С учетом того, что 10 глав стран не приехали в Ригу, ждать прорывных решений было глупо. Я понимаю, что Киеву хотелось хоть чем-то похвастаться перед своими гражданами. Хоть одна, хоть маленькая "пэрэмога" в сплошной череде "зрад".
Самым большим достижением саммита смог похвастаться президент Порошенко, который за день до конца доложил, что ему удалось существенно сгладить резкие фразы в итоговом документе. Это было преподнесено как "пэрэмога", но если вдуматься…
Изначально планировалось разнести Украину в пух и прах. А что Европа могла сказать, глядя на разнузданную коррупцию и циничное попирание прав человека. Степень гражданских свобод и свободы в ведении бизнеса за год не только не выросли, но и существенно откатились в низ списка. Причем то, что приписывают Украине разные рейтинги, руководство ЕС в расчет не берет. Они прекрасно понимают реальную стоимость всем этим филькиным грамотам, которые существуют только для того, чтобы искажать реальную картину в угоду заказчику. А потому "сглаживание" формулировок - это констатация провала и, по сути, хорошая мина при плохой игре. Давайте признаемся откровенно: не будет же Европа говорить открыто, что в течении последнего года она поддерживала откровенных подонков и неудачников. Причем это как раз те люди, на которых она единственно и смогла опереться.
Еще неделю назад Порошенко грозно требовал у Европы дать четкие временные рамки, другими словами, "перспективу" вступления Украины в ЕС. Для Европы Украина сейчас - это "чумной барак", от которого надо держаться подальше, а не партнер, а потому в итоге появляются формулировки типа: "Участники саммита признают европейские устремления и европейский выбор заинтересованных партнеров, как это указано в Соглашениях об ассоциации". (Из итогового заявления.)
Или же: "Это не встреча, на которой рассматриваются вопросы членства в ЕС. Но мы должны убедиться, что европейская перспектива существует для каждой из этих стран ("Восточного партнерства"). Пока что — и они не готовы, и мы не готовы". (Президент еврокомиссии Юнкер)
Как мы видим, Порошенко "сгладил" формулировки, которые стали просто ни о чем: масло масляное, Земля круглая, а Украина … не Европа. По крайней мере, в ЕС не замечена и не имеет для этого четких перспектив. Данную формулировку - за неимением лучшей и боясь получить худшую, решено было объявить "пэрэмогой" и прогрессом.
Единственно, что ожидалось и было подписано, это очередной двухлетний пакет помощи в размере 1.8 млрд. евро. Своего рода подачка. Мол, помогаем, как можем…. Хотя вы и на это не наработали.
Есть еще заявление, что Зона свободной торговли между ЕС и Украиной заработает в полном объеме с января 2016 года… Но это скорее поражение Украины нежели победа. Все дело в том, что выгоды от ЗСТ Украина уже получила досрочно. Еще в прошлом году. А в начале 2016 года она должна получить все "обратные стороны". Учитывая сложную экономическую и социальную ситуацию на Украине, ЕС пока закрывает глаза на многие нарушения Украиной прописанных в ЗСТ статей. В первую очередь, заградительные пошлины, которые являются значительным подспорьем для усыхающего бюджета. И вот в 2016 году эти деньги из бюджета изымут. Наверное, это "пэрэмога" потому, что она так похожа на "зраду".
Еще один проблемный момент. Чехия прямо накануне саммита неожиданно провалила ратификацию соглашений между ЕС и Украиной. Напомню, что соглашение вступает в силу, только после ратификации его ВСЕМИ членами ЕС. Думаю, что это проблема решаемая, но только в том случае, если Украина перестанет идти в кильватере только американской политики и станет считаться с европейскими интересами, которые однозначны. Европе нужен мир в Европе. Пока официальный Киев этого не понял, быть еще не одной попытке сгладить острые формулировки на очередных саммитах.
