Три «либо – либо» для Украины
Ну, вот и свершилось невиданное доселе: в многотрудной истории постмайданной Украины принято решение, которому аплодируют все. За исключением нарванных укропатриотов. В Минске на заседании Трехсторонней контактной группы принято решение о переносе местных выборов в самопровозглашенных ДНР и ЛНР и типа открыт путь к миру.
Путем неукоснительного выполнения всех пунктов «Минского соглашения-2». И если не удастся выполнить «Минск-2» до конца текущего года (а уже очевидно, что не удастся), то выполнение продолжится и в следующем году. И, судя по настрою, и после, до конца, до запятой и тире с точечкой в документе. Сегодня уже можно констатировать два непреложных вывода. Во-первых: «коллективный Запад», выступающий в роли внешнего куратора, вдохновителя, организатора и спонсора нынешних украинских властей таки, что называется, «устал» от Украины вообще. И в частности – от неспособности ее властей решить хоть что-то. Хоть реформы провести, хоть коррупцию преодолеть, хоть гражданскую войну в Донбассе вести не так бездарно, как сейчас, а втянуть Россию в военный конфликт. А раз так, то достигнутые в Минске договоренности от 6 октября 2015 года приветствовали и Москве, и в Брюсселе, и в Париже, и в Берлине, и – это особенно важно! – в Вашингтоне. Разными словами и в разной тональности представители всех сторон, считающихся причастными к войне в Донбассе, признали: раз ДНР с ЛНР идут на уступки, то и Украина должна выполнить свою часть договоренностей. Во-вторых: похоже, президент России Владимир Путин опять переиграл всех. Политически и дипломатически. Да, с одной стороны, он как бы подтвердил глубокую завязку его страны в конфликте на украинском юго-востоке. Он пообещал «посодействовать» переносу местных выборов и «повлиять» на лидеров мятежных регионов, и в Луганске с Донецком к нему прислушались.
«Коллективный Запад», выступающий в роли внешнего куратора, вдохновителя, организатора и спонсора нынешних украинских властей таки, что называется, «устал» от Украины вообще. И в частности – от неспособности ее властей решить хоть что-то. Хоть реформы провести, хоть коррупцию преодолеть, хоть гражданскую войну в Донбассе вести не так бездарно, как сейчас
Но с другой – он фактически перебросил мяч на украинскую сторону и непосредственно ее кураторам. Теперь они должны будут как-то обеспечивать мир и, как говорится, принуждать Киев к «Минску». Причем, напоминаю, практически бессрочно: «Минск-2» теперь не ограничен концом 2015 года. И теперь перед Украиной стоит несколько непростых выборов по известной «кубковой» схеме, при которой не бывает ничьих, а все решается либо так, либо эдак. Даже если конфликт в Донбассе «заморозить» на длительное время, перед Украиной все равно постоянно будут маячить три проблемы выбора «либо – либо». Первая и, как вы понимаете, самая актуальная: либо мир – либо война. Потому что льется кровь, и прекратить это требуют все. Если Украина опять откажется выполнять «Минские соглашения-2» и обеспечивать стабильный мир, то именно она будет ответственной «поджигательницей войны». Киев уже выдвинул новое условие: ДНР и ЛНР должны отменить выборы 2 ноября 2014 года, когда они избрали себе глав республик и местные республиканские «парламенты». Но, во-первых, этого пункта нет в «Минске-2». А во-вторых, ДНР и ЛНР могут потребовать и переголосования по президентским и парламентским выборам в Украине на том основании, что они не голосовали оба раза. То есть не избирали ни нынешнего гаранта украинской нации, ни народных избранников в Раде. Но в это время воевали и отвоевали себе право избирать своих руководителей с оружием в руках. Например, для того, чтобы Киеву было с кем договариваться. В итоге, абсурд на абсурд дает либо ноль, либо два абсурда, на которые никто не хочет обращать внимания из тех, кто влияет на ситуацию. Киеву же сказано сегодня однозначно: «Мир по «Минску-2» – любой ценой». Вторая и сугубо практическая: либо Украина сохраняет и восстанавливает свою территориальную целостность, сохраняя у себя ДНР и ЛНР, – либо они окончательно уходят. Либо как Крым, в Россию, либо в самостоятельное плавание под эгидой России. Чтобы хотя бы номинально сделать это, Киев должен пойти на децентрализацию своего государственно-административного и политико-экономического устройства и обеспечить ДНР и ЛНР «особый статус» с фиксированием его в новой Конституции Украины.
