Перенос выборов в Донбассе ставит Киев в безвыходное положение.
Власти Донецкой и Луганской народных республик согласны перенести местные выборы на 2016 год. Об этом в специальном заявлении сообщили их представители в контактной группе по урегулированию в Донбассе Денис Пушилин и Владислав Дейнего.По их словам, решение было принято после тщательного изучения итогов встречи лидеров «нормандской четверки» в Париже 2 октября.
«Сообщаем о согласии ДНР и ЛНР на перенос выборов с 18 октября и 1 ноября на следующий год, — говорится в заявлении. — За это время Украина будет обязана выполнить все взятые на себя по минским соглашениям обязательства. А именно: предоставить Донбассу особый статус, не допустить преследования и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, а также переголосовать поправки в Конституцию в новой, согласованной с нами редакции».
Кроме того, представители народных республик подчеркивают, что проект изменений в Конституцию Украины, закон о местных выборах и другие акты должны «парафироваться всеми участниками минских переговоров».
Напомним, что изначально местные выборы в ДНР и ЛНР должны были состояться 18 октября и 1 ноября соответственно. Однако и Киев, и Запад заранее заявляли, что не признают результаты голосования, так как по Минским соглашениям оно должно было пройти по украинскому законодательству. Представители народных республик, в свою очередь, указывали на то, что по соглашению Киев обязан был обсуждать закон о выборах с республиками, но сделано это не было — их просто поставили перед фактом.
В итоге в Париже был разработан компромиссный вариант — выборы переносятся на 2016 год, на него же пролонгируется минский процесс как таковой. Голосование должно пройти по украинскому законодательству, но сам закон будет разработан внутри трехсторонней контактной группы. Примечательно, что раньше президент Украины Петр Порошенко резко выступал против этого и заявлял, что продление «Минска-2» невозможно, так как Украина заплатила «слишком высокую цену».
Представители Донбасса решили сделать первый шаг и согласиться на перенос выборов. Теперь все будет зависеть от того, как свои обязательства будет исполнять Киев. Пока что слабо верится в то, что Верховная Рада и Кабинет министров пойдут на выполнение выдвинутых требований. Впрочем,
политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко считает, что и в случае отказа Киева от своих обязательств Донбасс окажется в выигрыше.
— По большому счету, ДНР и ЛНР просто создают условия для пролонгации минского процесса на 2016 год. На этом настаивали Париж и Берлин, соглашалась Москва, но резко против выступал Петр Порошенко. Представители народных республик говорят о том, что согласны перенести свои выборы, чтобы Украина успела принять соответствующие законодательные акты и изменения в Конституцию, о которых сказалаМеркель. В соответствии с украинскими законами, времени на это потребуется как раз до конца февраля-марта 2016 года, и то, если работа начнется практически завтра.
Если Киев согласится с этим предложением (и даже если не согласится), минский процесс автоматически будет продлен на 2016 год. «Нормандская четверка» настаивала на переносе выборов — их перенесли. Но Меркель говорила и об изменении Конституции. Теперь дело за Киевом, он должен изменить ее. Только в феврале-марте 2016 года нужно будет снова возвращаться к ситуации, смотреть, кто и что сделал и разбираться с нашими европейскими друзьями. Если, конечно, до этого снова не начнутся боевые действия.
—
Готовы ли украинские власти выполнить свою часть соглашения? — Думаю, Порошенко никогда на это не пойдет. Если он выполнит те обязательства, которые по глупости взял на себя в Минске в феврале, он тем самым отменит действие украинского законодательства в Донбассе. Он должен будет признать, что эти регионы имеют особый статус, особые права, свои вооруженные силы (народную милицию), самостоятельную внешнюю политику. Для обеспечения всего этого им понадобится самостоятельная таможня и так далее. Все это даст толчок к неконтролируемому распаду Украину. Порошенко, при всей своей недалекости, это понимает, потому и пытается выскочить из «минского капкана», куда его усиленно запихивают.
Не думаю, что Порошенко с завтрашнего дня начнет реализовывать эти мероприятия. Но России и народным республикам, по большому счету, все равно, будет он их выполнять или нет. До тех пор, пока в Донбассе не стреляют, а минский процесс в соответствии с пожеланиями наших европейских друзей растягивается на 2016 год, мяч на их половине поля.
Потому что потом, когда в 2016 году дело опять подойдет к выборам в ДНР и ЛНР,Владимир Владимирович позвонит Меркель или встретится с ней и скажет: «Ангела, дорогая, ты же в Париже сама говорила, что Петру нужно дать время для выполнения своих обязательств. Говорила, что он должен поменять Конституцию и принять особый статус Донбасса на постоянной основе. Посмотри, он же ничего этого не сделал. Ангела, что будем делать с Петром?»
Если серьезно, в Париже Меркель впервые однозначно солидаризовалась с российской позицией и сказала, что Порошенко должен не делать вид, что исполняет минские соглашения, а реально их исполнять. Она с Олландом даже перечислила обязательства, о которых идет речь — особый статус, амнистия и другие.
