На Украине обнародована пятерка лидеров президентского рейтинга будущих выборов 2019 года. Электоральные предпочтения анонсировала международная исследовательская компания Seetarget, изучавшая в текущем месяце потенциал кандидатов методом личного интервью в 24 областях страны и Киеве (жители народных республик Донбасса в соцопросе участия, естественно, не принимали).
Максимальное «количество очков» набрала на сегодняшний день лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко — за нее готовы проголосовать 17,9% украинцев из тех, кто определился со своими пристрастиями и точно придёт на эти выборы (11,4% - всех опрошенных). Далее с 13,8% (8,6%) следует экс-министр обороны Украины, представляющий партию «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко. Третью строчку занимает глава «Оппозиционного блока» Юрий Бойко. У него 11,2% (7,5% соответственно). Затем идет «радикал» Ляшко со своими 9,8% (6,1%). И замыкает пятерку действующий президент Порошенко — 9,1% (6%).
В то же время 16,9% респондентов сказали, что проголосовали бы за политика, которого не было в предложенном им списке. 30,6% вообще не смогли сформулировать свои электоральные предпочтения. И еще 5,1% не собираются голосовать вовсе.
Стоит отметить, что данные результаты почти идентичны тем, что в начале августа обрадовала украинская социологическая группа «Рейтинг». Порядок персоналий там тот же: с лидером — Тимошенко, и замыкающий — Порошенко.
Значит ли это, что борьба за «приз» в виде президентского кресла в здании на Банковой улице в Киеве развернется именно между этими двумя кандидатами? И у кого в этом случае больше на сегодня «козырей в рукаве»?
— Как ни парадоксально, возможностей сейчас у Порошенко больше, — комментирует ситуацию известный социолог и политический эксперт Евгений Копатько. — Но шансы пока у него не предпочтительные, поэтому есть несколько вариантов развития событий.
То есть, борьба будет, скорей всего, не между ним и Тимошенко, а между ним и всеми остальными. Если у него появятся реальные шансы на победу, и он будет принимать решение об активном участии в избирательной кампании.
«СП»: — Поясните.
— В принципе, если его команда взвесит свои шансы, и если им удастся — подчеркиваю, это однозначно — зачистить политическое пространство, создав себе возможности для победы, вот тогда, наверное, Порошенко пойдет на выборы.
Если этого не произойдет, то, я думаю, будет, наверное, взят курс на то, чтобы эти выборы не состоялись. Скажем, под предлогом обострения ситуации на Востоке Украины, и введения там чрезвычайного положения. Такой вариант многие эксперты рассматривают, и я тоже его не исключаю.
С другой стороны, есть еще одна важная вещь. Между Тимошенко и Порошенко разница в рейтинге небольшая — пять-шесть процентов. И каждый месяц ситуация может меняться, потому что разрыв, условно говоря, между вторым и четвертым, третьим и пятым местом на уровне близком к статистической погрешности.
То есть Гриценко может скатиться на четвертую строчку, Порошенко подняться на третью.
Пока относительно стабильным лидером с преимуществом в первом туре и большим преимуществом во втором, является Юлия Владимировна. Но у нее нет таких возможностей медийных, какие есть у Порошенко, и нет таких возможностей защитить результаты выборов в ряде регионов. Здесь есть поддержка части бизнеса и политической элиты, которая, в принципе, готова на нее поставить.
Потому тут намечается достаточно сложная комбинация. Это будет не только прямая борьба Тимошенко и Порошенко. Я думаю, что в нее вмешаются и другие представители нынешнего политического бомонда, которые, так или иначе, будут претендовать на то, чтобы их голоса каким-то образом в случае второго тура обеспечивали переход тому или иному кандидату.
Но это все предположительно… Пока я не вижу, что выборы на Украине могут состояться. По той простой причине, что для команды Порошенко ситуация не самая благоприятная. А его политтехнологи достаточно опытные и грамотные люди, которые будут взвешивать возможности не только по территории Украины в целом, но и в отдельных регионах, в частности.
Усилия их, я думаю, будут сейчас сосредоточены, прежде всего, на том, можно ли создать условия для того, чтобы он активно участвовал в кампании и имел большие шансы на победу. Второе, какие могут быть варианты, если шансы на победу будут у него, скажем, минимальные. Какие варианты есть у его оппонентов, потому что Украина очень не однородная.
При относительном преимуществе Тимошенко, я хотел бы акцентировать внимание на том, что все-таки рейтинг и уровень доверия к политикам на Украине находится на очень низком уровне. Нет ни одного политика в стране, у которого уровень поддержки превышал бы 30−35%.
Вакарчука и Зеленского рассматривать, как серьезных потенциальных игроков на сегодняшний день, было бы не совсем корректно. Скорее, это фигуры, на которые можно было бы обратить внимание при определенных условиях. Но реальная политическая жизнь, безусловно, внесёт свои коррективы.