Это, конечно, банальщина, но, повторяю, альтернативы ей нет. Только война и силовое уничтожение мятежников. Но это запрещено «Минском-2». А значит либо Украина изменится, либо нет. От этого выбора зависит ее дальнейшая судьба: она либо выживет, либо может исчезнуть за ненужностью. Никому
Более того, он должен это сделать «по согласованию» с ДНР и ЛНР. Так записано в «Минских соглашениях», а представители Луганска и Донецка уже заявили, что требуют переголосования изменений в Конституцию от 31 августа 2015 года. То голосование они считают лукавой уловкой, которая «что-то меняет, ничего не меняя». То есть либо Украина становится в какой-то степени федеральной страной, либо она теряет территории. Реально теряет. И практически навсегда. Потому что – это нужно помнить! – за спиной ДНР и ЛНР всегда будет стоять Россия. И в Киеве останется только ждать, что Россия когда-нибудь ослабнет, «демократизируется», «развалится» и отпустит мятежные регионы. Но в Москве будут думать об обратном: о собственном усилении и «собирании земель российских», в которые уже записаны ДНР и ЛНР. И что тогда? Кто кого переждет? Третья и самая важная, я бы даже сказал, основополагающая, судьбоносная: либо Украина изменится и получит шанс стать сильным и самодостаточным государством, либо продолжит прозябание по воле внешних кураторов, которым она нужна как плацдарм для достижения своих геополитических целей, как безропотный лимитроф и рынок сбыта и дешевой рабочей силы. Переформатирование страны во всех отношениях, отказ от слепого следования в фарватере любых внешних сил, реформирование политической и экономической основы жизни и развития – вот испытанные и не имеющие альтернативы принципы успешного развития любой страны. И преодоления любых расколов в ней. ДНР с ЛНР либо останутся в Украине на особых условиях, от которых сами откажутся, так как жить в единой стране будет легко и комфортно, либо два региона всегда будут дистанцироваться от центра и жить обособленно. Ожидая только момента, чтобы благополучно отчалить туда, где лучше. Или туда, куда позовут. И этим они только подадут, с точки зрения центра, «дурной» пример другим регионам страны, которые тоже потребуют «особый статус», а потом тоже побегут И это, конечно, банальщина, но, повторяю, альтернативы ей нет. Только война и силовое уничтожение мятежников. Но это запрещено «Минском-2». А значит либо Украина изменится, либо нет. От этого выбора зависит ее дальнейшая судьба: она либо выживет, либо может исчезнуть за ненужностью. Никому. После длительного и мучительного прозябания... А «Минские соглашения-2»? А они как раз и заставляют Украину меняться. После их выполнения она уже никогда не будет такой, как сейчас. Какие бы пенки ни пускали «патриоты» в припадке и пароксизме невиданной любви к «нэньке», которую они своей тупостью и загнали в сегодняшнюю беспросветную ситуацию. Потому что все время искали, кому бы еще послужить ценой украинских интересов, но на свой карман...
Владимир Скачко
Хроники провала. Налоговая контрреволюция
Почти две недели назад в Украину прибыла очередная миссия МВФ, и с тех пор никакой информации о ее работе не было. Бесследно исчез и проект бюджета на 2016 год, который правительство внесло 15 сентября в Верховную Раду и через полчаса «вынесло» оттуда на переделку. Ничего не слышно и о налоговой реформе, которую почти ежедневно пиарил Минфин в августе и сентябре. Последняя новость в этой сфере – интервью назначенного советником Яресько знаменитого американского экономиста Артура Лаффера. Правда, говорят, что 75-летний Лаффер уже давно не дает углубленных советов и все чаще бегает вприпрыжку с радостной улыбкой на лице. О чем знают и в МВФ...
