Этой
новости украинские СМИ пока не уделили должного внимания. Возможно,
сейчас происходит оценка, а заодно и выработка единой информационной
стратегии её освещения. Объявленный 13 октября отказ российской стороны
(конкретно АК "Транснефтепродукт") от дальнейшего использования
украинских магистральных трубопроводов для перекачки нефти нужно ещё
придумать, как прокомментировать, - или назвать это решение очередным
"агрессивным закрытием рынка", или объявить его малозначительным
пустяком. Однако теперь это уже факт, вполне укладывающийся в общий
контекст двусторонних отношений, и задача у украинских властей
усложнилась. Нужно не просто объяснять сложившуюся ситуацию, а думать,
какими средствами покрывать образовавшуюся бюджетную дыру.
Что было у Украины в 1991 году?
Об
этом написано и сказано очень много. При всех недостатках социализма в
целом и Советского Союза в частности Украина после распада единого
государства получила уйму всяких активов, правильно распорядившись
которыми, можно было жить очень неплохо и даже развиваться в
соответствии с рыночными механизмами. Однако тем, кому в руки попало это
богатство, почему-то не захотелось мараться обо всё это дурно пахнущее
смазкой железо в виде пароходств, заводов и фабрик, напоминающих о
постылом "совке". Эти неприятные на ощупь предметы быстро были
конвертированы в куда более полезные предметы, такие как дорогие
заграничные автомобили, престижная недвижимость, бриллианты и прочие
милые безделушки, способные украсить жизнь уставших от дел-забот
чиновников и гениальных бизнесменов новой формации. Осталось только то,
что сдвинуть с места оказалось невозможно, - шахты, транспортная
инфраструктура и географическое положение. Впрочем, и на этом можно было
неплохо зарабатывать.
Географическое положение у Украины и в самом деле очень хорошее, куда
лучшее, чем, например, у Таджикистана или Конго. Почти все пути с Запада
на Восток и обратно идут через эту новообразованную страну, и
транзитный её статус напрашивается сам собой. Чтобы превратить
территориальное преимущество в реальную звонкую монету, даже не
требовалось почти никаких действий. Достаточно было просто соблюдать
несколько простых правил:
1.Ни с кем не ссориться.
2. Со всеми дружить.
3. Следить за тем, чтобы транзитные тарифы оставались привлекательными
для пользователей, дабы не вводить их в искушение поиска обходных
путей. Если ещё проще - не считать себя самыми умными.
4. Часть денег, заработанных на транзите, расходовать на поддержание в хорошем состоянии и модернизацию инфраструктуры.
5. Тщательно блюсти репутацию надёжного партнёра и никогда не шантажировать пользователей неисполнением обязательств.
6. Воровать умеренно.
Эти
постулаты кажутся азбучными истинами, простыми до наивности, и это было
бы действительно так, если бы все правительства Украины, от самого
первого до действующего, их не нарушали систематически.
Справедливость
требует отметить, что не одна Украина пыталась использовать транзитный
статус в качестве инструмента навязывания Москве своей
железно-непреклонной воли. Этим же приёмом хотели воспользоваться страны
Балтии, всей душой устремлённые к Европе, но желающие одновременно
зарабатывать хорошие деньги на восточном соседе, конечно же,
простоватом. Однако с 2006 года, после ввода в эксплуатацию Балтийской
трубопроводной системы (БТС-1), это оказалось проблематичным. Объёмы
транзита резко упали, а с введением второй очереди рискуют полностью
обнулиться. И этот фактор стал настолько масштабным, что помимо стран
Балтии от него пострадают ещё два постсоветских государства, в числе
которых Украина. Ну ещё и Польша тоже.
Трубопровод "Дружба" и ГТС Украины
Магистраль, транспортирующая российскую нефть в направлении Западной
Европы, представляет собой не просто какую-то трубу, пусть и очень
толстую. Это целая система, сложная и разветвлённая, часть которой
досталась после распада СССР Украине. Сооружение нефтепровода "Дружба"
было объявлено ударной стройкой, началась она в уже далёком 1960 году и,
в общем и целом, завершилась в 1974-м. Преклонный возраст системы даёт о
себе знать, в 2006 году на одном из участков случилась авария, и поток
был перенаправлен на порт Приморск, по всей видимости, уже навсегда.
