Когда-то,
в разгар «холодной войны», создание Североатлантического оборонного
союза стран ЕС и США стало для Европы необходимостью. Гарантией
от посягательств СССР, учитывая «ползучую аннексию», проводимую Союзом
в Чехословакии и Венгрии. «Это могло продолжиться в Западной Германии,
были сильные опасения по Австрии, в 50-е годы Советский Союз начал
расширять агрессию в Азии и было понятно, что страны, которые являются
центром Западного блока, находятся под прямой угрозой», — отмечает
политолог-международник Тарас Чорновил.
После
развала СССР и прекращения действия Варшавского договора (Варшавский
договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией,
Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был
подписан 14 мая 1955 года как прямое противопоставление НАТО, — УНИАН)
началось и присоединение к альянсу и стран Восточного блока.
Польша,
Чехия и Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария довольно быстро прошли
этот путь. «Далее произошло вхождение в НАТО трех балтийских государств,
что вызвало страшное возмущение в России. Ведь это означало, что бывшие
страны СССР, которые РФ считала своими, стали чужими», — напоминает
Чорновил.
Как
следствие, Россия начала достаточно жесткие превентивные действия
по недопущению вступления в НАТО целого ряда других стран. В первую
очередь, это, конечно, касалось Украины, Молдовы и Грузии. Но под пресс
попали и страны из состава бывшей Югославии. Впрочем, присоединение
к альянсу Словении, а чуть позже — Хорватии, нарушило российские планы.
Присоединение к НАТО Черногории, которую Кремль считал своим вассалом, —
еще одна жесткая оплеуха для РФ.
Возвращаясь
к Украине, Чорновил напоминает, как во времена Януковича под жестким
контролем России в украинском законодательстве вычищался пункт
о приоритетности для Украины стать полноценным членом НАТО. Остались,
разве что, положения о том, что Украина планирует использовать стандарты
Североатлантического альянса, а предусматривает возможность мирного
сотрудничества и партнерства со странами НАТО (формально, такие же
формулировки имеются в соответствующих законодательных актах России).
Стратегический
курс Украины на сближение с НАТО был восстановлен только после
Революции Достоинства. Аннексия Крыма Россией и начало вооруженного
конфликта на Донбассе заставили украинских политиков активизировать
сотрудничество с альянсом. В конце 2014 года Верховная Рада приняла
закон, который предусматривает отказ Украины от политики
«внеблоковости». Согласно новой Военной доктрине Украины, принятой
в 2015 году, углубление сотрудничества с НАТО и достижение к 2020 году
полной совместимости Вооруженных сил Украины с армиями стран — членов
НАТО стало приоритетной задачей…
В
2017 году в украинском политикуме заговорили об определении курса
Украины в НАТО как приоритета во внешней государственной политике. По
словам одного из авторов соответствующего законопроекта,
зарегистрированного в парламенте, спикера Верховной Рады Андрея Парубия,
после посещения Парламентской ассамблеи НАТО в Тбилиси и по результатам
общения с союзниками и партнерами Украины из альянса, встал вопрос
закрепления такого приоритета как членство в НАТО для Украины
в отечественном законодательстве. «Законопроектом определяется и четко
фиксируется, что для Украины во внешнеполитической деятельности ключевым
является приобретение членства в организации Североатлантического
договора. Это законопроект, который четко декларирует и четко
демонстрирует желание вступления Украины в НАТО», — сказал он
на пленарном заседании во вторник.
По
словам Парубия, принятие такого закона может стать важным знаком
для союзников Украины, особенно, в свете того, что в нынешнем году
Украина отмечает 20-летие Хартии об особом партнерстве с НАТО. «НАТО —
это гарант безопасности во всем свободном мире. НАТО — это единственная
сила, способная остановить агрессивную путинскую Россию», — считает
спикер Верховной Рады.
По
мнению Тараса Чорновола, такой законопроект, действительно, может найти
поддержку в сессионном зале, учитывая, что за его внесение в повестку
дня проголосовало 260 народных депутатов, при 226 необходимых голосов.
«В последние недели мы сделали достаточно быстрый рывок в направлении
НАТО, поэтому, думаю, на законодательном уровне этот процесс будет
завершен в течение нескольких недель», — оптимистично заявляет
политолог-международник.
В
свою очередь, аналитик фонда «Майдан иностранных дел» Богдан Яременко
не разделяет такого оптимизма и напоминает, что еще в 2014 году народный
депутат от фракции «Батькивщина» Борис Тарасюк уже вносил в Верховную
Раду законопроект, который законодательно закреплял перспективу курса
Украины на членства в НАТО. Тогда заявления политиков так и остались
на уровне заявлений… «Ясно, что закрепление нынешней законодательной
инициативы кардинальным образом не меняет ситуацию относительно
перспектив членства Украины в НАТО. Но, конечно (по крайней мере, это
один из аргументов для внутренней политической арены), это будет
обязательство тратить средства, ресурсы, усилия на достижение этой
цели», — говорит Яременко.
Хотя
это вовсе не означает, что Украина станет следующим после Черногории
членом альянса. По мнению Яременко, такие надежды — бесполезны,
поскольку Европа сегодня и так почти полностью охвачена НАТО,
а территории, которые привлекаются, просто расширяют формальный «зонтик
безопасности». Другими словами, на ту же Черногорию в ближайшее время
никто не нападет, поэтому обязательства НАТО обеспечивать безопасность
этой страны являются, скорее, декларативными. С Украиной же ситуация
кардинально иная.
Во-первых,
как отмечает Яременко, украинская элита до сих пор не консолидирована
вокруг идеи членства в НАТО. Во-вторых, НАТО не может до конца доверять
нашей правовой системе, системе внутренней безопасности Украины,
контрразведке (из-за засилья российской агентуры), возможностям Украины
защищать себя самостоятельно.
«Таким
образом, если НАТО принимает нас, то получает вместе с нами слишком
много проблем. Да, и определенные ресурсы, к примеру, в виде ВСУ. Но
проблемы при таком сценарии превышают потенциальные выгоды», — считает
Богдан Яременко.
По
словам политолога Петра Олещука, вся нынешняя возня вокруг
законопроекта, закрепляющего стремление Украины присоединиться к НАТО,
не более, чем политический пиар. Он напоминает, что в основе
функционирования Североатлантического альянса лежит фундаментальный
принцип коллективной ответственности и безопасности. Все члены являются
равноправными участниками организации, обязаны защищать друг друга
и путем консенсуса принимать любые важные решения. Другими словами, пока
в самом альянсе, между странами-членами НАТО не будет единогласия
относительно присоединения Украины, любые наши попытки закрепить это
членство особого эффекта иметь не будут. Особенно, учитывая, что сегодня
вступление Украины в НАТО означает дальнейшую конфронтацию альянса
с Россией, а это, объективно, не находит поддержки среди действительных
членов.
С
другой стороны, это может стать неким заделом на будущее. Как известно,
в 2008 году формальной причиной отказа НАТО принять Украину, было
«отсутствие консенсуса в украинском обществе в этом вопросе». В этой
связи, любые шаги, подтверждающие евроатлантические устремления Украины
и украинцев, были бы определенным аргументом при обсуждении вопроса
вступления Украины в альянс в будущем.