На саммите в Риге планировалось принятие решения о безвизовом режиме между ЕС и Украиной. О том, что это иллюзия говорили еще до встречи. Но Порошенко надеялся до последнего момента. Видимо именно здесь были его главные "пэрэмоги" по сглаживанию формулировок. Окружение Порошенко в лице Ирины Геращенко возлагает главную вину на ведомство Авакова, то есть на МВД: "Президент требует кадровых решений и выводов в отношении руководителей тех служб, которые медлили с выполнением определенных пунктов Плана действий по либерализации визового режима. Больше всего замечаний к миграционной службе и МВД".
Если убрать парламентскую дипломатию, то Порошенко по итогам саммита требует отставок для тех чиновников, которые фактически провалили подготовку Украины к безвизовому режиму. Хотя как Петр Алексеевич собирается совмещать выполнение европейских требований с чиновничьим произволом и коррупцией, для меня загадка. Видимо, загадка это и для европейцев, которые "сгладили" формулировку с категорического "да пошли вы …" до: "При условии, если будут выполнены определенные требования, я рассчитываю, что в отношении Украины и Грузии может быть принято положительное решение со стороны Еврокомиссии". (Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан) .
Здесь следует учесть, что Киев пока выполнил только два пункта, которые не требовали ни финансовых затрат, ни перестройки коррупционных схем на Украине: "В сфере судебного сотрудничества в уголовных делах и в вопросах производства биометрических паспортов". Но как Поршенко и Ко будут решать самые сложные требования еврокомиссии, я думаю, до сих пор не знают даже они сами. Пока нашли стрелочников - чиновников и получили отсрочку на полгода. А там либо сами сбегут, либо Европа "одумается", либо … авось как-то срастется само собой.
Федор Лукьянов о том, кто побеждает в схватке за постсоветскую периферию
Ф.А. Лукьянов - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник, работал на Международном московском радио, в газетах "Сегодня", "Время МН", "Время новостей". Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России.
Резюме: За полтора года между вильнюсским и рижским саммитами «Восточного партнерства» программа формально добилась больших успехов. Половина стран-участниц подписала соглашения об ассоциации с Евросоюзом, вторая половина хоть и не собираются это делать, всячески дают понять, что заинтересованы в сохранении и развитии связей с объединенной Европой.
За полтора года между вильнюсским и рижским саммитами «Восточного партнерства» программа формально добилась больших успехов. Половина стран-участниц (Украина, Грузия, Молдавия) подписала соглашения об ассоциации с Евросоюзом, вторая половина (Азербайджан, Армения, Белоруссия) хоть и не собираются это делать, всячески дают понять, что заинтересованы в сохранении и развитии связей с объединенной Европой.
Впрочем, атмосферы триумфа незаметно. На фоне войны на Украине и обвала отношений с Россией
ЕС утратил понимание, в чем цель его политики на восточном направлении.
Модель постоянного расширения — за счет приема новых членов или привязки стран, которые не могут рассчитывать на полноценное членство, — исчерпана. Да и вообще судьба интеграционных проектов в Евразии, о которых говорили после «холодной войны», под вопросом.
«Восточное партнерство» было создано шесть лет назад в развитие одного из направлений Европейской политики соседства, принятой в 2003 году. Изначальное соседство оказалось слишком разношерстным — общая рамка для Ливии и Палестинской автономии, с одной стороны, и Молдавии и Украины, с другой, была невозможна.
«Южному подбрюшью» в итоге придумали «Средиземноморский союз» под предводительством Франции — тогда еще задиристой при Николя Саркози (сейчас об этом начинании просто даже не вспоминают — «арабская весна» его перечеркнула). А «Восточное партнерство» включило шесть постсоветских государств, тоже очень неоднородных, которых, по сути, объединяло только то, что все они имели или могли иметь особые отношения с Россией.
Было бы логично, если бы это направление возглавила Германия как второй политический тяжеловес континентальной Европы. Однако Берлин повел себя пассивно, отчасти потому что не хотел связываться с задачей уговаривать Россию, что сближение бывших республик СССР с Европейским союзом не нанесет урон ее интересам.
