Спустя три с лишним года с момента прихода к власти на Украине команды Петра Порошенко можно говорить об окончании "льготного периода" для нового президента. Если Порошенко всерьез не займется реформированием страны, Украина окончательно увязнет в болоте коррупции и старых клановых связей, пишет Neue Zuercher Zeitung.
"Недоверие к государственным институтам, новым и старым, политикам, властным и оппозиционным, перерастает в глубокое уныние, апатию и депрессию" - такими словами сам украинский президент, выступая недавно в парламенте, описывал атмосферу в стране, три года назад пережившей революцию. Последняя "должна была избавить страну от клубка старых коррумпированных связей и обеспечить счастливое европейское будущее", отмечает автор публикации Анн-Дорит Бой.
По словам Порошенко, следует предпринять повторную попытку в борьбе с коррупцией. Такое ощущение, пишет журналистка, что эти слова принадлежат тому, кто никак не связан с делами по управлению государством. "Но кто, как не президент Украины, принимает решения? Именно он, а не только строптивые депутаты, оттягивает реализацию давно назревших реформ и терпит, пока олигархи, его старые бизнес-партнеры и союзники, продолжают дергать за кулисами за веревочки".
"Первым жертвами "контрреволюции", на которую любят кивать в Киеве, стали как раз те украинцы, которые проявили активность в борьбе с коррупцией. Активисты из неправительственных организаций оказываются под давлением и дискредитируются, журналисты, проводящие собственные антикоррупционные расследования, сообщают о слежке", - говорится в статье.
"Конечно, Украина не бездействует в борьбе с коррупцией. Так, под нажимом со стороны поддерживающих реформы сил - и при содействии ЕС и МВФ - чиновникам предписано раскрыть источники своих доходов. По инициативе МВФ было создано Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). Совместно с недавно созданной специализированной антикоррупционной прокуратурой НАБУ может заняться расследованием многих дел - если, конечно, им это будет позволено", - пишет автор и приводит слова руководителя НАБУ Артема Сытника: "Чем глубже мы копаем, тем больше растет сопротивление".
И, несмотря на это, его бюро выдвинуло в этом году несколько вызвавших резонанс обвинений, например, "весной против Романа Насирова, руководителя государственного налогового ведомства, который якобы покрывал преступные махинации, и против влиятельного экс-депутата Николая Мартыненко, которого подозревают в присвоении 17 млрд долларов". "Осенью НАБУ выдвинуло обвинения в присвоении средств против двух функционеров из Минобороны", - передает NZZ.
Недавно, продолжает журналистка, был задержан сын главы МВД Украины: его подозревают в продаже армии рюкзаков по завышенной цене. Его отец тут же пообещал проконтролировать деятельность бюро, которое, по его мнению, сует нос в политику. "Количество сделок в оборонном секторе, являющихся секретными, не может не удивлять. Закон, который изменил бы подобную ситуацию, был заблокирован лично Порошенко", - пишет Бой.
Однако, как замечает автор, без независимого суда, который специализировался бы на коррупционных делах, работа следователей может оказаться бесполезной. По мнению Порошенко, будет достаточно специального отдела при Верховном суде. "Поскольку МВФ подобное предложение отклонил, президент предложил двойное решение: сначала создается вышеозначенный отдел, позднее - уже независимая судебная инстанция. Это решение наверняка не удастся реализовать до президентских выборов 2019 года. А пока Порошенко не тревожит коррумпированные элиты, он может надеяться на их поддержку, необходимую для переизбрания".
"Этот же расчет стоит и за новой судебной реформой, согласно которой временные рамки расследований сокращаются с 15 лет до 6 месяцев. Те, кто был обвинен при режиме Януковича и против кого расследование продолжается многие годы, могут де-факто рассчитывать на оправдание. Неслучайно, - подчеркивает автор, - за эту реформу проголосовали депутаты от оппозиционного блока, в котором собрались преимущественно бывшие сторонники Януковича".
"Критики обвиняют Порошенко в том, что вместо того, чтобы избавить страну от господства кланов, он основал свой собственный", - передает издание.
Когда в декабре 2013 года Порошенко стал первым олигархом, выступившим на стороне революционеров, протестующие сначала отнеслись к нему с недоверием. "Богатый "шоколадный фабрикант" и бывший министр в одночасье стал сторонником борьбы с коррупцией. Было немало тех, кто опасался, что охранять капусту доверили козлу. Однако постепенно Порошенко удалось заручиться доверием", - отмечает автор статьи.
"Запад, оказывавший поддержку независимой Украине, долго проявлял терпение в адрес красноречивого бизнесмена. (...) Теперь все чаще звучат конкретные требования вернуться на путь реформ. МВФ неоднократно с успехом придерживал кредитные транши для Украины, чтобы вынудить Киев реализовать реформы - как, например, это произошло в октябре с пенсионной реформой и реформой здравоохранения. Однако на другие ключевые требования, такие, как создание антикоррупционного суда, Украина не торопится реагировать, несмотря на предостережения со стороны МВФ".
"Теперь все зависит от украинцев, которые должны потребовать от властей выполнения обещаний, данных ими после революции. Пока формирования нового протестного движения, которое было бы опасно для Порошенко, не отмечается. (...) Было бы фатальным для страны, если настроения, которые несколько лет назад привели к обновлению, окончательно скатились бы в уныние, апатию и депрессию", - резюмирует журналистка.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 4554
Рейтинг поста: