Почему лидер «Батькивщины» выступила против своих заокеанских покровителей? На днях Юлия Тимошенко сделала дерзкое заявление. Она осмелилась осудить планы приватизации государственных монополий и резко выступила против продажи земли сельскохозяйственного назначения. А означает это ни много, ни мало – критику западных хозяев страны.
Некогда президент Украины Виктор Янукович пытался торговаться с ЕС по вопросу ассоциации. И, как сообщила лидер фракции «Батькивщина» в Верховной Раде, будучи главой «преступного режима» не осмелился распродавать активы страны на сторону. Претензии к президенту были от «своих», украинских олигархов. Они надеялись, что «Революция достоинства» вернет им честь и свободу действия на Украине, а злой донецкий капитал будет раздавлен или ослаблен.
Чем же был плох донецкий круг бизнеса для Запада? Ровно тем же, чем и для многих олигархов своей страны. Он находился в эволюционном переходе от мутного олигархического ведения дел к корпоративной структуре, попутно поглощая все, что только успевал. Это рождало страх у одних и позволяло сочинять анекдоты другим. Забавные анекдоты.
В одном из них Виктор Федорович едет по стране в автомобиле и, подобно королю из сказки «Кот в сапогах», спрашивает у спутника: «А чей это там виднеется завод? Чей тут торговый центр? Чьи раскинулись вокруг сервисы, супермаркеты и рестораны?» Ответ он получает всегда один. «Вашего сына, Виктор Федорович!» Наслушавшись однообразных этих пояснений, Янукович восклицает: «Не пойму, что один мой сын, что ли работает во всей стране?»
Время господства Януковича давно прошло, и Тимошенко выступает не против него. Она осмелилась критиковать более серьезные силы. Новые хозяева страны (пока больше политические), вот против кого обращена критика бывшего премьера Украины. А сказала Тимошенко следующее: «Сейчас готовится массовая приватизация государственных монополий. Такого не делали ни одни преступные режимы. Государственные монополии, такие как «Укрзализныця», «Энергоатом», НАК «Нафтогаз», являются ключевыми элементами безопасности государства». По ее словам, все их «в войну, в кризис» собираются продать за бесценок.
Учитывая недавнюю историю с выдворением Игоря Коломойского из «Укртранснафта», потенциальным покупателям украинских активов момент кажется подходящим. Коломойский пробовал бороться против изъятия ценнейшего актива, но посол США объяснил ему новые правила. И казавшийся всесильным олигарх благоразумно притих. Он понял, что процесс «революции» вошел в новую фазу, когда не местные дельцы большого полета, а западные корпорации будут получать бонусы.
Надев шкуру Януковича, Юлия Тимошенко встала на защиту олигархии как типа правления на Украине. Она даже сказала, что украинцам (каким?) не достанет гривен для приватизации. Нашла Тимошенко доброе слово и для селян, предупредив их, что все земли захватят монополии, а люди сделаются батраками. Конечно, украинские олигархи сами хотели бы всем владеть, сами хотели бы стоить латифундии на плодородных землях, ласково называя оные фермерскими хозяйствами. Однако они не в силах противостоять переменам. Свергнув Януковича и поссорившись с Россией, а более всего – ассоциировавшись с ЕС и доверив государство людям США, они потеряли контроль над страной.
Коломойский сдался легко. Без особого сопротивления сдадут позиции и другие олигархи (сейчас идет мягкий наезд на Рината Ахметова). Может быть, им оставят вторые роли в экономике, а может – дадут лишь третьи. Прекрасные земли Украины большей частью получат евроамериканские игроки, а сама Юля, скорее всего, сторгуется и сдаст столь внезапно занятую принципиальную позицию против приватизации. Сейчас она говорит, что земля - это стратегический ресурс народа, а завтра обменяет свою оппозиционность на место в правительстве.
Если же Тимошенко будет упорствовать, то ей могут припомнить газовые сделки с Россией. Ее могут даже признать агентом Москвы. Защищать ее будет некому, потому как олигархи уже напуганы. Раньше они думали, что бандеровская фразеология страхует вывезенные ими за рубеж капиталы и управляемые активы на Украине (порой формально государственные). Теперь они понимают, что должны соглашаться на все указания МВФ, «советы» США и ЕС. Они понимают, что сопротивляться давлению Запада не в состоянии. Потому Тимошенко тоже вряд ли будет сопротивляться. Ведь может открыться, что ее капиталы нажиты нечестным путем, а сама она страдала при Януковиче не безвинно.
Как Юля разыграет свою карту не так уж важно. Не важно и то, сможет ли Ахметов удержать все элементы своей бизнес-империи. Важно лишь, что Украина меняет экономических хозяев вслед за политическими. Запад поддержал Евромайдан ради интересов собственных финансистов, и этот урок должны извлечь все в России, Белоруссии, Казахстане, странах Средней Азии и Кавказа. Борьба идет не за Крым, а за активы местного капитала. А это означает, что США и ЕС не настроены на компромиссы. Они жаждут выигрыша, огромного выигрыша. На Украине они уже начали его получать, оттесняя глупых местных олигархов.
Народы должны извлечь урок. Под десницей ЕС и США им не светит ничего, кроме нищеты и бесправия. Не будет развития. Не будет попадания в потребительский рай. Не будет «хороших рабочих мест», и конечно не будет никакой свободы в результате «европеизации».
Но что же Тимошенко? В первые часы освобождения из темницы она появилась на Майдане. Ей очень хотелось вернуться во власть, а толпа кричала ей: «Юле волю, но не власть!» Она отошла в тень. Теперь ей кажется, что в шкуре Януковича она сумеет пробраться в правительство или даже стать новым президентом. Главное немного пострадать за народ на словах, а потом… А потом договориться.