Вообще, Франция и Германия приложили немало усилий для того, чтобы утихомирить страсти после российско-грузинской войны 2008 года. Это в целом удалось. Гранды вздохнули с облегчением, а «Восточное партнерство» Париж и Берлин отдали на откуп более энергичным Варшаве и Стокгольму, для которых «общее соседство» с Россией — это прежде всего зона безопасности на случай возврата Кремля к экспансионистской линии.
Сама по себе программа должна была создать институциональную «зацепку» для стран восточной периферии,
чтобы создать впечатление их движения к «европейскому выбору», но избежать обязательств со стороны Евросоюза.
Серьезных денег на проекты не выделяли, больших политических ставок не делали. Правда, вскоре после запуска партнерства ЕС, со скрипом согласовав Лиссабонский договор о новой фазе интеграции, с головой нырнул в сложности еврозоны. Это имело двойной эффект. Острота долговых проблем на юге Европы отвлекла внимание от соседей. Но возникла потребность в том, чтобы продемонстрировать успешность и привлекательность евроинтеграции вопреки возникшему образу жертвы бесконечного кризиса. Соглашения об ассоциации со странами, которые жаждали как-то «узаконить» свои отношения с Европой, стали способом напомнить о том, что конкурс среди «аспирантов» по-прежнему высок, а «вуз» остается престижным.
Россия к тому моменту дозрела, чтобы предложить тем же самым странам-соседям собственный проект. И получилось, что европейская инициатива, в основном символическая, обрела практический смысл — «перебить» российский интеграционный замысел. Появился азарт «кто кого», что и привело к украинскому столкновению с известными последствиями.
Рижский саммит фактически подводит итог эпохе, когда считалось, что постепенное расширение зоны европейской интеграции — процесс неизбежный и объективный. Само собой больше не получается — российское стремление остановить экспансию европейских и евро-атлантических институтов явлено в полном объеме. Идти на крупные затраты и большие риски ради того, чтобы распространить зону действия норм и правил ЕС еще дальше на восток, европейцы не хотят.
Евросоюз почувствовал ограниченность своих возможностей — и политических, и экономических. России же пришлось менять содержание своего детища — проекта Евразийского экономического союза. В изначальном виде он потерял смысл после того, как исчезла возможность включения Украины. Слово «евразийский» в названии, которое не значило ничего, кроме желание противопоставить российское начинание европейскому, превратилось в ключевое —
восточное направление стало для ЕАЭС единственно возможным.
Среди рациональных предпосылок евразийской интеграции называли потребность государств-участников в новой индустриализации, а для нее нужны более объемные рынки, защищенные от внешней конкуренции. Все постсоветские государства пережили примитивизацию своих экономик, особенно болезненно это ударило по Центральной Азии, и ЕАЭС давал надежду на возрождение производств.
Однако украинская коллизия внесла в расстановку сил новый фактор — Китай. Взаимодействие Москвы и Пекина развивается стремительно. Один из документов, принятых во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию в начале мая, прямо ставит задачу «сопряжения» китайского плана Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. До сих пор считалось, что эти две инициативы исключают друг друга и между Россией и КНР развернется схватка за Центральную Азию.
Сторонники идеи сопряжения указывают на то, что подходы совместимы, потому что Китай привносит деньги и инфраструктурное развитие, а Россия со своим более европейским подходом в состоянии обеспечить нормативно-правовое единство территории.
Если вспомнить первоначальную задачу промышленного подъема постсоветских территорий, то главным вопросом становится, кто будет двигателем новой индустриализации — сами страны или Китай, который всегда готов сделать все своими силами. Ну и в первую очередь в своих интересах, конечно.
Мощное вхождение Китая в Евразию создает потенциальные конфликты, но может служить и фактором сглаживания имеющихся противоречий. Так, Пекину не нужно острое противостояние России и Евросоюза, способное нанести урон его движению на запад. Вопреки распространенным представлениям, главный интерес Китая — не российские природные ресурсы, а транзитные пути, выход на европейские и средиземноморские рынки, что и было целью Шелкового пути в древности. А на этом пути лучше не иметь политических препон, наподобие попыток выстраивать стены из-за кризиса на Украине.