Поэтому я исхожу из того, что уровень доверия к политикам очень низкий, уровень потенциального участия в выборах очень невысокий, уровень нигилизма относительно доверия вообще к политикуму на Украине, опять-таки, очень высокий. Уровень конфликта внутри украинской элиты тоже достаточно серьезный, поэтому, исходя из этих всех составляющих, заходить в кампанию проблематично сейчас практически для любого игрока.
Соответственно, где-то до конца осени будут создаваться условия, оцениваться возможности реального участия в выборах, а потом, исходя из того, как удастся выйти — условно говоря — на старт, кандидаты будут выстраивать свою стратегию.
«СП»: — Но, по сути, все кандидаты в пятерке лидеров мало чем отличаются друг от друга. Риторика — антироссийская, обещания пустые, опять же, мирного рецепта не дает никто. Какая разница, в этом случае, Порошенко выиграет, Тимошенко или кто-то еще?
— Мы же говорили о внутренних предпосылках. Мы не сказали ключевой фразы относительно того, что Украина сейчас находится под внешним контролем — и политическим, и финансовым — прежде всего, США. И от того, какова будет политика и на кого поставят в Вашингтоне, будут во многом зависеть и результаты выборов.
До этого мы говорили о внутренней возне, которая там идет. Но фактор внешний имеет ключевое значение.
Я просто напомню, как госпожа Нуланд решала кадровые вопросы на Украине после победы Майдана: кто будет премьером, а кто станет мэром. В принципе, такая позиция относительно украинского политикума сохраняется в Соединенных Штатах и сейчас.
Потому что они упрочили, на мой взгляд, свое влияние, как бы это ни парадоксально звучало, на Украине. Кроме того, среди тех, кто сейчас активно участвует в президентской гонке много, скажем так, провинившихся перед Трампом, тех, кто в свое время был на стороне Клинтон. В Вашингтоне подобных вещей, в принципе, не забывают.
Что касается общей риторики кандидатов, то она, действительно, вся антирусская.
Проект Украина с позиции той части, которая сейчас находится у власти, он, в общем-то, выстроен на русофобской риторике. То есть Украина состоялась как антирусский проект.
И тему эту будет эксплуатировать любая политическая сила, даже в какой-то степени оппозиционная. При этом РФ на первом месте по уровню товарооборота с Украиной (несмотря на то, что падение произошло в разы), и это не мешает украинскому политикуму заявлять, что он находится в состоянии войны с Россией. Опять же, машины там ездят на российском бензине, танки ходят на российском дизеле, российским газом они отапливают свои дома.
Антироссийский фактор сейчас работает. Но вечно на этом ресурсе работать невозможно. Значит, нужны какие-то шаги, нужны какие-то действия…
«СП»: — Однако никто из представленных кандидатов таких шагов даже не пытается делать… Боятся?
— Парадокс в том, что часть активного населения Украины, которая очень негативно относятся к нынешней власти, придерживается все равно антироссийской риторики. Так что любой политик там не может этот фактор не учитывать. Потому что на этом фоне они все-таки должны опираться пусть и на меньшинство, но на активное, которое готово участвовать в выборах.
Особенность этой кампании еще в том, что явка будет крайне низкая. А если не будет активного кандидата от Юго-Востока Украины, что, в принципе, сейчас в силу определенных причин пока маловероятно, то там явка будет еще ниже.
Но это, опять-таки, если эта кампания состоится. На сегодняшний день я к этому серьёзных предпосылок не вижу, если не будет совершенно ряд шагов и действий, которые упрочат президентскую власть и создадут реальные условия для того, чтобы Порошенко и его команда пошли на эти выборы.
Правда, и оппоненты, со своей стороны, не будут сидеть на месте, потому что для них важно относительно легитимным путем сместить эту власть.
Тем более, что позиция тех же американцев относительно Порошенко, она неоднозначная. Есть лобби, которое его не поддерживает.
Так что, может быть, этот вопрос будет решаться в Вашингтоне. И отчасти, возможно, в Германии, если немцы займут более серьёзную позицию относительно Украины.
«СП»: — Советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон уже встречался с Тимошенко. Разве это не знак?
— Рейтинг Тимошенко, в принципе, говорит о довольно серьезном преимуществе. Но этого рейтинга недостаточно, чтобы стать национальным лидером для всей Украины. Для этого нужны еще усилия. Для этого еще должна быть какая-то консолидация вокруг нее. Это не исключено. Но, опять-таки, для этого должны произойти какие-то события, которые действительно создадут условия для того, чтобы кампания реально состоялась. На сегодняшний день я не считаю шансы, что она будет, высокими.