Утро воскресенья: коллеге-журналистке в ужасе звонит приятельница. Муж сказал: «Победит Янукович. Собирай чемоданы. Мы эмигрируем...»
Да что за паника такая?
Киеву, похоже, больше нравится Юля. Главным образом потому, что на стороне Януковича играет не очень любимый горожанами мэр Черновецкий. Для журналистов он, конечно, подарок: и поет, и в проруби купается, и с Космосом говорит. Вот только снег не чистит. Выделяет деньги на переломы, вычитает из коммунальных счетов по 2 гривны (8 рублей) за неуборку снега, но не чистит. Совсем.
Поэтому к палаточному городку вокруг украинского ЦИКа мы скользим на своих двоих — почти как фигуристы в Ледниковом периоде. Массивное здание на площади Леси Украинки подозрительно щурится окнами на развернутые транспаранты: «Юля, хватит истерик, уважай выбор народа!», «Фальсификаторы, чтите Уголовный Кодекс!» и даже «Защитим закон! Защитим демократию!». «Регионалы» невозмутимо, возле самого входа, разбили штаб пикета: две армейские брезентовые палатки – каждая на взвод.
|
Юлия Тимошенко была заметно напряжена |
|
- Старшие отошли, когда будут не знаю, - показал широченную камуфлированную спину хлопец с рацией.
Палатки оборудованы основательно: тарахтят генераторы, работают тепловые пушки. Но это в штабе, простые же «бойцы» мерзнут на улице.
- Вы сами киевские, хлопцы? – вклиниваемся в укутанную щетинистую толпу. Парни дня три не брали в рук бритвы.
- Все вопросы к старшим, - выдыхают «бойцы» густой молодецкий пар (на улице минус 15) и прихлебывают из термосов. - Какая разница? Главное, чтобы нормально президента выбрали. Демократически!
- И долго планируете демократию защищать?
- Там видно будет, - пожимают плечами «регионалы».
То есть, надолго... Возле ЦИКа уже монтируют сцену. Заняться сторонникам Януковича будет чем. Ведь Тимошенко уже предупредила: в случае проигрыша закидает суды жалобами на фальсификации.
Простые киевляне поглядывают на пикет «регионалов» неодобрительно. И в то, что все это может вылиться в затяжное противостояние, не верят.
- Еще не проголосовали, а уже победу собрались праздновать, - кивает на сцену 67-летний Федор Алексеевич, житель бульвара Леси Украинки.
Две девчушки проводят экзит-пол для местного телеканала.
- Почему вы опрашиваете внутри здания? Должны быть на улице, - докапывается седенькая дама-иностранный наблюдатель. Переводчица ей объясняет: на улице, мол, холодно, погреться зашли. Тетечка поджимает губы, что-то помечает у себя в блокноте и прыгает в машину – ехать проверять следующий участок. С нарушеньицем вас, братья-украинцы!
К ночи будет ясно — кому гулять, а кому идти на войну.
Политики, не насилуйте страну!
А вообще в незалежной голосуют с огоньком. Утром на участок, где ожидали Виктора Януковича, ввалились барышни-скандалистки из местной организации «Фемен». Они скинули одежду и, успели пару раз выкрикнуть: «Политики, не насилуйте страну!». Скрутить голых нарушительниц успели до приезда Януковича.
А в Херсонской области один из членов избирательной комиссии надумал жениться именно в день голосования.
|
К приезду Януковича ню-скандалисток с участка увели |
|
- Уникальный факт, совмещение первой брачной и избирательной ночи, - прокомментировал глава ЦИК Владимир Шаповал с некоторой даже завистью.
Забот у Шаповала – полон рот. Во Львовской области 6 участков остались без света – оборвался кабель. В Луганске участки «минировали» телефонные террористы. В Запорожье один избиратель так разволновался, что стало плохо с сердцем, пришлось вызывать скорую. Всеобщее настроение легкого хаоса подогревают штабы Януковича и Тимошенко, которые по очереди обвиняют друг друга в подкидывании бюллетеней, «каруселях» и прочих фальсификациях…
Украинские феминистки разделись на избирательном участке
Дата:
Юлия Тимошенко вместе с мужем и дочкой голосовала в родном Днепропетровске. Но если в первом туре леди Ю. веселилась, то теперь была заметно напряжена.
- Я голосую за Украину, - прочувстованно бросила журналистам Тимошенко и умчалась в Киев.