Так что в интересах КНР — подталкивать Москву и европейские столицы к экономической кооперации.
Китай не хочет конкурировать ни с каким из интеграционных проектов, он стремится все их обойти, предлагая общую «крышу». На фоне экономически бессмысленных баталий, которые ведут за постсоветскую периферию Россия и ЕС (один европейский дипломат метко назвал их битвой двух совершенно лысых людей за расческу), китайское пребывание над схваткой выглядит солидно.
Парадоксально, что пекинская версия «восточного партнерства» куда больше соответствует постулатам экономической целесообразности, которые, как считается, победили в мире после конца социализма, плановой экономики и идеологической конфронтации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Господин Лукьянов живет, видимо, в небесном городе, парящем высоко над землей и насмешливо наблюдает, как внизу копошатся мелкие людишки и государства, пытаясь как-то там выжить, чего-то добиться. Он служит великому богу - экономической целесообразности. Замечу, что русский народ, к коему, г. Лукьянов принадлежать опасается, к фетишу экономики всегда относился, мягко говоря, неоднозначно. Поэтому в нашей заинтересованности к реинтеграции постсоветского пространства лежат причины неэкономические. России нужно безопасное окружение доброжелательных соседей, а не подчиненных натовским стратегам шавок, которых они держат для того, чтобы они гавкали на Россию и постоянно поддерживали очаги напряжения. Как показывает практика, эти шавки гавкают по приказу того, в чьей экономической зависимости они находятся. И пока Западный мир будет претендовать на роль гегемона, указывающего всем как жить, обвинения в "экспансионизме" тем, кто смеет сопротивляться этой гегемонии, неизбежны, а роль лимитрофных шавок всегда одна - поджигать очаги напряженности на российских границах.
Группа: Главные редакторы публикации 32764 комментариев 24112 Рейтинг поста:
0
Пушков: Украина отпугивает ЕС Саммит «Восточного партнерства» в Риге доказывает, что Украина уже не привлекает, а отпугивает ЕС, заявил председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков.
«Саммит «Восточного партнерства» в Риге стал провальным для Киева: ни открытых виз, ни «европейской перспективы». Украина уже не привлекает, а отпугивает ЕС», - заявил он в Twitter. Ранее похожую мысль высказал бывший президент Украины Виктор Ющенко, который заявил, что мировому сообществу наскучили сообщения о ситуации на Украине, и оно отбивается от этой страны, «как от назойливой мухи».
Также Пушков прокомментировал реакцию бывшего посла США в России Майкла Макфола на референдум об однополых браках в Ирландии: «Макфол сообщил, что гордится своими ирландскими корнями, т.к. Ирландия узаконила однополые браки. Хорошо, когда все же есть, чем гордиться».
Ранее основной противник разрешения однополых браков в Ирландии Дэвид Куинн заявил о поражении в ходе референдума по этому вопросу.
Согласно обнародованным официальным данным, за разрешение однополых браков проголосовали 62% населения. Явка составила 60%, передает ТАСС.
Таким образом, Ирландия официально стала первой страной, где гей-браки легализованы путем всеобщего голосования. До этого в ЕС подобные решения в основном принимались на уровне национальных парламентов.
СМИ: Саммит в Риге оставил у Киева горький привкус Саммит «Восточного партнерства», завершившийся в пятницу в Риге, оставил у Киева горький привкус, пишут обозреватели немецких СМИ.
Попытки украинского президента Петра Порошенко и министра иностранных дел Павла Климкина, путем заявлений в прессе добиться от Брюсселя «признания европейской перспективы», не принесли успеха. Скорее, наоборот. В первом из 30 пунктов декларации подчеркнуто, что «Восточное партнерство» - часть «Европейской политики соседства», то есть о подготовке к возможному членству в ЕС речь не идет. Об этом же заявила и канцлер Германии Ангела Меркель, которая призвала «не пробуждать несбыточных надежд», говорится в материале Deutsche Welle.