Почему нет бюджета? Потому что, прежде чем его доработать, надо согласовать проект с МВФ. Где налоговая реформа? Там же, где была – в виртуальной реальности. Когда рухнули все надежды Кабмина сотворить (в нарушение Бюджетного кодекса) проект бюджета на 2016 год на новой налоговой базе, он перестал париться и теперь ждет ценных указаний миссии МВФ, что делать дальше. Самостоятельность тут неуместна, ибо могут не дать третий транш кредита в ноябре. Главная загвоздка на пути к кредиту – наши неуспехи. Мы выполняем все, что говорит МВФ, но прогресса нет. Запущенная 1 июля система электронного администрирования НДС тупо душит украинский бизнес. Минфин и ГФС тщательно оберегают миссионеров от МВФ от информации о бесчисленных жалобах на недоработки в системе. Тем более что, благодаря этим недоработкам, инфляции и задержкам с возмещением НДС, на счетах Госказначейства накопилась баснословная сумма – почти 47 млрд. грн. Которую мы с гордостью предъявляем ревизорам. Кстати, план по возмещению НДС в следующем году должен превысить 80 млрд. грн. Не считая старых долгов. И сейчас Минфин согласовывает с МВФ, как вернуть эти долги облигациями, векселями или чем-нибудь подобным. Опять же пока с НДС не разобрались, невозможно завершить работу по бюджету.
Именно в падение доходов бюджета уперлась и налоговая реформа. Ее главная фишка – снижение единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – автоматически создавала в бюджете дыру в несколько десятков миллиардов гривен
Также в проекте бюджета, мелькнувшем в парламенте 15 сентября, учитывалось снижение прибыли от Нацбанка на 26,4 млрд. грн. (план составит 34,1 млрд. грн.), отсутствие импортного сбора, введенного с 25 февраля 2015 г. (-17,6 млрд. грн.). Как на это отреагирует МВФ – тоже вопрос. Собственно именно в падение доходов бюджета уперлась и налоговая реформа. Ее главная фишка – снижение единого социального взноса (ЕСВ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – автоматически создавала в бюджете дыру в несколько десятков миллиардов гривен. Например, по подсчетам "Ассоциации городов Украины" только повышение уровня социальной налоговой льготы до 100% прожиточного минимума сократит доходы местных бюджетов от налога на доходы физлиц на 28%. Если же сократить налоговые ставки так, как это предлагают «грантовые реформаторы», то общие потери выливаются уже 130 млрд. грн. Конечно, у великих мечтателей есть универсальные ответ, мол, потом все компенсируется выводом из тени зарплат, доходов, ликвидацией системы конвертационных центров и зарплат «в конвертах». На что практики отвечают, что потом – суп с котом, а пока конверты остаются выгоднее во всех смыслах этого слова. Особенно с такими чудаками при власти. В итоге МВФ показывать нечего. Налоговую реформу, которая сокращает госрасходы, предъявить невозможно – надо искать компенсатор. Поиск зашел в тупик. Предлагалось, в частности, ужесточить упрощенку. Например, в 3-й группе ФПЛ годовой оборот уменьшить с 20 млн. грн. до 5 млн. грн. и проч. Предприниматели тут же взвились и пошли на очередные налоговые майданы по всей Украине. Выразили свои сомнения и налоговики-практики. По их словам, «упрощенка» – это способ хоть какие-то деньги собрать в бюджет с малого бизнеса. И пусть западные эксперты называют это «фискальным оффшором внутри Украины», в нынешних условиях, если закрутить гайки, государство вообще ничего не получит. Особенно с тех же IT-шников, которые просто перестанут признаваться, что имеют со своего компьютерного мастерства прибыль. Все сразу станут безработными и вместо изготовления программ начнут играть в компьютерные игры. Официально.
