Впервые за постсоветские годы Москве и Киеву удалось договориться о взаимовыгодном режиме азовско-черноморского судоходства.
Комментирует политолог Игорь Войтенко:
- Напомню, после распада СССР почти весь Керченский пролив, и, прежде всего, его судоходная часть, фактически оказался в составе Украины. Еще в ходе передачи Крымской области РСФСР Украине в 1954 году было уточнено, что и акватория, являясь крымской, тоже переходит в ее пользование. Это же было подтверждено при уточнении границ между Крымской областью Украины и Краснодарским краем в 1962 году.
Однако, после распада СССР российские суда стали проходить Керченский пролив как иностранную транзитную территорию. Причем, по оценкам Минтранса РФ и Союза российских судовладельцев, ежегодные расходы России по этому транзиту достигают 150-180 миллионов долларов. То есть, почти столько же, сколько через турецкие Босфор-Мраморное море-Дарданеллы…
Хотя Россия юридически не признаёт суверенитета Украины в большей части Керченского пролива, она де-факто остаётся украинской. Из-за этого часто возникают пограничные и прочие инциденты между сторонами.
Положение стратегически усложнилось в 1999-м, когда черноморско-азовский бассейн Пентагон объявил «сферой ответственности» войск США в Турции и Южной Европе. Это в то время, как прежние власти Украины отвергали предложение России объявить и Керченский пролив, и всю акваторию Азовского моря (включая примыкающее к Крыму так называемое «Гнилое море» - залив Сиваш) демилитаризованными. Поэтому вполне реальной могла стать не только экономическая, но в перспективе и военная «закупорка» как азовских, так и азовско-черноморских судоходства и портов РФ. Тем более – в контексте всё более частых «визитов» в крымские черноморские порты кораблей стран-членов НАТО.
Новый же договор, во-первых, провозгласит упомянутые водные пространства демилитаризованными, во-вторых, будет содержать механизм российско-украинского обмена некоторыми водными участками в проливе, что позволит избежать и транзитных платежей, и пограничных споров.
Не исключено также, что вместо упомянутого «водного обмена» более 70% акватории Керченского пролива, то есть его главная судоходная трасса - ввиду ее стратегической значимости - будет передана в общее пользование России и Украины.
Словом, вскоре будет закрыта юридическая и географическая «лазейка» для НАТО и в Азовском море, и в азовско-черноморском проливе: договор не допускает присутствия там иностранных военных судов. А азовско-черноморское судоходство России, ее азовские порты получат существенный стимул для своего развития. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|