Виктор Янукович, у которого в первом туре возле урны для голосования дрожали руки, теперь был спокоен. В субботу он посетил молебен в Киево-Печерской лавре и получил благословение митрополита Владимира. Тимошенко же религиозное шоу устроила еще в пятницу, разослав журналистам приглашение аккредитоваться на молебен. За нее молились предстоятели всех христианских церквей Украины. Все, кроме Украинской православной церкви Московского патрархата.
|
Виктор Янукович, у которого в первом туре возле урны для голосования дрожали руки, теперь был спокоен |
|
Дискотечная молитва
Накануне здесь прозвучал финальный агитаккорд на Михайловской площади, по разным концам которой собрались сторонники кандидатов в президенты. На одном конце медленно и печально пели псалмы поклонники Тимошенко, на другом энергично приплясывали сторонники Януковича. Дискотека, на которой народу было больше примерно раз в пять, весело перебивала молебен. Получалась какая-то немыслимая какофония, которую, вероятно, и следует считать самым правильным украинским гимном. За Юлю агитировали Предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет, епископ Украинской Римско-Католической Церкви Маркиан, а также представители греко-католиков и баптистов-евенгелистов. За Януковича — энергичные люди в синих политэтиленовых пакетах. Честно говоря, на стороне «синих» жизни было как-то больше.
Собственно за многие века ничего не изменилось: за Украину по-прежнему сражаются Запад и Восток, Польша и Россия. Две украинских народа с разной историей и диаметрально противоположной национальной психологией, которые встретились в последний агитвечер на площади — это и есть та Украина, которой нужен президент. Один. В возможность этого, похоже, не верят даже политологи.
Чавес против Аль Капоне
В последний предвыборный вечер мы пригласили в паб, расположенный между предвыборными штабами, двух представителей противоположных идеологических лагерей — Алексея Голубуцкого (он сражается на стороне Тимошенко) и Дмитрия Выдрина (ему больше импонирует Янукович) - чтобы пофантазировать о том, какой будет Украина в случае победы одного кандидата и второго.
И вот что услышали:
КП: Как скоро донбасские парни с золотыми цепями захватят страну?
А.Голобуцкий: - Да не захватят! В этом и проблема Януковича. Он не будет президентом ни столицы, ни большинства регионов.
Д. Выдрин:- А чем львовский бандит отличается от донецкого? Это мифология! Я был в парламенте в Блоке Тимошенко. Мы топорами рубили силовые кабели, чтобы не дать выступить «Партии регионов», и забрасывали зал колбасными шкурками. И кто из нас после этого — бандиты?
КП: А какой, как вы думаете, будет экономическая модель?
Д. Выдрин: - При Тимошенко будет сделана попытка строительства вульгарного социализма. А при Януковиче – вульгарного капитализма. То есть, при Юлии Владимировне мы получим Венесуэлу: постепенное вытеснение частного бизнеса и замена его на государственный сектор. Она так и сказала: если я буду президентом — крупного бизнеса не будет. Это модель дедушки Ленина времен НЭПа — она, в принципе, работает, например в Венесуэле: все держат мелкие лавочки и могут заработать миллион. Но не миллиард.
Юлия Владимировна свято верит, что бизнес работает хорошо только под госконтролем, причем при условии, что управляет им она. А при Януковиче будут «Улицы Нью-Йорка» в период первоначального накопления капитала. Это уже вопрос выбора. Два раза и тот и другой были премьерами, тенденция была одинаковой — при Януковиче все уходили из чиновников в бизнес, а при Тимошенко — из бизнеса в чиновники. Две разные модели, а суть одна: тотальные эмиграции из бизнеса в чиновники и наоборот.
|
В любом случае украинцев ждет интересная жизнь, и может быть уже начиная с понедельника |
|
А. Голубуцкий: - Бизнесмены уже сейчас задаются одним вопросом: отберут при Януковиче бизнес или нет? Мои знакомые в Луганске и Донецке (восточные области Украины, традиционно лояльные Януковичу – Авт.) рассказывают, что им звонят чиновники и бандиты из Партии регионов и говорят: вам осталось здесь жить три дня. Собирайте вещи и уматывайте... У Чавеса не было такого наследия как советская инфраструктура, на которой в течение 20 лет зарабатывают деньги наши олигархи. Советская инфраструктура дала возможность считать что мы находимся не в третьем мире, а где-то между — но теперь ее запасы заканчиваются. Если ничего не изменится, то через 10-15 лет мы реально окажемся в третьем мире, где нам, судя по всему и место. Захочет ли Тимошенко стать тем локомотивом, который сможет Украину вытянуть? Если она побеждает — то через год-два ее обычные слова о том, чтобы не мешали работать, уже не будет действовать, поскольку вся исполнительная власть замкнется на ней и у нее есть все возможности воплотить реформы. Если нет — то это будет означать, что поколение, которое выросло, получило образование и заработало первые деньги в Советском Союзе, должно навсегда уйти с политической арены.
