Коррупция на Украине разъедает страну изнутри, особенно её вооружённые силы, написала The New York Times после того, как Министерство обороны Украины объявило о покупке ста новых автомобилей скорой помощи. Однако, отмечает издание, многие из этих машин уже сломались. А приобрели их у компании, принадлежащей высокопоставленному чиновнику, отвечающему за закупки для ВСУ, Олегу Гладковскому, старому другу Порошенко.
Расходы Украины на оборону и безопасность резко выросли после начала вооружённого конфликта на востоке страны в 2014 году: в 2013 году они составляли примерно 2,5% от ВВП, а в этом году они составят примерно 5%, или около 6 миллиардов долларов, пишет автор статьи Эндрю Хиггингс (Andrew Higgins). Эти огромные деньги проходят через руки украинских чиновников и бизнесменов, и именно это является сдерживающим фактором в борьбе с коррупцией, которую многие считают главным врагом Украины.
Рост военных расходов открыл новые возможности для мутных сделок, защищённых от проверок завесой секретности. Покупка некачественных автомобилей скорой помощи у Гладковского – всего лишь один из множества подобных примеров на Украине.
Доказательствами тесного переплетения бизнеса и политики, а также огромных доходов стали три роскошные виллы на южном побережье Испании. Они принадлежат президенту Порошенко, г-ну Гладковскому и Игорю Кононенко – ещё одному деловому партнёру президента, который возглавляет фракцию г-на Порошенко в парламенте. Ни один из них не указал недвижимость в Испании в ежегодной декларации.
Запад разочарован Украиной, сообщает The New York Times. И это разочарование обходится всё дороже. Международный валютный фонд и Евросоюз, раздражённые постоянными отсрочками в создании давно обещанного независимого антикоррупционного суда, отказали Украине в очередном транше финансовой помощи. «Украина жила в состоянии повсеместной коррупции в течение многих десятилетий. Эти схемы были пересмотрены и обновлены, и теперь они снова работают. Некоторые люди просто не хотят от них избавляться», – цитирует газета Артёма Сытника, директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Это бюро сумело собрать материалы по 107 делам, заведённым против ранее неприкасаемых чиновников, однако только одно такое дело завершилось реальным судебным приговором. Остальные же застряли в нерасторопной судебной системе благодаря коррупции и политическому вмешательству.
The New York Times пишет, что тот же Гладковский настаивает на секретности и отсутствии открытых тендеров на покупку военного оборудования: по его словам, это необходимая мера, направленная на то, чтобы не дать России вмешаться в процесс закупок посредством подставных компаний. Концерн «Укроборонпром», крупнейший элемент в системе Гладковского, – огромный государственный конгломерат, объединяющий в себе 130 компаний, где работают примерно 80 тысяч человек. Дмитрий Максимов, бывший сотрудник отдела контроля «Укроборонпрома», уверен, что мутные сделки по закупкам представляли собой суть операций этого конгломерата. Он рассказал, как маленький винтообразный кусочек металла, приобретаемый «Укроборонпромом» для ремонтного завода во Львове, резко вырос в цене с 50 долларов в начале 2014 года до почти 4 тысяч долларов годом позже, когда концерн по непонятным причинам поменял поставщика. По словам Максимова, его уволили за то, что он задавал слишком много вопросов.
Денис Гурак, молодой заместитель директора этого конгломерата, признал, что коррупция действительно процветает в оборонном секторе. «Система не работает, поэтому люди крадут, – считает он. – Именно поэтому развалился Советский Союз». По его словам, «Укроборонпром» отправил в прокуратуру 200 сообщений о коррупции в своих рядах, но только два из них в конечном итоге обернулись обвинительными приговорами.
В прошлом году Независимым антикоррупционным комитетом по вопросам обороны (это проект британского и украинского офисов Transparency International Defence & Security) опубликован доклад, в котором, в частности, речь шла и о машинах скорой помощи, сообщает NYT. В докладе говорится, что каждая из этих машин, чьи ходовые части были произведены в Китае, обошлась Министерству обороны Украины в 32 тысячи долларов, при этом машина скорой помощи, купленная в Китае, обошлась бы гораздо дешевле. Грузоподъёмность автомобилей слишком мала, да и рассчитаны машины на городские дороги. Валентина Варава, волонтёр, рассказала, что 19 из 50 машин, доставленных на линию фронта, уже вышли из строя. И добавила, что министерство обороны недавно решило купить ещё 100 машин скорой помощи у компании Гладковского.
«Украине нет смысла бороться за своё тело в Донбассе, если она отдаёт свою душу коррупции», – приводит NYT слова госсекретаря США Рекса Тиллерсона. Только в Киеве хорошо знают, за что они борются – не за тело и не за душу, а за деньги. И сдаваться украинская коррупция не собирается.