Подвести черту
Время обнимать и время уклоняться от объятий
Александр ЛЕОНТЬЕВ
После ста дней пребывания Виктора Януковича в президентском кресле — согласно европейской традиции — уже с полным правом можно высказать новой власти свои критические замечания. Поскольку инаугурация состоялась 25 февраля, то сто дней президента выпадает на 4 июня. Ну, с третьего числа уже можно начинать праздновать. А до ста дней новой консолидированной власти (правительственной коалиции, Кабмина, губернаторской вертикали) нам нужно будет еще немного повременить. Тогда навалимся гурьбой.
Итак, подвести черту под стодневкой будет совсем непросто, поскольку после известных бурных событий с Харьковскими договоренностями все как бы встало. Нет, движение какое-то продолжается, но мы уже движемся не только вперед, но и несколько назад. Колеблемся вокруг чего-то еще нам пока непонятного.
Возможно, действительно необходимо новому президенту после такого спринтерского рывка «остановиться, оглянуться/ Внезапно, вдруг, на вираже», как писал поэт. Чтобы не проснуться на незнакомом этаже. Все же в Харькове в один день обрушилось все то, что Виктор Ющенко со своими «любими друзями» усердно нагромождал на украинско-российской границе в течение всех пяти лет своего бездарного президентства. Нагромождение это на поверку оказалось совсем не линией Мажино, а так — ненужным хламом.
Представляется, что центральным пунктом украинской политики в ближайшее время будет не то, насколько новая власть сможет наладить действительно взаимовыгодные отношения с Россией. И даже не то, насколько удачно (и своевременно) ей удастся провести местные выборы. Хотя эти пункты, вне всякого сомнения, для новой власти очень важны. Но сегодня центральный пункт украинской политики сформулирован в вопросе: сможет ли новая власть подвести черту под «оранжево-бледно-сердечным» периодом? Сможет ли она отмежеваться не только от «оранжевой» геноцидности, но и от отвязного либерализма, не практикуемого в столь непотребном виде ни в одной нормальной стране.
Главное же, что для себя за этот период президент успел сделать (задолго, кстати, до стодневного рубежа), — это убедить украинских граждан и мировую общественность в том, что в Украине таки появилась власть, похожая на власть. И эта власть ни на кого не собирается перекладывать свою ответственность за проблемы в стране, как это было принято до недавнего времени. Когда премьер при первой возможности кошмарил президента, а президент без колебаний кошмарил премьера. Теперь мало кто сомневается, где реально сосредоточен центр государственной власти.
Вторым достижением президента можно без колебаний назвать подписание Харьковских соглашений с Россией. И ратификацию их в парламенте. Что и обозначило поворот на сто восемьдесят градусов в отношениях с Россией. И что было бы абсолютно невозможным без первого и главного достижения ста дней. Но на этом законодательная активность президента несколько поутихла, и он сосредоточился на создании гуманитарных советов и пр.
Но поворот Украины по инициативе новой власти произошел не только в сторону России (хотя, безусловно, это было возвращение к нормальному состоянию отношений), но и как бы в сторону пресловутой политики многовекторности. Куда же от нее денешься! Можно смело сказать, что отношения Украины с Брюсселем тоже претерпели изменения к лучшему. Вместе с президентом ожидаем подписания карты безвизового режима с ЕС уже в этом году. Да и с Америкой отношения улучшились.
К еще одному несомненному достижению стодневки Виктора Януковича можно отнести прекращение масштабных государственных опытов по выведению новой человеческой породы: «нового маленького украинца». И бесполезных (но затратных и весьма болезненных) «оранжевых» опытов по формированию геноцидного общественного сознания. Когда абсолютным негативом был наполнен весь смысл существования Украины и украинской власти, которая противопоставляла себя России в цивилизационном смысле. Дескать, мы европейцы со времен Триполья. Не вам, азиатам, чета. Но государство, основанное на ненависти, не имеет исторических перспектив, пока не победит врага. Но даже если оно его, предположим, победит, что станет делать дальше? Нас ведь Европа все равно никогда своими не признает. И дальше предбанника не пустит.