КП: А что будет с идеологией?
А.Голубуцкий: - Проевропейскость одного и прорусскость другого — это мифы, рассчитанные на избирателя. Я не верю в двуязычную Украину. Но я вижу реальные результаты правления Ющенко и Тимошенко: пять лет назад в кинотеатрах, когда шли фильмы на украинском языке, все смеялись — а сейчас спокойно смотрят, и в Восточной Украине и в Южной. Мы не чувствуем себя единой нацией — в этом и есть все проблемы.
Д.Выдрин: - Я сторонник концепции Гумилева - о том что нацию создает не язык и территория, а общая мечта, надежда и судьба. Когда нет лидера, который это дает — тогда делается акцент на язык и территорию. Поскольку у нас нет общей цели, остается скреплять государство границами и языком. Пока не появился такой политик, языковая проблема будет главной. Появится — все поймут, что можно скрепить нацию совершенно другими вещами, более надежными и более работающими и доказавшую свою практику — от Канады до Швейцарии.
|
Виктор Ющенко |
|
День выборов - как гадание в крещенский вечер. Сейчас, когда мы отсылаем этот текст, никто на Украине не знает, в какой стране он проснется завтра? Но прогноз на будущее, пожалуй, здесь не решится дать никто.
Что мы можем обещать точно? Что в любом случае украинцев ждет интересная жизнь, и может быть уже начиная с понедельника. На Украине не умеют проигрывать - все говорит о том, что сторонники Тимошенко и Януковича опять намерены воевать.
Дадут ли проигравшие поклясться на Библии тому кандидату, который победит? Будут ли победившие добивать лежачего? И как в этой ситуации поведут себя судьи?
У аккредитованных на выборах журналистов от таких перспектив захватывает дух. У простых людей тоже. Только со знаком не плюс, а минус...
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Он ровно в 21.00 по киевскому времени появился в штабе Виктора Януковича
Казус случился с послом России Михаилом Зурабовым. Он ровно в 21.00 по киевскому времени появился в штабе Виктора Януковича.
- Ой, а что это вы не в пиджаке? – удивились журналисты.
- Почему же, в пиджаке, - отвечал Зурабов, демонстрируя модного покроя сюртук с замшевыми лацканами. На шее сияла белоснежная рубашка без галстука – ну прямо франт, а не посол. Зурабов выглядел уставшим (видимо, и ему не давала покоя схватка между Тимошенко и Януковичем). Пока пишущая братия обсуждала стильный наряд, Зурабов проник в кулуары отеля «Интерконтиненталь».
А спустя час российский посол вдруг материализовался в другом конце Владимирского проезда, в отеле «Хаят». Там только что отвыступала Юлия Тимошенко.
- Я буду бороться за каждый голос! – заявила она дрожащим голосом и задерживаться перед камерами не стала. Журналисты кинулись было на выход, чтобы успеть на пресс-конференцию Виктора Януковича. Но возникший в зале Зурабов казался сладкой добычей. Телекамеры, в основном иностранные (особо усердствовали грузинские телевизионщики), облепили посла. Он коротко сообщил, что России и Украине пора налаживать сотрудничество, и хотел было направиться к выходу. Журналисты не отставали. Зурабов попытался было сделать хитрый маневр и обойти опустевшие ряды с другой стороны. Но пишущая братия, роняя стулья, прижала-таки посла в буквальном смысле к стенке.
- Вы здесь что делаете? Зачем пришли? – наперебой спрашивали Зурабова.
Он не растерялся:
- Хотел пообщаться с представителями кандидата.
- И что, пообщались?
- Нет, я здесь увидел только журналистов.
- А с «Партией регионов» пообщались?
- Да.
- С кем именно?
- С руководителями самого высокого уровня, - отвечал посол, делая знак своему охраннику, который в итоге не отдал шефа на растерзание и увел его к машине.