Новый
137-километровый отрезок железнодорожной магистрали из центра на
черноморское побережье в обход Донбасса, введенный в строй в августе,
стал первым недобрым вестником для Украины: Россия не хочет даже легкого
соприкосновения с неспокойной и непредсказуемой территорией. Пока на
новом участке идут тестовые испытания, но в недалеком будущем
пассажирские поезда побегут здесь со скоростью 140 километров в час. А в
далеком (измеряющемся, впрочем, всего лишь несколькими годами) здесь
построят высокоскоростную магистраль, по которой от Москвы до моря можно
будет добраться часа за четыре – пять.
Автобан
«Дон», изначально проектировавшийся в обход Украины, по которому уже
вовсю ездят отпускники, окончательно достроят к чемпионату мира по
футболу 2018 года. Собственно, сооружение Керченского моста и прокладка
качественного шоссе до Симферополя, как и реконструкция других крымских
дорог, для думающих людей говорят сами за себя: Россия не планирует и
никогда не планировала захват украинской территории. Во всех отношениях
дешевле ее обойти и забыть о ней думать.
Когда
свидомые громадяне умоляют отстать от нэньки, я всегда вспоминаю об
обходных маршрутах всего и вся, которые Россия неистово строит или
проектирует последние три года. Казалось бы, в Киеве должны радоваться
совпадению желаний местных патриотов с москальскими возможностями, но
все как раз наоборот: Украина почему-то категорически возражает против
строительства «Газпромом» обходных трубопроводов. Хотя именно ГТС
является пуповиной, связывающей свободную незалэжную державу с «вековым
оккупантом». Странно, что свидомые хлопцы не перерезают эту пуповину со
всей революционной решимостью, а всеми силами пытаются ее сохранить.
Украина
растянулась на шпагат между ненавистью к москалям и своей полной
зависимостью от ее денег. И несмотря на явное двоемыслие, прекрасно себя
чувствует в этой замысловатой позе.
Я
до сих пор не понимаю, почему эмбарго на укротовары, объявленное Москвой
в ответ на киевские санкции, стало для нэньки неожиданным. «Агрессивное
закрытие Россией своего рынка стало для Украины экономическим шоком, и
оно обошлось нам, по некоторым подсчетам, минимум в 15 млрд долл. Мы
потеряли десятки, если не сотни тысяч рабочих мест. И эта экономическая
агрессия — одна из главных причин стремительного падения уровня жизни», — рассказал год назад населению Петр Порошенко. Чем наверняка его (население) озадачил.
Еще
один масштабный проект, который скоро будет реализован российской
компанией, — аммиакопровод «Тольятти — Тамань» взамен действующего с
советских времен маршрута «Тольятти — Одесса». В новой конечной точке
уже сооружается глубоководный порт с длинным, уходящим на 2,5 километра
в открытое море пирсом, он будет введен в строй в 2020 году.
Тем
временем Украина вполне ожидаемо повысила вчетверо ставку за
транспортировку аммиака по своей территории, как водится, не вложив ни
копейки в его техническое обслуживание. «Аммиакопровод
«Тольятти — Одесса», украинским участком которого сегодня управляет
«Укрхимтрансаммиак», был введен в эксплуатацию в 1979 году и требует
серьезной модернизации и капитального ремонта, — напоминает украинский интернет-ресурс Экономические известия. — Как
говорит бывший замдиректора предприятия Виктор Полозов, проектный срок
эксплуатации уникального даже в мировых масштабах аммиакопровода
закончился более десяти лет назад, и сейчас труба продолжает кое-как
функционировать только благодаря тому, что в советское время
промышленные объекты проектировались с большим запасом прочности. При
этом, по его словам, повышение рентной ставки до $2,4 за транспортировку
тонны аммиака на 100 км практически уничтожает аммиакопровод».
Любой
обходной маршрут, не требующий долгих переговоров и согласований с
другими странами, в России прокладывается очень быстро. Зависимость от
необандеровской Украины может обойтись слишком дорого.
Замечу,
что «Газпром» строит «Турецкий поток» и вторую очередь «Северного» за
свои средства, а не за украинские — по сути, вкладывает гигантские суммы
в мечту свидомых патриотов окончательно «отстать» от нэньки. Но не
тут-то было: Украина прикладывает невероятные усилия, чтобы сохранить и
укрепить пуповину — подключает к делу мелких, но очень шумных членов ЕС
вроде Польши или Литвы, которые вставляют палки в колеса обходному
маршруту.
Я
вполне допускаю, что в объявленные сроки вторую очередь «Северного
потока» построить не удастся. Что вовсе не означает, что он не появится
никогда — любая перемога в этом жизненно важном вопросе может быть
только временной и обязательно сменится вселенской зрадой. Ведь у
России, в отличие от Украины, есть деньги и желание навсегда закрыть
«украинский вопрос». А значит, рано или поздно трубы лягут на дно и
Балтийского, и Черного моря — это неизбежно.
И
тут мы наблюдаем весьма примечательный парадокс: ни Евросоюз, ни США,
которые не скрывают, что пытаются выдавить «Газпром» с европейского
газового рынка, вкладываться в украинскую газотранспортную систему не
собираются. Хотя экономическая логика диктует: лоббирование старого
маршрута должно сопровождаться мощными инвестициями, а не угрозами и
политиканством. И уж тем более, не санкциями против европейских газовых
гигантов. Но тут ничего не поделаешь — во времена агрессивного
протекционизма любые средства хороши. Американцы активно развивают
собственное сланцевое производство, остро нуждающееся в рынке сбыта, в
их планах поддержка в рабочем состоянии украинской ГТС не значится.
Совершенно
очевидно, что Вашингтон и зависимые от него брюссельские чиновники
решают свои проблемы тоже в обход Киева, причем не только экономические,
но и политические. И лишь делают вид, что обеспокоены судьбой
украинских транзитных миллиардов. Петру Порошенко и его клике остается
наблюдать за глобальными игроками и ждать, чем кончится дело, что есть
силы скрещивая побелевшие от напряжения пальцы.
Ясно
чем: все трубопроводы, проходящие через нэньку, как и многие участки
железных дорог, скоро станут никому не нужной грудой металлолома.
Великая транзитная держава стремительно превращается в тупик
экономического развития, никому не нужное захолустье.
Павел Шипилин,
специально для alternatio.org Источник: alternatio.org.
Рейтинг публикации:
|