Украина далека от ЕС
В понедельник в украинской столице завершился 17-й по счету саммит Украина — ЕС.
Помнится, что предыдущая встреча в этом формате проходила еще в феврале 2013 года. Прошло уже более двух лет. И по-моему, этот перерыв сроком в два года, стал не только самым длительным за всю историю таких собраний, но, наверное, самым напряженным и драматичным.
О чем говорили?
Война в Донбассе не могла пройти незамеченной — многие темы саммита так или иначе ее касались: миссия ОБСЕ, отстаивание разрушенных городов, минские соглашения. Тем не менее, главной же темой новой встречи, разумеется, стала ассоциация Евросоюза и Украины, которую отложили еще осенью 2013 года. Тогда в Киеве произошел Майдан, вследствие которого тесно сотрудничать с действующими украинскими властями, не желают уже и в Евросоюзе.
И причины для этого достаточно веские.
Первостепенной является конфликт на Юго-Востоке, который ежедневно уносит жизни людей. А те договоренности, ради которых европейские дипломаты собирались неоднократно, нарушаются иногда десятки раз за сутки. Кроме того, Киев продолжает экономическую блокаду Донбасса: ни пенсий, ни пособий. Не самая лучшая и в столице — просящие милостыню пенсионеры и бастующие горняки.
Видно, что Украина с головой окунулась в тяжелейший финансовый кризис, который сопровождается огромными социальными и финансово-экономическими проблемами. Практически ежемесячно повышаются цены, тарифы на те или иные группы товаров и услуг, одна за другой отменяются или урезаются социальные гарантии.
Думаю, именно поэтому Петр Порошенко не скрывает того, что тесные связи с ЕС нужны его стране как воздух.
Чего хотел Киев?
Украинские власти, впрочем, как и всегда, рассчитывали получить от Евросоюза помощь и поддержку по целому ряду вопросов, с которыми сегодня политика Украины, не может справиться самостоятельно.
Порошенко ожидал получить от европейцев конкретные сигналы по утверждению европейскими странами соглашения об ассоциации, поддержку своего стремления направить в Донбасс миротворцев. Кроме того, зона свободной торговли, по его мнению, поможет вылезти из кризиса, а безвизовый режим поднимет настроение украинским гражданам. Также президент попросил у европейцев денег на строительство нового саркофага над 4-м энергоблоком ЧАЭС.
Что получил?
Итог саммита для киевских властей получился достаточно плачевным. Из всех просьб, которые огласил Петр Порошенко, ЕС пообещал выполнить только одну — выделить 70 миллионов евро на строительство нового саркофага.
1. Дорога к членству туманна
Киев рассчитывает после завершения масштабных реформ подать заявку на полноправное членство в Евросоюзе. Программа реформ президента Порошенко предполагает подачу заявки на членство уже к 2020 году. Однако пока от ЕС не поступило четкого сигнала, который бы указывал на то, что Европа признает за Украиной такое право.
2. Новых денег, Киев, наверное, не получит
Саммит также не принес обещаний о выделении Украине новой финансовой помощи. Европейцы только лишь дали разъяснения о сроках поступления средств по третьей программе макроэкономической помощи, получение которых было уже анонсировано ранее.
Отмечу, что на данный момент Украина планирует получить от Евросоюза почти 11 миллиардов евро на проведение ключевых реформ в сфере энергетики, торговли, транспорта и управления границами.
3. Миротворцев в Донбассе не будет
После минских соглашений Порошенко высказался за введение в зону конфликта в Донбассе миротворцев. Он уверен, что такой шаг не противоречит минским соглашениям, а лишь дополняет достигнутые договоренности и будет служить гарантией мира. Но по итогам саммита стало ясно, что военную миссию на Украину отправлять в ЕС точно никто не собирается.
4. Безвизовый режим под большим вопросом
Обсуждать безвизовый режим дипломаты и вовсе отказались. Оказывается, в Соглашении об ассоциации, документе, который должен связать Украину и ЕС, такой пункт не прописан.
Реакция сторон
После саммита стало ясно — миротворцев на юго-восток Европа не отправит. А Петр Порошенко хоть и настаивал на создании миротворческой миссии, но результатом встречи остался доволен, ибо ему удалось услышать разъяснения по новым кредитам, в которых он так любит утопать.
С европейской стороны всё более очевидно – они хотят видеть в ЕС сильную страну, которая, наконец, остановит войну, проведет структурные реформы и избавится от коррупции.
Итог
Видно, что союз страшно устал от Украины, от ее руководства и от того кризиса, который там разродился. Естественно, никакого желания вкладывать большие деньги в Украину нет. Не только потому, что у европейцев нет лишних денег в карманах, но и потому что в самом Евросоюзе достаточно много кризисных зон: Португалия, Испания, Италия, Греция. Пока же, поддерживать Украину Европа будет лишь для того, чтобы использовать ее в геополитических играх. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|