Все же в этом смысле Виктор Ющенко действовал в полном согласии с уже измененным вектором мирового развития. Действовал как бы в мировом тренде. Если ранее человечество в своем развитии преобразовывало преимущественно внешнюю среду, то теперь оно настойчиво преобразовывает общественное сознание.
Социальные технологии появляются все в большем количестве. И их влияние (не будем говорить — позитивное оно или негативное) на общественное сознание будет возрастать. Жаль только, что в нашем конкретном случае это было так примитивно. Зато они сумели вывести многочисленное ненасытное племя профессиональных патриотов, которым теперь всего на всех стало не хватать.
За многочисленными же как бы народными (и как бы патриотическими) партиями на поверку не стоит никакого народа, и нет никаких национальных интересов. Все эти партии держатся на сомнительных неукраинских источниках финансирования, а потому защищают совсем неукраинские интересы. Но сегодня они уже мало кому интересны. И деньги, которые на них еще будут потрачены, будут потрачены зря.
Если же по аналогии вспомнить сто дней «оранжевой» власти, то ничего хорошего вспомнить не удастся: только смертельный клинч Юлии Тимошенко и Петра Порошенко, разоблачительный демарш госсекретаря (а то!) Александра Зинченко и многочисленные, но безуспешные попытки Виктора Ющенко всех склочных «любих друзів» помирить.
И хотя пошел некий властный откат (не в том смысле) и некое брожение, но «регионалы» не унывают. Министр Кабмина Анатолий Толстоухов: «Надо понимать, что мы находимся на этапе, когда реализуются договоренности довольно длительного периода времени, венцом которых стали выборы и формирование коалиции... Конечно, такой процесс, объективно и субъективно, гладко пройти не может!»
Отметим еще мнение девятнадцати «оранжевых» экспертов, которые согласно опросу, проведенному фондом «Демократические инициативы», крайне негативно оценивают результаты первых 100 дней деятельности Президента Украины Виктора Януковича. (Кто бы сомневался?) По предложенной шкале от 0 до 10 баллов средняя оценка деятельности главы государства составила 2,7.
К негативным действиям эксперты отнесли практически все, что было сделано за сто дней новой властью: и подписание Харьковских соглашений, и формирование правительства, и кадровые назначения, и заявление о внеблоковом статусе Украины, и отсутствии у нее евроатлантических перспектив, и якобы отсутствие системного видения необходимых реформ и пр. и пр. (Хотя до сих пор никто не знает, каким было системное видение реформ предыдущей власти.)
Но оно и понятно, поскольку «оранжевые» могут существовать только в условиях хаоса. И малейшие попытки наведения хоть какой-то видимости порядка воспринимаются ими крайне враждебно. Демократы, понимаешь.
Так, Виктор Небоженко, руководитель социологической службы «Украинский барометр», считает, что к «основам внешней и внутренней политики» Януковича нужно относиться с большой долей скепсиса, поскольку такого рода тексты, как правило, не имеют продолжения в жизни. Наличие же долгосрочного договора с Россией об аренде ее Черноморским флотом базы на нашей территории, по его мнению, уже свидетельствует о том, что Украина не является нейтральным государством. Небоженко не верит словам президента и считает его заявления о нейтральном статусе либо ошибкой, либо заблуждением. А самого Януковича он считает «крепким орешком».
Небоженко: «Так что лучше присматриваться к делам Януковича, нежели прислушиваться к его словам. А что касается возмущения оппозиции: ей давно пора понять, что нынешний Президент — крепкий орешек. К нему следует применить нечто более серьезное, чем кавалерийские наскоки в виде критики. И полагаю, пора перестать думать, что сам статус оппозиции делает их умнее власти» (For-Um). И к этой последней оценке эксперта вполне можно присоединиться.