Сделанное еще в Берлине перед вылетом в Ригу заявление Меркель, пожалуй, самый тяжелый удар по «европейской мечте» Украины за шесть лет существования «Восточного партнерства», отмечает издание. В кулуарах саммита в Риге украинцы признавали, что «перегнули палку», пытаясь через СМИ надавить на Брюссель и Берлин. Возможно, это понял и сам Порошенко. На утреннее заседание он пришел последним и, казалось, был не в лучшем расположении духа. На «семейном снимке» Порошенко и Меркель оказались по разные стороны группы.
На итоговой пресс-конференции президент Украины упомянул о встрече с Меркель, на которой присутствовал и президент Франции Франсуа Олланд, но о своем несбывшемся желании промолчал. Большим достижением он назвал то, что ЕС признал за Украиной и другими участниками программы право «самим выбирать» свой путь. Это был намек на Россию, которая в итоговой декларации не упоминается ни разу.
Западные наблюдатели полагают, что позиция ЕС связана как с внутренними проблемами, так и с оглядкой на Кремль. В Риге ЕС явно пытался избежать всего, что могло бы вызвать новое обострение кризиса между Россией и Украиной.
Вторым поражением Украины в Риге стал «демарш» Армении и Белоруссии. Уже в первый день работы саммита в СМИ просочилась информация о том, что они отказываются одобрить текст итоговой декларации, если в нем будут слова об «аннексии» Крыма Россией. Многочасовые уговоры европейских лидеров результатов не дали.
Похоже, чтобы не демонстрировать раскол в «Восточном партнерстве», организаторы саммита пошли на уступки. Текст принятой декларации стал примером дипломатических хитростей. В третьем пункте от имени всех участников речь идет не об «аннексии» Крыма, а о «действиях против Украины», с которыми «нельзя смириться в 21 веке». В следующем пункте страны подтверждают свои позиции по принятой в марте 2014 года резолюции Генассамблеи ООН, которая осудила действия России и не признала крымский референдум. Армения и Белоруссия не поддержали ту резолюцию. ЕС же - но только от своего имени - подтвердил в Риге свою прежнюю позицию «о нелегальной аннексии Крыма и Севастополя».
На пресс-конференции украинского президента спросили, хочет ли Киев и дальше соседствовать в программе ЕС со странами, которые отказались признать аннексию Крыма. Порошенко дипломатично ответил, что это проблема не Украины, а этих стран.
Но, как и «Рижский бальзам», который смягчает свою горечь сладким привкусом, например, черной смородины, так и европейцы на рижском саммите попытались смягчить удар для Украины, отмечает издание.
В Риге был подписан меморандум о выделении Украине очередного транша макроэкономической помощи на сумму 1,8 млрд евро. Для Киева, балансирующего на грани дефолта, это решение как нельзя кстати. Глава Европарламента, немецкий политик Мартин Шульц, перед началом саммита сказал, что стабилизировать Украину экономически - важнее, чем говорить о перспективе ее членства в ЕС.
Более сговорчивым оказался Евросоюз в ответ на просьбу Украины и Грузии об отмене визового режима. В Риге Киеву и Тбилиси пообещали к концу года провести анализ ситуации и не исключили, что уже в 2016 году жители этих стран смогут отправляться в краткосрочные (до трех месяцев) поездки в ЕС без виз. Такой режим был введен в прошлом году для Молдавии, которая благодаря этому стала неформальным лидером в «Восточном партнерстве».
Для Украины в визовом вопросе есть подводный камни. Один из них - контроль границы. На данный момент Киев не контролирует сотни километров границы с Россией на востоке. На чем основывается оптимизм Киева решить этот вопрос до конца года, в Риге осталось неясным.