Это не просто слова, а официальные заявления участников минского процесса. И эти заявления однозначно будут им предъявлены. Олланду, может, и все равно, но исходя из характера Меркель, ей будет очень неудобно и придется как-то объясняться. При том, что «дорогой друг Петр» ее уже и так раздражает, к тому времени у Украины просто не останется причин рассчитывать на поддержку Европейского союза.
—
Насколько правильно для Донбасса отменять выборы, не приведет ли это к разочарованию населения? — С моей точки зрения в этой ситуации мы ничего не теряем, зато получаем возможность через некоторое время снова оказать моральное и политическое воздействие на своих друзей из Европы. В свое время прошли выборы в местные парламенты Донбасса, но это ничего не изменило. Те же самые Меркель и Олланд, не говоря уже о Киеве, не признали их легитимность. Эти выборы в ДНР и ЛНР точно так же не были бы признаны.
Сейчас Захарченко может просто назначить местных руководителей, которые должны были избираться. Понятно, что вертикаль власти будет существовать точно так же, как раньше. Да, возможно, будет потерян моральный мобилизующий эффект от этих выборов на население Донецка и Луганска. Но если этот эффект мгновенно не использовать, он растворится уже через неделю.
Люди сходили бы на выборы, и потом у них возникли бы закономерные вопросы. В Россию взяли? Нет, не взяли. Независимости признали? Нет, не признали. Что дальше, идти голосовать куда-то еще?
Поэтому мне кажется, что перенос выборов — достаточно хорошая позиция. Понятно, что у нее будет достаточно большое количество критиков, особенно со стороны «караул-патриотов», которые за каждым углом видят «слив Донбасса» в течение вот уже полутора лет. Но, думаю, это не самое страшное. Это мы переживем.
Положительно оценивает перенос выборов и
директор российского Института инструментов политического анализа Александр Шпунт.
— Мне кажется, это вполне логичный шаг, исходя из того, что в Париже обсуждался документ под условным названием «план Мореля». Он был подготовлен Пьером Морелем, руководителем группы по политическому урегулированию в Донбассе и одним из крупнейших действующих мировых дипломатов. Это человек, который в свое время сумел убедить страны мира подписать конвенцию о запрете химического оружия. Это величина в мировой дипломатии, сопоставимая с Генри Киссинджером, и огромная удача, что такой человек работает в минской группе.
Морель подготовил план, который и лежал на столе в Париже. Документ предполагает, что Украина принимает одноразовый специальный закон, который касается исключительно этих местных выборов. Закон предполагает выборы по мажоритарным округам, что снимает необходимость регистрации партий. Он вводит презумпцию амнистии всех участников выборов со всех сторон, но она распространяется только на тех, кто непосредственно в них участвует. Он также предполагает, что избирательные комиссии на местах будут формироваться из местных фигур, но общее руководство будет осуществлять украинский ЦИК. И, наконец, подсчетом голосов и оглашением результатов выборов будет заниматься не украинский ЦИК, а ОБСЕ.
Этот план не нравится всем сторонам, но на то он и компромиссный. Если он будет реализован, он сработает. Он позволяет сохранить лицо украинцам, которые требовали, чтобы выборы проходили по украинским законам. Но он позволяет сохранить лицо и ДНР с ЛНР, так как все их требования учтены внутри этого закона.
В этой ситуации совершенно логично, что ЛНР и ДНР приняли решении об отмене ближайших выборов, чтобы дать Украине возможность принять этот «план Мореля». Все эксперты и наблюдатели, с которыми я общался, солидарны в том, что этот план исключительно локальный и не имеет даже малейшей цели найти политическое урегулирование в Донбассе. Но он может позволить создать легитимную местную власть в городах и поселках Донбасса, причем легитимную как для ЛНР и ДНР, так и для Киева.
Это решение — вынужденная попытка начать двигаться в этом направлении. ИВладимир Путин, и Меркель фактически заставили обе стороны принять этот план, который позволит выполнить локальную задачу и сформировать на территории народных республик легитимную с точки зрения всех сторон местную власть.
Это сложная задача. Я не берусь оценить вероятность ее выполнения. Если «план Мореля» будет принят, я не сомневаюсь в его успехе. Вопрос в том, будет ли он принят.
—
Нет ли опасности, что Киев снова будет говорить о том, что выполняет соглашения, а на самом деле делать все по-своему? — Это вполне конкретные и очень практичные обязательства. Киев их может только выполнить или не выполнить. Республиканцы проявили сейчас свою добрую волю — отменили выборы. Теперь очередь за Киевом. Они должны продемонстрировать свою добрую волю и принять те предложения, которые подготовили отнюдь не ДНР и ЛНР, а Пьер Морель, крупнейший дипломат мира. Республиканцы сделали свою игру, теперь все зависит от Киева.