Украина: внешнеполитический курс на год 2017-й. Мечты и реальность
В 2017 к украинской власти, поставившей все на пресловутую
евроатлантическую солидарность и евробюрократию, может прилететь извне
целая стая «черных лебедей».
Ближе к концу 2016 года стало
очевидным, что внешние суверены постепенно дистанцируются от поддержки
Киева. Усиление данной тенденции стоит ожидать в 2017 году – ключевым
фактором, определяющим содержание внутренней политики Украины, станет
изменение внешней конъюнктуры, что может крайне болезненно ударить по
действующей власти.
Прежде всего, судьба Украины в 2017 году
связана с решениями международных судебных инстанций. В январе в Высоком
суде Лондона ожидается рассмотрение иска по «долгу Януковича» ($3 млрд
по украинским еврооблигациям, выкупленных Москвой через Ирландскую
фондовую биржу в декабре 2013). Киевское правительство в привычном стиле
называет этот кредит «взяткой Януковичу за отказ от евроинтеграции»,
что, впрочем, не помешало Совету директоров МВФ в конце 2015 года
признать официальный статус российского займа Украине.
В первой
половине 2017 ожидается решение Арбитражного института Торговой палаты
Стокгольма по спору между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом». Напомним,
что по предметом спора является подписанный Тимошенко газовый контракт
2009 года, а претензии каждой стороны претендуют на рекорд, составляя
порядка $30 млрд.
Что будет делать украинская власть (привыкшая,
что суды выносят решения, под давлением «телефонного права» и
«активистов») в случае проигрыша в международных судах – большой вопрос.
А шансы на подобное развитие событий не так уж и малы. Это не тот
случай, когда «весь мир с нами», свидетельством чему недавнее решение
Апелляционного суда Парижа, подтвердившего необходимость выплаты
Украиной $112 млн и процентов российской «Татнефти». Или вот еще одна
судебная «зрада» приключилась в августе 2016, когда Окружной суд Гааги
отменил решение о выплате Россией в пользу экс-акционеров «ЮКОС»
компенсации в размере $50 млрд.
Не судами едиными. В январе начнет
работу администрация Дональда Трампа. Экс-глава штаба Трампа Пол
Манафорт, обвинявшейся НАБУ в получении денег из т.н. «черной кассы»
«Партии регионов», вряд ли станет послом США в Украине, но пересмотр
отношения Вашингтона к Киеву произойдет наверняка. Как минимум, можно
ожидать сокращения политически мотивированной финансовой подпитки (в
т.ч. многочисленных грантов) киевского режима со стороны международных
финансовых институций в нарушение собственных правил (как это было при
выделении сентябрьского транша МВФ в $1 млрд). Как максимум –
перезагрузку киевской власти путем досрочных выборов и договоренности с
РФ по украинскому вопросу.
Не добавляет оптимизма Киеву и ситуация
на европейском направлении. Во-первых, неопределенной остается позиция
Нидерландов, где парламент и правительство схлестнулись за имплементацию
результатов состоявшегося в апреле «украинского» референдума. Условия,
которые могут выставить Нидерланды за ратификацию Договора об ассоциации
ЕС-Украина (по слухам, это отказ Украины от вступления в ЕС,
сворачивание сотрудничества в оборонной сфере, ограничение доступа к
финансам ЕС) могут окончательно делегитимизировать нынешнюю власть,
мечтающую продлить свое пребывание у «кормушки» как минимум до 2024
года, в глазах «общества майдана» с непрогнозируемыми для страны
последствиями. В наиболее экстремальном для Киева варианте ратификация
договора и вовсе может быть сорвана, если по итогам выборов в
Нидерландах в марте 2017 к власти придут политические силы, выступившие
за организацию «украинского» референдума.
Во-вторых, в апреле 2017
пройдут президентские выборы во Франции, где основными являются Франсуа
Фийон и Марин Ле Пен, окрещенные украинскими СМИ «пророссийскими»
кандидатами. Понятно, что данные политики не являются пророссийскими, но
предельно очевидно, что они более национально ориентированы и куда
менее связаны системой персональной лояльности с Брюсселем и
Вашингтоном. Таким образом, один из наибольших страхов Киева –
ослабление антироссийских санкций, из-за которых несет убытки
европейский бизнес – может стать вполне вероятным сценарием.
Парламентские выборы в Германии пройдут осенью 2017
года. Хотя ФРГ на сегодняшний день является главным бенефициаром
существования Евросоюза и больше всего заинтересована в сохранении
нынешней политической и экономической инфраструктуры ЕС, в условиях
роста евроскептических настроений шансы на очередной успех «ХДС» Меркель
не столь очевидны, как это было в предыдущие времена (до миграционного
кризиса, санкционной конфронтации и Brexit).
В одной из предыдущих
публикаций доводилось упоминать, что переговорная площадка по
урегулированию украинского кризиса в формате Трамп-Ле
Пен-Штайнмайер-Путин резко сузит возможности Петра Алексеевича для
внешне- и внутриполитических маневров. И хотя из данного списка выпал
нынешний «пророссийский» глава МИД ФРГ Штайнмайер, которого отправляют
на малозначимый в Германии пост президента, с точки зрения
позиционирования на международной арене ситуация для Киева в 2017
определенно ухудшится. А она и без того выглядит далеко не лучшей –
после «Панама-гейта», вмешательства в избирательный процесс в США,
информации международных НПО о тайных тюрьмах СБУ, разгромных материалов
в западных СМИ о коррупции украинских элит, е-деклараций, «пленок
Онищенко» и так далее.
В общем, в 2017 к украинской власти,
поставивших все на пресловутую евроатлантическую солидарность и
евробюрократию, может прилететь извне целая стая «черных лебедей». Что,
впрочем, для украинского общества не так уж и плохо – имеются шансы на
переформатирование власти, превращающейся в «токсичный актив» для
Запада, и демократизацию общественно-политической жизни страны.
Наверняка в 2017 в Украине начнется новый политический цикл, где
идеология «евроромантизма» и слепого поклонения «Граду на холме» уступит
место более прагматичному подходу во внешней и внутренней политике.
Оригинал публикации Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|