«Народ – это соединение многих людей, связанных между собой
согласием в вопросах права и общностью интересов».
Цицерон
На страницах «2000» развернулась дискуссия – сдает ли Партия Регионов свои позиции в области языковой политики, или она последовательно реализует долговременную программу по повышению статуса русского языка? На наш взгляд ПР позиции не сдает по той простой причине, что она никогда не имела хорошо продуманной позиции. Исключение составляют работы Д. Табачника, которые известны читателям «2000», но, видимо, являются terra incognita для руководства ПР.
Не решая проблему русского языка по существу, политтехнологи ПР лишь озвучивают то, что хочет услышать население Юго-Востока. У советников Януковича хватает ума не устраивать откровенный политический «лохотрон», как это было в 2007 году, и не собирать подписи в поддержку неузаконенного референдума, но убедительности предлагаемой ими политики в области культуры, образования и языка это не добавляет. Можно понять неудобство позиции А. Попова, который пытается растолковать будущему электорату ПР то, о чем не ведает сам кандидат в президенты.
Создается бесплодная иллюзия, которая не раз подводила регионалов -- после частых повторений, они уверовали, что, добавив 150 гривен к минимальной пенсии, они могут покорить сердца избирателей. Но, во-первых, Тимошенко всегда будет обещать в два раз больше, во-вторых, такая поддержка претендента больше походит на скупку голосов, чем на осознанный выбор будущего страны. А.Попов пытается нас уверить, что в условиях кризиса, нехватки времени, средств, голосов в парламенте и т.д. – кастрированная культурная политика - единственный путь к победе. Даже согласившись с его аргументами, мы не можем не рассмотреть проблему по существу, чтобы не ошибиться с границами политического компромисса.
Помешала ли идея двуязычия Януковичу в кампании 2004 года?
Утверждение, на которое ссылается Попов, о том что идея двуязычия помешала победить в кампании 2004, однобоко представляет ситуацию 2004 года. Верно противоположное утверждение: своевременное обращение к русскоязычному населению с лозунгом двуязычия помогло Януковичу в течение сентября, октября сравняться с Ющенко по уровню поддержки избирателей. Кампания была проиграна, поскольку ни идея двуязычия, ни идея федерализма не были продуманы до конца и использовались как технологические лозунги.
В нынешней президентской гонке два лидера очень внимательны к колеблющимся слоям электората. Эти слои выглядят как легкая добыча политтехнологов. Нет даже попыток понять причину их колебаний, преобладает стремление использовать любую человеческую слабость, минутную растерянность, чтобы оказаться на вершине властной пирамиды. Социологические прогнозы показывают, что пока успешнее действует Янукович, и ему достанется президентское кресло. Однако, не вызывает сомнения, что через несколько месяцев Тимошенко развернет этих колеблющихся избирателей на 180 градусов и будет давить «биомассой» на новоиспеченного президента.
Возникает вопрос, какую позицию в первую очередь сдаст Партия Регионов, чтобы договориться с БЮТ о разделе сфер влияния? Первой жертвой политического компромисса будет русский язык, русская культура и федеральное устройство Украины. После этой сдачи победа Тимошенко на парламентских выборах – дело техники.
О ничтожности проблемы русского языка
Манипулятивное использование вопроса о статусе русского языка тесно связано с утверждением «экспертов», что эта проблема волнует «ничтожное» число украинцев. Они ссылаются на социологические исследования, которые показывают 3-5% тех, кто в повседневной жизни обеспокоен этим вопросом. О чем говорят цифры социологических опросов?
Мышление большинства людей так устроено, что в повседневной жизни они обеспокоены бытовыми, экономическими проблемами. В меньшей степени ими осознаются политические проблемы. Такие например, какая форма государственного правления оптимальна для народа Украины -- президентская или парламентская; как будут избираться депутаты в Верховную Раду – мажоритарно или пропорционально? Еще дальше от повседневных забот стоят вопросы культуры, языка, идеологии. В этой сфере основная масса людей выступает как потребители тех смыслов, которые создаются представителями «национальной элиты».
Однако большинство людей понимает, что от того как будут решены эти вопросы, какие смыслы будут вложены в государственные символы зависит судьба нас как народа. Этим пониманием вызвано яростное возмущение надругательством над памятниками воинам Советской Армии. Но так же яростно на Западной Украине защищают бойцов УПА, хотя их связь с гитлеровским фашизмом неопровержима. Ответы на эти вопросы мало меняются с ростом экономического благосостояния, они лишь на некоторое время могут быть отодвинуты на второй план.
Нерешенность этих вопросов по существу, их невнятная постановка для современной Украины является основным препятствием становления полноценной нации. Смута и разброд в верхних эшелонах власти свидетельствует о том, что не только рядовые граждане, но и представители «элиты» слабо осознают значимость этих вопросов и пути их решения. Попытка одним махом покончить с этими вопросами на волне оранжевой эйфории закончилась глубокой депрессией и растерянностью.
Провал помаранчевого проекта поставил крест на идее построения «европейской» моноэтнической нации. Население Украины формируется по трем большим этническим группам (Юго-Востока, Центра и Запада). Эти группы находятся на разных стадиях консолидации, их оформление происходит с разной скоростью. Раньше всех заявили о своей этнической идентичности западные украинцы. Они не только провозгласили себя подлинными украинцами, но и приложили немало усилий, чтобы утвердить свои региональные ценности единственным мерилом государственности и украинства.