Непримиримая же (даже к своим) оппозиция в лице Юлии Владимировны и поддерживающего ее Комитета защиты Украины тоже готовится отметить сто дней пребывания Виктора Януковича на президентском посту. КоЗУ планирует презентацию «Черной книги власти», в которой будут зафиксированы все преступные (по мнению водящих КоЗУ) действия власти. Если вы уж такие европейцы и такие демократы, как говорите, то должны знать, что после окончания выборов в европейских странах все (уважая выбор народа) начинают работать на страну. И власть, и оппозиция. А не призывают народ к бунту.
Тем более что власть-то (которую ЮВТ упорно считает преступной) к нам не с Луны свалилась. За нее, как бы то ни было, проголосовало демократическое большинство в стране. И это обстоятельство признано всеми, кроме чернокнижников. Потому объектом магии «Черной книги», несомненно, является не только новая власть, но и большинство народа, проголосовавшего за эту власть. Так получается. Неизвестно, чьи восковые куклы там чернокнижники собираются протыкать иголками, но очевидно, что кукол и иголок им понадобится немало.
В то же время часть оппозиции, не входящая в пресловутую КоЗУ (и соответственно, не признающая настойчивых претензий Юлии Тимошенко на звание главы объединенной оппозиции), совершенно логично считает, что новая власть еще не успела сотворить ничего преступного. Это действительно смешно — они еще и кресла свои не успели нагреть. Когда же им было успеть нагреть нас?
Нельзя не упомянуть, что в эти сто дней в стране была развернута масштабная «оранжевая» кампания в защиту якобы свободы слова, с откровенной целью вернуть нас в истерическую атмосферу пятилетней давности. Хотя неизвестно, кто же у них эту свободу слова мог бы отнять, если им по-прежнему принадлежит подавляющая часть СМИ.
Применяются все те же банальные технологии нагнетания политического хаоса и борьбы с несуществующей проблемой. Но позвольте узнать, что же есть такого сокровенного у нынешней оппозиции, о чем бы она (оппозиция) по причине отсутствия свободы слова не смогла сказать сегодня, или о чем бы она еще не успела нам сказать, пребывая во власти? Если, конечно, ту недоброй памяти анархию можно назвать властью.
И кто им собственно (даже теоретически) может помешать донести это нечто сокровенное, оппозиционное до сведения неравнодушных граждан, буде у нее эта сокровенность действительно появится? Мы что, не знаем о воровстве, кумовстве и системной коррупции? Чем нынешняя оппозиция готова нас удивить и какие новые политические идеи она способна сегодня продуцировать?
Смута наконец-то уходит, наступает как бы уже другое время, и именно мы сегодня можем (если захотим) решить, каким же оно будет, это новое время. Мы в угоду Европе бесполезно пытались вычленить украинскую историю из общерусского контекста. И отделить украинскую культуру от русской. Но разве такое в принципе возможно?
Хватит ли у нас сил и желания подвести черту и отделить новое от старого? Или мы так и будем барахтаться в этом застоявшемся болоте, в котором абсолютно ничего не происходит, кроме распада. Удастся ли новой власти вдохнуть жизнь в страну — это вопрос, на который пока нет ответа. Чего стоит только одно решение Львовского облсовета о запрете употребления названия «Великая Отечественная война».
Две части страны, увы, по-прежнему не имеют общего кровообращения. И что бы президент ни делал для сближения с западным электоратом, это никак не изменит его отношения к Виктору Януковичу в частности и к «замоскаленной» Украине вообще. И с этим нужно будет как-то жить.
И будем жить.
Александр ЛЕОНТЬЕВ Источник: 2000.net.ua.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Почему бы нам не послать этих оранжевых кретинов на хер и не здать за нормальные деньги той же Польше, Румынии,Венгрии. Им было бы хорошо - ближе к сраной Европе и нам хорошо - не было бы позора быть с этими кретинами в одной стране. Если их за так не примут в эти еврозадницы мы бы скинулись тем, кто захочет это дерьмо взять.