Международному валютному фонду доложили, что «реформа века» после представления на Нацсовете реформ вошла в стадию обсуждения модели и концепции и в этой стадии застряла. Точнее, не застряла, а перешла в ведение рабочей группы, которая не может выбрать между «умными» и «красивыми»
Короче говоря, Международному валютному фонду доложили, что «реформа века» после представления на Нацсовете реформ вошла в стадию обсуждения модели и концепции и в этой стадии застряла. Точнее, не застряла, а перешла в ведение рабочей группы, которая не может выбрать между «умными» и «красивыми» и потому допускает, что в парламент будут поданы два законопроекта – правительственный и депутатский. Какую из моделей поддержать, решат депутаты. А Кабмин и реформаторы умоют руки и снимут с себя ответственность за неизбежный провал. Такой подход позволяет в ответ на вопрос МВФ «можно ли, образно говоря, пощупать налоговую реформу?», сказать, что щупать, конечно, можно, но она еще в работе, и лучше подождать, пока работа завершится. Понимая, что она не завершится, пока из Вашингтона не пришлют конкретные ц.у. с выполнением по срокам и пунктам. Продолжая изображать фонтан интеллектуальной деятельности в том же «блефовом» стиле, Минфин не поскупился на дорогой антураж – именитых советников. Напомню, что в феврале советником Минфина по налоговому администрированию и реорганизации государственных финансов был назначен бывший «отец словацких реформ», экс-заместитель премьер-министра и министра финансов Словакии Иван Миклош. В апреле этого года Яресько взяла знаменитого международного экономиста доктора Роберта Конрада и не менее известного эксперта по налоговым реформам Криса Уйэлса. Последнее приобретение и вовсе в сегменте люкс: классик экономической теории, автор «кривой Лаффера», основатель "теории предложения" Артур Лаффер 15 сентября был назначен советником главы Министерства финансов. Ура! Кажется, что вот уж теперь Украина оказалась в надежных руках. Ибо гений Лаффера подсказал правительству Рейгана уникальный фокус – как возможно добиться увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок. И теперь уж мы заживем... Но при ближайшем рассмотрении «покупки» последовало некоторое разочарование. Злые языки говорят, что Лаффер давно уже не консультирует в прикладном плане никакие правительства. Он живет на гонорары от переиздания своих книг, главным бестселлером среди которых считается «Экономическая теория уклонения от налогов», написанная в 1979 году. Судя по названию, это не совсем близко к целям налоговой реформы в Украине.
Лаффер пока еще не вникал в суть проблем украинской налоговой системы. Он вообще не собирался консультировать наш Минфин и прибыл на форум YES – выступить за гонорар и потусоваться. Но в кулуарах к 75-летнему гению, по слухам, подошла министр финансов Наталья Яресько и предложила стать советником
Его роль в команде президента США Рональда Рейгана также несколько преувеличивается прессой. Фактически единственным реальным клиентом Лаффера был диктатор Аугусто Пиночет. Но тут еще вопрос, кто из них двоих провел чилийские реформы – диктатор или теоретик? Скажем больше, Лаффер пока еще не вникал в суть проблем украинской налоговой системы. Он вообще не собирался консультировать наш Минфин и прибыл на форум YES – выступить за гонорар и потусоваться. Но в кулуарах к 75-летнему гению, по слухам, подошла министр финансов Наталья Яресько и предложила стать советником. Теперь его миссия заключается в том, чтобы хвалить пани Наталку в интервью, говорить общие фразы на тему необходимости налоговых преобразований и освящать своим именем имитацию реформационного копошения в рабочих группах. При этом не следует забывать, что знаменитый старичок – очень веселый и жизнерадостный персонаж. И чем больше он будет появляться на публике, раздавая интервью, тем хуже для Минфина. В подтверждение своих субъективных выводов процитирую фрагмент статьи, опубликованной в НВ №35 от 25 сентября 2015 года. «По холлу киевского Мыстецкого Арсенала буквально вприпрыжку несется немолодой человек. От переполняющей его радости он время от времени выкрикивает: “Yes! I’m happy! Yes! Fantastic!”. Только что на международном форуме Yalta European Strategy-2015 он повстречал своего спортивного кумира Виталия Кличко и сфотографировался с ним. “Я вам дам мою электронную почту, – умоляет он журналиста НВ. – Вышлите мне, пожалуйста, фотографии”. Если бы Кличко знал, с кем он только что сфотографировался, то и он бы запрыгал от радости. Ведь это был один из самых знаменитых экономистов мира, профессор Высшей школы бизнеса при Чикагском университете Артур Лаффер. – Я видел, как вы прыгали от радости, повстречав украинского боксера Виталия Кличко. Для вас это так важно?