700-летняя история пребывания в Европе научила их отстаивать свои права в составе различных государств и империй. Целенаправленная поддержка со стороны Европы дала им шанс поставить под идеологический контроль государственное управление и значительную часть публичной жизни страны. Вопрос о расширении сфер господства украинского языка из гуманитарного вопроса превратился в вопрос политический.
Язык, литература, образование, наука, религия – вот неполный перечень тех сфер общественной жизни, в которых доминируют представители галичанской «элиты». Результаты такого «панування» не могут не видеть только слепцы. Полный развал театра и кинематографа, примитивизация образования сверху до низу, деградация науки, непрекращающиеся склоки между представителями христианских церквей, бегство талантливой и образованной молодежи за границу.
Не теряла времени, и вскормленная еще во времена Леонида Брежнева, днепропетровская региональная «элита». В 90-е годы в союзе с киевской бюрократией она захватила все ключевые посты в государстве: президента, премьер-министра, генерального прокурора и т.д.
Дольше всех раскачивались «парни» из Донецка, 15 лет этот регион был занят элементарным выживанием в условиях развала и разворовывания «народного хозяйства» СССР. Последствия этого периода в Донецкой и Луганской областях видны невооруженным глазом. Многие города и поселки этих областей напоминают площадки для съемки голливудских фильмов ужасов: брошенные шахты и предприятия, дома без дверей и окон, разбитые дороги, горы мусора и стаи бездомных собак. Впечатление театра абсурда усиливается тем фактом, что эти области являются самыми крупными регионами-донорами Украины.
Складывается впечатление, что Янукович и его команда до сих пор не поняли важнейшего закона политической жизни, того, что в сложившейся системе разделения труда преуспевает не тот, кто больше работает, а тот, кто устанавливает правила, по которым распределяются плоды совместного труда. Надо отдать должное Виктору Федоровичу, он прилежно выполняет задания, которые задает киевская бюрократия, он сносно овладел устной украинской речью, но как бы он ни старался, они всегда будут попрекать его «проффессором» и Анной Ахметовой. Поймет или нет кандидат в президенты и его команда цену компромисса и урезанных прав, которые они предлагают русскоговорящим гражданам региона, но сами эти регионы для своего выживания и полноценного развития должны понять проблему в неурезанном виде.
Язык и правосознание
Остановлюсь только на одном принципиальном аспекте. Задумывались вы какое отношение имеет язык к тому беспределу, который царит в украинском законотворчестве? Какое отношение имеют проблемы языка к коррупции и практически всеобщему пренебрежительному отношению к законам? Современные исследования дают ответ – самое прямое!
Язык – это первый свод законов, с которым сталкивается человек с момента своего рождения. В первые годы жизни он должен научиться подчиняться этим правилам, чтобы стать полноценным членом общества. Наиболее активно процесс овладения правилами устной речи протекает с 3 до 5 лет. На этом процесс не заканчивается и продолжается в школе, где изучается грамматика, синтаксис и другие законы языка. Одним словом, когда у молодого человека начинает формироваться правосознание, и он становится полноценным гражданином, у него уже накоплен опыт подчинения или неподчинения общественным нормам.
В советское время стержнем школьного образования были две дисциплины - математика и русский язык, на изучение которых отводилась львиная доля учебного времени. Они приучали детей подчиняться законам. Если мы посмотрим на ситуацию с изучением родного языка в современной украинской школе, то мы поймем откуда растет тотальное неуважение к букве и духу законов. Это неуважение поддерживается лицемерием, пропитавшим всю образовательную политику. На уроках пытаемся говорить по-украински, на переменах переходим на русский, в итоге получается суржик, на основе которого, как утверждают филологи, невозможно построить ни литературу, ни науку, ни религию.
Языковой беспредел, с малых лет закладываемый на подсознание украинских граждан, постоянно будет торпедировать их правосознание и прорываться там, где все отношения должны строится в соответствии с писаными законами. Этот беспредел становится источником многочисленных неврозов и психических заболеваний, количество которых в русскоязычных регионах в несколько раз превышает их количество в украиноязычных регионах. Этот беспредел, с одной стороны, заполняет тюрьмы страны, с другой стороны, порождает преступное лицемерие в высших эшелонах власти, где вранье и неуважение к закону давно стало нормой жизни.
Никакая нация не может выдержать постоянно углубляющегося состояния внутреннего раскола и только национал-самоубийцы, типа Костенко, продолжают куковать нам о безоблачном европейском будущем Украины. Прежде чем идти на компромисс и принять в ближайшем будущем статус русского языка как регионального, необходимо осознать это, как необходимый шаг в контексте общего процесса формирования украинской нации. Где языковые неурядицы являются лишь симптомами глубинных процессов социальных трансформаций.
Выбор украинского языка как единственного государственного автоматически устанавливает в обществе определенную систему господствующих ценностей. Этот же выбор автоматически делает Гоголя, Булгакова, Бердяева и многих других – инородцами, которые к украинской культуре имеют косвенное отношение. Ущерб от такого духовного перекоса невосполним никакими экономическими успехами и ростом благосостояния. Этого благосостояния просто не может быть, поскольку в основе современной экономики лежит доверие, уважение к законам, а не война всех против всех.