Пока на Украине идёт гражданская война, самые патриотичные граждане из тех, кто не отправился воевать, занимаются не менее интересными делами, а именно грабежами и убийствами. Криминальную обстановку можно связывать с огромным количеством «новшеств», вроде того же закона Савченко о помиловании, когда социально опасные граждане вышли из мест лишения свободы по амнистии. Особенно удачно для них сложилось наводнение страны оружием, что позволило вчерашним зекам сразу вооружиться и продолжить практиковаться в преступной деятельности.
Не менее интересно заявление украинского общественного активиста Олега Паршина, который заявил, что сотрудники «правоохранительных органов», не прошедшие переаттестацию, грозятся создать организованную преступную группировку. Выходит, что вчерашние борцы с преступностью, выйдя на «отдых» сами готовы совершать преступления ради достатка. И не удивительно, что головорезы из украинского МВД готовы встать на путь преступлений.
Так же стоит обратить внимание на заявление руководителя Павлоградской прокуратуры Александра Панченко. По его словам в Западном Донбассе за последний год резко выросло количество убийств, разбоев и ограблений. Интересно, что по остальной Украине количества преступлений хоть и на высоком уровне, но значительно меньше, чем в местах рядом с непосредственной дислокацией ВСУ и добровольческих батальонов.
С чем это связано, в принципе понять не сложно. Во-первых, многие служащие добровольных батальонов – отбитые наглухо фашисты, которых хлебом не корми, а дай пострелять по мирным жителям. Второй факт в том, что не только добробаты, но и ВСУ далеко не бьют рекорды по адекватности. Вторые, правда, ещё и в пьяном состоянии устраивают дебоши, но, что не может не радовать мирных жителей, в первую очередь калечат и убивают самих себя. Соприкосновение горе-вояк с гражданскими происходит, как правило, в те моменты, когда армейцам нужен алкоголь, и встречи происходят в магазинах, где вояки не стесняются заниматься грабежами и разбоем.
Чем всё это может кончиться для Украины неясно, однако пути решения проблемы есть, и прояснить их нам поможет Станислав Олегович Бышок, политолог, политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO.
- Как известно, на Украине растёт уровень преступности, с чем связано то, что особенно быстро это происходит в местах скопления ВСУ и добровольческих батальонов?
- Это абсолютно очевидно, во-первых на Украине имеет место быть экономический спад, во-вторых люди, участвовавшие в боевых действиях после увольнения, когда государство больше не нуждается в их услугах, возвращаясь на малую родину они занимаются разбоем. Порядок их мыслей примерно таков:
- что я сейчас могу, у меня есть боевой опыт, (а некоторые и оружие с собой захватывают);
- а что я буду делать в родном городе без работы, а у меня есть семья, которую нужно как то кормить.Поэтому эти два фактора определяют всплеск преступности, который фиксируется и официальными лицами и МВД Украины. Но в данном случае, для противодействия росту преступности нужно финансировать полицию. А новая реформа, о которой много трубили, и которая заключалась в частности в новой красивой, подобной американской форме, тем не менее связана с увольнением большого количества полицейских, не прошедших тесты на профессиональную пригодность. А в условиях экономического спада уменьшать количество полицейских ведёт к росту преступности. Ну и само собой, что в зоне боевых действий у людей, имеющих доступ к оружию и боеприпасам мало способов для обогащения помимо зарплаты. Это либо рэкет и вымогательство по отношению к мирным жителям, который часто бывает в зоне АТО, либо торговля оружием.
- Вы упомянули о реформе украинской милиции, а как недавно стало известно, ряд уволенных полицейских заявили о готовности создавать ОПГ, с учётом имеющегося у них опыта. Как вы можете это прокомментировать.
- Даже без их объявления, это совершенно очевидно. Дело в том, что очень во многих странах, не только в Украине, и в мирное время полиция и криминал находятся в очень специфической связи, и не всегда антагонистичны. Люди, которые работали в силовых структурах, оказываясь не удел, особенно если их уволили несправедливо, из-за определённой обиды и знания преступного мира идут их в преступный мир. Первое направление уволенного сотрудника полиции – охранные структуры, либо преступные формирования, в которых ему помогает знание методов работы полиции.
- По сути, выходит что Киев смотрит сквозь пальцы на состав своих вооружённых сил, особенно с учётом наличия в рядах соединений амнистированных по закону Савченко заключенных, допускает скатывание ВСУ и добробатов в полноценную ОПГ. Как по-вашему, есть решения подобной ситуации?
- Нынешнее правительство, пришедшее к власти под лозунгом борьбы с коррупцией, не менее коррумпировано, а то и более, и на этом фоне у меня есть большой скепсис, что они смогут навести порядок. Для наведения порядка в сфере безопасности граждан нужны люди с репутацией и образом жизни и мысли, отличающимся от того, что мы наблюдаем у Порошенко, Авакова и прочих. Когда они отдавали приказ о создании добровольческих батальонов, летом два года назад, то у них не было иного выбора, поскольку ВСУ были в плачевном состоянии, а вот праворадикальных националистов, готовых взять в руки оружие и идти воевать было много, и власти дали им такую возможность. А теперь, когда война перешла в затяжной характер, а кризис усугубляется, совершенно непонятно, как им вести дела. Для чистки в армии и правоохранительной системе, нужно иметь хоть минимальное количество честных, порядочных и профессиональных людей, и в этом смысле есть большая проблема у украинского правительства.
- То есть украинские власти по сути та же олигархия, сменившая такую же олигархию во время вооружённого путча, но гораздо более скандальная и менее приспособленная к устранению неполадок в стране. И, следовательно, все скандалы, которые происходят с добровольческими батальонами, это причина для их роспуска и заключения, а происходит это из-за боязни Киева в целом и Порошенко в частности нового майдана и свержения власти. Как вы считаете?
- Справедливо, олигархия та же, но при Януковиче украинские власти старались находиться в балансе, не дрейфуя ни в ту, ни в другую сторону, а стараясь получить плюсы и бонусы для себя и государства, из дружеских и нейтральных отношений с Россией, в частности скидки на газ. А нынешняя киевская власть коррумпирована ничуть ни в меньшей степени, чем предыдущая, но настроена на конфронтацию с Россией, которая не принесёт никаких бонусов Украине, кроме разве что боли и страданий, и поглаживаний по плечу от западных партнёров.
Что касается возможности отобрать оружие и посадить значительное число людей, связанных с добровольческими формированиями, здесь большая проблема. В последние месяцы было немало знаковых судов, в том числе над заметными добровольцами, обвинёнными в насильственных действиях к мирным жителям Донбасса. Но суды не могут даже нормально начаться, поскольку другие добровольцы пикетируют суды, и давят на суд угрозами. И даже если Порошенко завтра проснётся, и решит что пора наводить порядок, и сажать виновных в тяжелейших преступлениях, это не будет исполнено как раз из-за давления на суд со стороны вооружённых людей, представляющих добровольцев.- Выходит, что с учётом авторитета командного состава добровольческих батальонов, в частности «Торнадо», которые замешаны в преступлениях, решить проблему преступности не получится. Разве что развернуть ВСУ и отправить воевать с добровольческими батальонами.
- Да, если брать радикальный вариант развития событий, если Порошенко решит, что пора наводить порядок, то это единственный вариант, поскольку ВСУ сейчас сильнее, чем 2 года назад, и ВСУ МВД единственная сила, способная навести порядок. Но учитывая осложнения на Донбассе и ситуацию в Крыму, Порошенко не будет разворачивать войска для наведения порядка.
Автор: Алексей Хмелёв