Вот здесь (http://www.nerc.gov.ua/?id=19380) - Постановление НКРЕКП от 03.03.2016 №289 "Про затвердження Порядку формування прогнозованої оптової ринкової ціни електричної енергії", т. е. о порядке формирования прогнозной оптовой рыночной цены электроэнергии. Поначалу я не нашел, как эта прогнозная цена применяется в тарифах и сделал вывод, что никакого практического значения она не имеет (19 февраля 2017, 10:09:40). Я был не прав.
Вот, например (http://www.nerc.gov.ua/?id=19817) - Постановление НКРЕКП от 28.04.2016 №721 "Про затвердження прогнозованої оптової ринкової ціни на II-IV квартали 2016 року". В нем есть п. 3: "Лицензиатам по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу применять эту прогнозируемую оптовую рыночную цену при расчете розничных тарифов на электроэнергию согласно Условиям и Правилам осуществления предпринимательской деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу, утвержденными постановлением НКРЭ от 13 июня 1996 года № 15/1"
Ищем Постановление НКРЕКП от 13.06.1996 №15/1 "Про затвердження Умов та Правил здійснення підприємницької діяльності з постачання електричної енергії за регульованим тарифом", т. е. "Об утверждении Условий и Правил осуществления предпринимательской деятельности по поставке электрической энергии по регулируемому тарифу" - находим.
Там есть п. 3.7.4 Розничный тариф на потребленную потребителями электроэнергию рассчитывается по формуле... Там в числителе фигурирует прогнозируемая средняя закупочная цена электроэнергии на расчетный месяц (р), на который определяются розничные тарифы на электроэнергию, руб. / МВт x ч (рассчитывается лицензиатом согласно методике, утвержденной НКРЭ).
Я ПОНИМАЮ так, что в марте 2016 г. НКРЕКП впервые утвердил методику, которая нужна была еще в 1996 г. Как они без этого обходились раньше, но в 2016 г. у них случилась перемога, которой они тогда сильно гордились:
Расчет ОРЦ произведен по новой методике, применяемой в большинстве стран мира, заявил на заседании глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк. По его словам, с момента формирования действующей модели рынка не было документа, который регламентировал бы формирование оптовой рыночной цены, определял бы часть ее компонентов и критерии для пересмотра цены. Регулятор устанавливал ОРЦ самостоятельно по своему усмотрению. ZN, UA
Вот здесь (http://www.slideshare.net/NKREKP/19122016-70272137) - красивая презентация. На слайде 12 как менялась в 2016 г. стоимость компонентов цены на уголь (API2, фрахт, перевалка). В начале 2016 г. все было прекрасно: API2 (тот самый "Роттердам") стоял $44-46. А в октябре-декабре он вдруг "уехал" к $63-86 и случилась классическая украинская зрада. Тот документ, который они рожали десять двадцать лет и с такой помпой презентовали в марте 2016 г. оказался непригодным для практического применения.
И Насалику пришлось бормотать:
"У нас не действует цена "Роттердам плюс" в Украине. На сегодняшний день, я должен это сказать всем СМИ, цена на уголь, который идет и на антрацитовую группу, и на уголь, который добывается на территории Украины, составляет 1730 грн. Цена "Роттердам плюс" – 3100 грн. "Роттердам плюс" была создана как фикция и не применяется для определения тарифов", – заявил он.
НКРЕКП сначала выдала что-то невпопад, но 15.02.2017 исправилось источник:
Учитывая факты распространения в СМИ информации о якобы учета в действующих тарифах на электроэнергию цены угля на уровне «Роттердам +», Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), считает необходимым:
- Опровергнуть информацию об учете НКРЕКП текущих цен угля на уровне «Роттердам +»;
- Подчеркнуть факт учета НКРЕКП в действующих тарифах на электроэнергию цены угля на предельном уровне 1730 грн / т, что существенно ниже 2500 грн / тонну по текущим котировкам индекса API2 с учетом логистики для обеспечения импортным углем;
- Проинформировать о применении Министерством энергетики и угольной промышленности отдельного порядка определения цены угля государственными шахтами, основанной на котировках угольных бирж в Польше (PSCMI1 и PSCMI2) и соответствует 1700 грн / т, что также существенно ниже 2500 грн / тонну по текущим котировкам индекса API2 с учетом логистики для обеспечения импортным углем.
ЧТО В ИТОГЕ?
1. Украина импортирует топливо для АЭС. Украина импоритирует газ. Украина импортирует уголь. В конце 2016 г. с ростом цен на нефть начался рост цен на другие энергоносители: на газ и уголь. Это сделало рост энерготарифов на Украине неизбежным. По какой формуле их будут повышать - уже детали.
2. Раньше Украина контролировала производственную цепочку от добычи руды и угля до производства электроэнергии и металла. Пусть это не хайтек, но это было ее место в мире. С потерей Донбасса Украина потеряла контроль за "серединкой" этой цепочки. Украинская горнорудная промышленность лишилась гарантированного сбыта, а украинская металлургия стала зависима от импорта энергии. Это фундаментальное изменение, которое определит экономическое развитие Украины на десятилетия вперед.
3. В формуле "Роттердам плюс" все обратили внимание на компонент "Роттердам" (т. е. на API2). Украинцев возмутило, что покупая уголь у "ватников" с Донбасса дешевле 1200-1500 грн/ т, им продают электроэнергию исходя из 2500. Украинцев тут же успокоили, что не по 2500, а по 1750 грн/ т, что это совершенно "рыночно" и "как в Польше". Однако в формуле "Роттердам плюс" мне лично интересен именно "плюс". Фрахт+перевалка - это плюс $13-17 или 350-450 грн / т к цене угля в 2016 г. Реально уголь на Украину поступает не через Одессу и даже не из Польши. Уголь поступает из Кузбасса через ст. Соловей, например, на границе с Россией. Там уголь дешевле Роттердама на стоимость фрахта Высоцк или Усть-Луга - Роттердам и на стоимость перевалки в российском порту.
По-хорошему энерготарифы на Украине нужно было рассчитывать по формуле "Роттердам минус", а им втюхали "Роттердам плюс" и они этого до сих пор не понимают.
4. В 2016 г. украинцам втюхали завышенные тарифы. Это позволило: а) ДТЭКУ Ахметова немного поправить свое финположение, а правительству, сократив дотации - улучшить бюджет. В начале 2017 г. случился скандал. Можно было бы понизить тарифы и все остались бы довольны, но нельзя. Выросли цены на импортный газ и уголь. Тарифы можно понизить:
а) снова увеличив субсидии (тогда снова будут проблемы с бюджетом),
б) прижав ДТЭК и другие генерирующие компании (ДТЭК, пожалуй сколько-то выдержит, а другие генкомпании нет),
в) прижав государственные шахты (их и так плохо финансируют, добыча на них не растет).
В общем, проблемы Украины решения, совместимого с жизнью нынешней власти, не имеют.
Источник: Глобальная Авантюра.
Рейтинг публикации:
|