Налоговой реформы, над которой полтора года трудится Кабмин, пока нет. И будем надеяться, что и не будет, ибо ничего разумного разобщенные группы реформаторов пока не родили. НДС-счета есть, электронное администрирование НДС есть, и это ужасно, поскольку система работает «криво», добивая бизнес
– Не так важно, но очень понравилось. Я люблю только один вид спорта. Никакого футбола, бейсбола, баскетбола, тенниса и гольфа. Только бокс. Мне по душе братья Кличко. Я подружился в свое время с Мохаммедом Али. После него Кличко – лучшие. В молодости я занимался боксом. Мой отец был боксером. Мой сын – боксер. Это у нас семейное. – В экономике вы такой же напористый, агрессивный, предпочитаете атаковать? – Нет-нет, я просто всегда говорю правду. – Давайте с нее и начнем. Ваша любимая тема – налоги. В Украине налоги не самые высокие в мире. Тем не менее 47 % украинской экономики в тени. Почему кривая Лаффера здесь не работает? – Моя кривая отлично здесь работает. Экономика потому и ушла в тень, что никто не хочет платить налоги. Если их повышать или они у вас уже высокие, это толкает людей к тому, что они прекращают платить налоги. Они выводят бизнес за пределы страны или сворачивают деятельность. Есть много способов избежать налогов. В нашей стране, если ты повышаешь их для работающего человека, он прекращает работать. Если облагать сбором тех, кто трудится, и платить тем, кто не трудится, многие просто не будут работать. Нет ничего более важного в Украине, чем то, каким образом собираются налоги. – То есть не сколько, а каким образом? – И то и другое. Как вы собираете. Сколько собираете. И как вы тратите. У вас очень сложный Налоговый кодекс, повсюду налоги. В итоге у вас многие уходят в тень. Все правительственные расходы – за счет налогообложения. Правительство только распределяет ресурсы. Все, что я слышу здесь: нашим коммунальным предприятиям нужны субсидии, нам нужны пенсии, нам нужно поддержать вооруженные силы, какую то комиссию создать. И никто не задает вопрос: кто будет за все это платить? Каждый доллар, потраченный на субсидии, на пенсии, на бедных, откуда-то взят. Взят у трудящегося человека. Об этом никто здесь не говорит. Ваша налоговая система душит экономику. Фиксированный налог, то, что сейчас предлагает ваш министр финансов Наталья Яресько, – это отличное начало» (конец цитаты). Итак, что у нас в сухом остатке? Налоговой реформы, над которой полтора года трудится Кабмин, пока нет. И будем надеяться, что и не будет, ибо ничего разумного разобщенные группы реформаторов пока не родили. НДС-счета есть, электронное администрирование НДС есть, и это ужасно, поскольку система работает «криво», добивая бизнес. Бюджета на 2016 год пока тоже нет, но это вопрос времени и согласования с миссией МВФ, которая должна завершить свою работу в Киеве на этой неделе. Реструктуризации внешних долгов тоже нет, есть дефолт, который удалось замять с согласия МВФ. Но это уже другая тема, о которой мы рассказывали раньше.
Егор Смирнов
Источник: versii.com.
Рейтинг публикации:
|