
«Но разве контроль над Керченским проливом – это наше дело? – задаёт вопрос Патрик Бьюкенен. – Какое отношение мы имеем к этой ссоре, и почему американские стратеги хотят, чтобы мы предъявили претензии России из-за Крымского полуострова, где находится Ливадийский дворец, ставший последней летней резиденцией царя Николая II? Если Украина в 1991 году имела право отделиться от России, то почему Крым, Донецк и Луганск не имеют права отделиться от Киева?»
Главный редактор журнала The American Conservative спрашивает, почему Соединённые Штаты позволяют втягивать себя «в чужие конфликты, начиная с вопроса о том, кому принадлежат островки в Южно-Китайском море, кто должен владеть Сенкаку и Южными Курилами, и кончая тем, имеет ли Приднестровье право отделиться от Молдавии, а Южная Осетия и Абхазия от Грузии, если Грузия отделилась от России?»
Какое американскому народу дело до этих мест? Неужели мы действительно готовы пойти на такой риск, как война с Россией или Китаем за право владения этими территориями, вполне справедливым вопросом завершает статью Бьюкенен.
Тед Карпентер: «Режим Порошенко не заслуживает неоспоримой западной поддержки»
Киев хочет усилить давление на НАТО, и особенно на США, чтобы убедить их занять более жёсткую позицию в отношении Москвы. В то время как некоторые европейские чиновники уже задумываются о том, что, возможно, пора ослабить экономические санкции, которые Запад ввёл против России. А президент Трамп заявил, что Россия должна быть вновь принята в группу ведущих экономических держав «Большой семерки». Такие разговоры потенциально угрожают интересам Украины. Зато последний инцидент опять напомнил Западу об агрессивных устремлениях Москвы, пишет автор статьи «Украина не заслуживает слепой поддержки Америки» Тед Карпентер (Ted Galen Carpenter), старший научный сотрудник Института Катона, автор книг по международной тематике.
Киеву необходимо более тесное стратегическое сотрудничество с Соединёнными Штатами. Обвинения Трампа в том, что он проводит «мягкую» политику в отношении России, не соответствуют действительности. Инициативы Дональда Трампа на самом деле более жёсткие, чем те, которые принимала администрация Барака Обамы. В то время как Обама последовательно отказывался поставлять оружие Украине, администрация Трампа одобрила две крупные продажи вооружений, одна из которых включала передовые противотанковые ракеты. При этом американские войска участвуют в совместных военных учениях с украинскими военными, а министр обороны Джеймс Мэттис признаёт, что Соединённые Штаты обучают украинские подразделения на базе в западной части Украины, сообщает автор The American Conservative.
Порошенко и его единомышленники уверены, что новый инцидент, подчеркивающий агрессивное поведение России, побудит администрацию Трампа к расширению продажи оружия и других форм двустороннего военного сотрудничества. Причём международное давление может лишить его выбора – западные СМИ уже устроили Трампу разнос за то, что после инцидента в Керченском проливе он не сразу осудил Россию.
Кроме того, что у Порошенко есть внешнеполитические основания для провокации в Керченском проливе, у него имеются и внутриполитические стимулы. Прежде всего, это предстоящие президентские выборы, которые он однозначно проиграет, уверен Карпентер: «…недавние исследования общественного мнения показали, что Порошенко находится в удивительно плохой политической форме. По данным большинства опросов, он получил бы в первом туре от 8% до 15% голосов. Лидер среди кандидатов – бывший премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, Порошенко лишь на третьем месте. Коррупционные скандалы продолжают терзать его администрацию, делая перспективы его переизбрания (или даже способности попасть во второй тур) весьма неопределёнными».
А захват Россией украинских судов дал украинскому президенту основание ввести военное положение в десяти регионах Восточной Украины – именно на тех территориях, население которых за него не проголосует. Кроме того, военное положение послужит основой для ужесточения и без того существующих ограничений на свободу слова в этой стране. Цензура ещё более ужесточится, предполагает автор The American Conservative.
Он подчёркивает, что «западные сторонники Украины, как правило, игнорируют такие доказательства авторитарного поведения, поскольку это не соответствует их представлению об этой стране как о просвещённом члене демократического сообщества». Однако на самом деле Украина олицетворяет то, что аналитик CNN Фарид Закария назвал «нелиберальной демократией».
Карпентер делает вывод, что режим Порошенко не заслуживает неоспоримой западной поддержки, поскольку не гнушается провокациями, преследуя свои цели. А США не имеют жизненно важных стратегических или моральных интересов в украинско-российской ссоре, тем более в последней местечковой перебранке в Керченском проливе. Здесь уместна осторожная, сдержанная позиция, убеждён автор The American Conservative.