Возникла проблема использования пустующего интервала, и его решили
задействовать в качестве элемента нефтепровода Одесса-Броды,
построенного с целью удержания Украиной транзитного статуса.
Одесса-Броды, далее везде
Под
словом "реверс" сейчас на Украине чаще всего подразумевают получение
российского газа из Европы под видом энергоносителя неизвестного, но
европейского происхождения. Но впервые этот термин был применён в
середине девяностых для нефти. Геополитический замысел состоял в том,
чтобы каспийское сырьё привозить в одесский порт Южный, там принимать
его на специальном терминале, а потом по трубе качать куда-то в сторону
Словакии, Белоруссии и Балтии, то есть создать для Европы альтернативный
канал снабжения. Несмотря на видимую привлекательность, идея оказалась
недостаточно проработанной, и уже построенный за пять лет (1996-2001)
нефтепровод остался практически бесполезным дорогостоящим сооружением.
Что с ним делать, долго не знали, но потом всё же додумались качать
нефть в реверсном режиме, то есть задом-наперёд, хотя это потребовало
определённых технических переделок. Теперь нефтепровод Одесса-Броды
качает нефть из Бродов в Одессу. Какую? Российскую. Для работы в
аверсном режиме требовался договор, и при Януковиче его начали готовить.
Но тут случилась "революция достоинства".
Афера с Кременчугским НПЗ
Отказ
АК "Транснефтепродукт" от продления контракта 1995 года об
использовании украинский части нефтепровода "Дружба" будет тем сложнее
объяснить общественности, что у российской стороны действительно не было
другого выхода. Несколько ветвей магистрали были технически выведены из
строя по причине реализации очень выгодного гешефта известного
патриота-олигарха Игоря Коломойского. В смутной обстановке лета 2014
года этот выдающийся по-своему предприниматель чутко среагировал на
возникшую рыночную коллизию – ВСУ срочно требовалось топливо, а его не
было. При этом нефть в стране имелась, полтора миллиона тонн, по очень
хорошей цене - до $30 за баррель. Коломойский взялся перегнать её в
солярку и бензин на принадлежащем ему Кременчугском НПЗ, для чего и
получил 600 тыс. т сырья. Произведенный продут он продал Министерству
обороны Украины, опять же по очень хорошей (для него, конечно, то есть
сильно завышенной) цене, но суть скандала даже не в этом. Трубопровод,
лишённый технологического наполнения, вышел из строя. В результате без
сырья остался ещё один НПЗ, в Лисичанске, и он бездействует, хотя ВСУ
вытеснили из города ополченцев ДНР.
Разумеется,
с таким государством-транзитёром поставщики товаров предпочитают дела
не иметь и ищут обходные маршруты. Эта реакция вполне естественна, даже
без учёта специфики украино-российских отношений. Немудрено, что в 2015
году объём прокачиваемой через территорию страны российской нефти
снизился до 15 млн. т (за год на 43%), а месячное падение только за
март-февраль 2016 г. ещё превысило 20%. Каспийский трубопроводный
консорциум действует в том же направлении, он уже к январю планирует
запустить в эксплуатацию вторую очередь своей обходной магистрали, после
чего украинский участок нефтепровода "Дружба" превратится в металлолом.
Ущерб - сотни миллионов долларов.
Украинская
часть нефтепровода "Дружба" - не единственная жертва "революции
достоинства". Аммиачный транзит по трубопроводу из Тольятти в Одессу уже
постигла та же участь - отгрузка карбамида переводится на морской порт,
сооружаемый на Тамани. Нет ничего удивительного, что Одесский
припортовый завод никто не хочет покупать, - без поставки сырья он и в
самом деле ничего не стоит. Даже автомобильного и железнодорожного
транзита больше не будет, и для этого уже приняты все меры. И
авиакомпании прокладывать курсы самолётов над этой страной боятся, а это
тоже потери. Государство, которое могло получать прибыль только лишь от
своего места на карте, становится страшной и опасной зоной, и его все
стремятся обойти, облететь, объехать или проплыть стороной. Какой
причудливой бывает история… |