В целом после Риги осталось ощущение, что этот саммит - последний в такой форме. И от европейских политиков, и от представителей шести стран-партнеров все громче звучали пожелания о большей «дифференциации». Их и раньше условно делили на две группы: страны, желающие стать членами ЕС (Молдавия, Грузия, Украина), и остальные. Демарш Белоруссии и Армении показал, что среди участников «Восточного партнерства» есть если не раскол, то трещина.
Отличился и Азербайджан, который в последний момент отказался присоединиться к совместной декларации. Из-за этого итоговая пресс-конференция началась с опозданием на час. Глава Совета ЕС, поляк Дональд Туск признался, что по телефону уговаривал президента Азербайджана Ильхама Алиева, который в Ригу не приехал. В итоговой декларации страны приветствовали усилия Минской группы по посредничеству в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе.
Накануне в МИД России заявили, что саммит «Восточное партнерство» остается «заидеологизированным геополитическим проектом», на реализацию которого оказывают негативное влияние отдельные страны-члены ЕС с их «историческими антироссийскими комплексами».
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Саммит «Восточного партнерства» в Риге доказывает, что Украина уже не привлекает, а отпугивает ЕС, заявил председатель комитета по международным делам Госдумы Алексей Пушков.
«Саммит «Восточного партнерства» в Риге стал провальным для Киева: ни открытых виз, ни «европейской перспективы». Украина уже не привлекает, а отпугивает ЕС», - заявил он в Twitter.
Ранее похожую мысль высказал бывший президент Украины Виктор Ющенко, который заявил, что мировому сообществу наскучили сообщения о ситуации на Украине, и оно отбивается от этой страны, «как от назойливой мухи».
Также Пушков прокомментировал реакцию бывшего посла США в России Майкла Макфола на референдум об однополых браках в Ирландии: «Макфол сообщил, что гордится своими ирландскими корнями, т.к. Ирландия узаконила однополые браки. Хорошо, когда все же есть, чем гордиться».
Ранее основной противник разрешения однополых браков в Ирландии Дэвид Куинн заявил о поражении в ходе референдума по этому вопросу.
Согласно обнародованным официальным данным, за разрешение однополых браков проголосовали 62% населения. Явка составила 60%, передает ТАСС.
Таким образом, Ирландия официально стала первой страной, где гей-браки легализованы путем всеобщего голосования. До этого в ЕС подобные решения в основном принимались на уровне национальных парламентов.
СМИ: Саммит в Риге оставил у Киева горький привкус
Саммит «Восточного партнерства», завершившийся в пятницу в Риге, оставил у Киева горький привкус, пишут обозреватели немецких СМИ.
Попытки украинского президента Петра Порошенко и министра иностранных дел Павла Климкина, путем заявлений в прессе добиться от Брюсселя «признания европейской перспективы», не принесли успеха. Скорее, наоборот. В первом из 30 пунктов декларации подчеркнуто, что «Восточное партнерство» - часть «Европейской политики соседства», то есть о подготовке к возможному членству в ЕС речь не идет. Об этом же заявила и канцлер Германии Ангела Меркель, которая призвала «не пробуждать несбыточных надежд», говорится в материале Deutsche Welle.
Сделанное еще в Берлине перед вылетом в Ригу заявление Меркель, пожалуй, самый тяжелый удар по «европейской мечте» Украины за шесть лет существования «Восточного партнерства», отмечает издание.
В кулуарах саммита в Риге украинцы признавали, что «перегнули палку», пытаясь через СМИ надавить на Брюссель и Берлин. Возможно, это понял и сам Порошенко. На утреннее заседание он пришел последним и, казалось, был не в лучшем расположении духа. На «семейном снимке» Порошенко и Меркель оказались по разные стороны группы.
На итоговой пресс-конференции президент Украины упомянул о встрече с Меркель, на которой присутствовал и президент Франции Франсуа Олланд, но о своем несбывшемся желании промолчал. Большим достижением он назвал то, что ЕС признал за Украиной и другими участниками программы право «самим выбирать» свой путь. Это был намек на Россию, которая в итоговой декларации не упоминается ни разу.
