В последние дни августа президент Порошенко встречался с главами дипломатических представительств Украины за рубежом. И как-то у него получалось, что в отношениях с Польшей дела у Киева обстоят очень неплохо. Порошенко говорил, что Польша Украине надёжный друг, что «горькие зёрна непонимания» не имеют перспективы и наносятся искусственно...
Поддакнул своему шефу и посол Дещица, отметив, правда, что есть в Польше «тёмные силы», использующие историческое прошлое в своих политических интересах. А если без иллюзий, то на самом деле Варшава и Киев живут от конфликта к конфликту, от скандала к скандалу. Так, последний месяц лета прошёл под знаком «дела Куприяновича». Оно началось в первые дни июля, когда в Польше отмечали 75-летие Волынской резни. Киев очень хотел устроить совместные мероприятия с участием обоих президентов, но Варшава отказалась, Анджей Дуда поехал в Волынскую область, а Порошенко отправился в Люблинское воеводство. Там в селе Сахрынь состоялись траурные мероприятия в память о жертвах боевиков Армии Крайовой и «батальонов хлопских», уничтоживших в 1944 году несколько сот мирных жителей.
Помимо Порошенко в Сахрынь прибыл и Григорий Куприянович – председатель Украинского общества в Люблине. Выступая на церемонии, он сказал, что представителями польской нации было совершено «преступление против человечности», и провёл параллель между убийствами в Сахрыни и Волынской резнёй. Не прошло и дня, как люблинский воевода Пшемыслав Чарнек заявил, что обращается в прокуратуру, поскольку нанесено оскорбление польской нации, а злодеяния украинских националистов отрицаются. Так возникло «дело Куприяновича».
Куприянович (у микрофона) произносит речь в Сахрыни. naszwybir.pl
Григорий Куприянович – уроженец Люблина, многолетний активист украинской диаспоры в Польше. При Ющенко был награждён за свой активизм орденом «За заслуги». Состоит в различных совместных комиссиях при правительстве Речи Посполитой и Польском институте национальной памяти (ПИНП). В узком мирке украинской диаспоры Куприянович – фигура заметная. Пшемыслав Чарнек – молодой политик из правящей партии «Право и справедливость», по образованию и роду занятий юрист. До последнего времени Украине его имя ничего не говорило, но он как раз и может стать олицетворением «тёмных сил», о которых говорил Дещица: в основе политических взглядов Пшемыслава Чарнека – борьба с бандеровщиной.
Чарнек открывает памятник жертвам Волынской резни и бичует бандеровщину. lublin.wyborcza.pl
«Дело Куприяновича» началось с обращения Чарнека в прокуратуру ПИНП. Польский институт национальной памяти – это ещё и карательный орган, репрессирующий бывших сотрудников органов государственной безопасности ПНР и одновременно занимающийся преступлениями нацистов и их пособников. Параллельно Чарнек обратился в окружную прокуратуру в Замостье.
В середине августа ПИНП дал ответ, отличавшийся характерным двуличием: состава преступления в словах Куприяновича Институт национальной памяти не нашёл, но отметил, что председатель Украинского общества в Люблине опустил неудобные факты, связанные с деятельностью УПА [организация запрещена в России. – Ред.]. Отказавшись возбудить дело, следователи ПИНП одновременно обратили внимание прокуратуры в Замостье на то, что оскорбление польской нации, возможно, имело место.
Украинские СМИ преподнесли отказ ПИНП от судебного преследования Куприяновича как очередную «перемогу», хотя следствие в отношении него в Польше продолжается.
В дело ввязался украинский МИД. Сначала замминистра Василий Боднар призвал польского посла Яна Пекло прекратить уголовное преследование главы Украинского общества в Люблине. Затем через «Фейсбук» подал голос министр Климкин. Все и так знают, что он не Талейран и не Бисмарк, но начальник украинского МИД не устаёт это демонстрировать раз за разом: на этот раз Климкин назвал Чарнека региональным политиком, зарабатывающим дешёвую популярность на разжигании скандала.
Люблинский воевода отреагировал быстро, ответив украинскому министру иностранных дел через польские СМИ: «Я напоминаю вам, что защищаю память 130 000 поляков, убитых в результате украинского геноцида, доброе имя Армии Крайовой, батальонов Хлопских и Польского подпольного государства». И добавил, что противостояние бандеровщине, процветающей на Украине, не есть преследование украинцев как таковых.
Затем к перепалке Чарнека с Климкиным подключился львовский губернатор Синютка, который предложил провести акции в поддержку председателя Украинского общества в Люблине и представил Куприяновича как польского Сенцова, вокруг которого в «незалежной» уже несколько месяцев бушуют страсти.
И здесь Синютка попал в точку: к тому, чтобы смоделировать «польского Сенцова», всё готово. Изготовлены баннеры и плакаты «Куприянович – мы с тобой!», прошли акции (малочисленные) в его поддержку в Греции и Португалии. А на прошлых выходных группа активистов, совершая в Карпатах пеший поход к одному из бункеров УПА, таскала по горам помимо сине-желтых флагов плакаты в поддержку Куприяновича. Пропагандистская кампания, связанная с его именем, набирает обороты. Дело за малым – нужно только, чтобы поляки посадили Куприяновича в тюрьму.
Плакат в поддержку Куприяновича. nasze-slowo.pl
Сам Куприянович жалуется на то, что украинцы в Польше напуганы и скрывают свою национальную принадлежность. Нельзя сказать, что он преувеличивает: в 20-х числах августа в течение недели произошли два нападения на мигрантов с Украины. В одном случае поляки были вооружены мачете (!), их жертвы успели, однако, укрыться на территории пожарной части.
В начале года МВД Польши отмечало, что количество преступлений на национальной почве увеличивается. Между тем в Польше живёт и работает миллион выходцев с Украины (цифру на днях назвал Дещица), и со временем отношение к ним становится не лучше, а хуже.
24 августа Анджей Дуда ограничился поздравительной телеграммой Петру Порошенко, хотя ещё два года назад приезжал по такому случаю в Киев. В польских же СМИ о годовщине украинской независимости писали в том духе, что соседям надо «переболеть» национализмом и тогда, мол, между двумя странами всё будет хорошо.
Только переболеть национализмом и избавиться от него, пока страной правит режим необандеровского толка, у Украины не получится. Как не получится у Польши избавиться от «панского» комплекса по отношению к Украине. В октябре – декабре будет отмечаться 100-летие провозглашения независимого польского государства и начала войны за захват поляками западных частей Украины и Белоруссии. Неудобных для Украины новостей из «дружественной» Польши будет приходить ещё больше. Схватка двух национализмов продолжается.