Западные наблюдатели полагают, что позиция ЕС связана как с внутренними проблемами, так и с оглядкой на Кремль. В Риге ЕС явно пытался избежать всего, что могло бы вызвать новое обострение кризиса между Россией и Украиной.
Вторым поражением Украины в Риге стал «демарш» Армении и Белоруссии. Уже в первый день работы саммита в СМИ просочилась информация о том, что они отказываются одобрить текст итоговой декларации, если в нем будут слова об «аннексии» Крыма Россией. Многочасовые уговоры европейских лидеров результатов не дали.
Похоже, чтобы не демонстрировать раскол в «Восточном партнерстве», организаторы саммита пошли на уступки. Текст принятой декларации стал примером дипломатических хитростей. В третьем пункте от имени всех участников речь идет не об «аннексии» Крыма, а о «действиях против Украины», с которыми «нельзя смириться в 21 веке». В следующем пункте страны подтверждают свои позиции по принятой в марте 2014 года резолюции Генассамблеи ООН, которая осудила действия России и не признала крымский референдум. Армения и Белоруссия не поддержали ту резолюцию. ЕС же - но только от своего имени - подтвердил в Риге свою прежнюю позицию «о нелегальной аннексии Крыма и Севастополя».
На пресс-конференции украинского президента спросили, хочет ли Киев и дальше соседствовать в программе ЕС со странами, которые отказались признать аннексию Крыма. Порошенко дипломатично ответил, что это проблема не Украины, а этих стран.
Но, как и «Рижский бальзам», который смягчает свою горечь сладким привкусом, например, черной смородины, так и европейцы на рижском саммите попытались смягчить удар для Украины, отмечает издание.
В Риге был подписан меморандум о выделении Украине очередного транша макроэкономической помощи на сумму 1,8 млрд евро. Для Киева, балансирующего на грани дефолта, это решение как нельзя кстати. Глава Европарламента, немецкий политик Мартин Шульц, перед началом саммита сказал, что стабилизировать Украину экономически - важнее, чем говорить о перспективе ее членства в ЕС.
Более сговорчивым оказался Евросоюз в ответ на просьбу Украины и Грузии об отмене визового режима. В Риге Киеву и Тбилиси пообещали к концу года провести анализ ситуации и не исключили, что уже в 2016 году жители этих стран смогут отправляться в краткосрочные (до трех месяцев) поездки в ЕС без виз. Такой режим был введен в прошлом году для Молдавии, которая благодаря этому стала неформальным лидером в «Восточном партнерстве».
Для Украины в визовом вопросе есть подводный камни. Один из них - контроль границы. На данный момент Киев не контролирует сотни километров границы с Россией на востоке. На чем основывается оптимизм Киева решить этот вопрос до конца года, в Риге осталось неясным.
В целом после Риги осталось ощущение, что этот саммит - последний в такой форме. И от европейских политиков, и от представителей шести стран-партнеров все громче звучали пожелания о большей «дифференциации». Их и раньше условно делили на две группы: страны, желающие стать членами ЕС (Молдавия, Грузия, Украина), и остальные. Демарш Белоруссии и Армении показал, что среди участников «Восточного партнерства» есть если не раскол, то трещина.
Отличился и Азербайджан, который в последний момент отказался присоединиться к совместной декларации. Из-за этого итоговая пресс-конференция началась с опозданием на час. Глава Совета ЕС, поляк Дональд Туск признался, что по телефону уговаривал президента Азербайджана Ильхама Алиева, который в Ригу не приехал. В итоговой декларации страны приветствовали усилия Минской группы по посредничеству в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе.
Накануне в МИД России заявили, что саммит «Восточное партнерство» остается «заидеологизированным геополитическим проектом», на реализацию которого оказывают негативное влияние отдельные страны-члены ЕС с их «историческими антироссийскими комплексами».